Малер как цоколь для Курентзиса

Автор:Аида Воробьёвa

Малер как цоколь для Курентзиса

Теодор Курентзис

Окончание московского сезона 2015/2016 года. характеризуется концертом, который вызвал у публики чрезмерный интерес. Такого переаншлага в Большом зале консерватории не было давно.

Не говоря уже о том, что были заняты все ступеньки в двух амфитеатрах, но и в первом этаже всех доступных стен тоже стояли люди.

Такое замешательство в какой-то степени был вызван тем, что была признана редко исполняемая Симфония № 6 (Трагическая) Густава Малера, но в еще большей степени тем, что она была спета — оркестром «MusicAeterna» п/у Теодора Курентзиса.

Независимо от того, нравится мне или не нравится то, как он выполняет то или иное повествование, не могу не признать, что в любом случае это по крайней мере интересно и не скучно.

Курентзис – один из самых харизматичных персонажей на рынке музыкальном небосклоне со всеми плюсами и минусами этой ситуации. Плюсы очевидны. А вот минусы в том, что от Курентзиса все время ждут сенсаций и чего-то такого, навязчиво нетривиального как цель сам по себе. Шестая симфония Малера дает обильный материал для таких ожиданий.

Последний раз вживе слышал Шестую симфонию Малера в исполнении Госоркестра им. Светланова п/у Михаила Юровского 25 февраля 2013 года. в зале им. Чайковского. Это была великолепная интерпретация, сделаны с большим вкусом.

Шестая симфония («Трагическая») сочинялась летом 1903 и 1904 года на тихом участке в Майерниге, где Малер проводил отпуск, и он был свободен от своих деловых забот в Венской опере. Премьера состоялась 27 мая 1906 года в Эссене под контролем автора.

Это были, пожалуй, самые спокойные и даже счастливые годы в жизни Малера. Он женится на Альме Шиндлер, у них рождаются две дочери. Венская опера процветает, сам Малер успешно, и как дирижер, и как оперный режиссер. Но он гений, чтобы быть наделенным предчувствием диктата судьбы и непонятных сил, которых почти невозможно противостоять. А эти силы заключены в самом человеке. Еще в 1901 года Малер писал в письме:

«…истинный враг человека не снаружи, а внутри него».

А внешние события служат только кнопкой, включающей взведенный судьбой механизм самоуничтожения, и начинает работать. Именно у гениев этот механизм запускается очень легко.

«Никогда еще Малер не воспринимал жизнь так мрачно, не оставляя себе никакой иллюзии»

– пишет Инна Барсова в своем фундаментальном исследовании симфонии Малера.

Малер в «Трагической» симфонии предчувствовал свою судьбу. И это не только чувство, но и просто привлекает трагично, как в одиночестве, стоя на равнине высокое дерево притягивает молнии. Через год после премьеры Шестой симфонии Малер в результате интриг вынужден был уйти из театра. Умерла одна из дочерей. Последнее, но не менее, эти потери стимулировали быстрое развитие неожиданно обнаружившегося тяжелого порока сердца, который при его мнительности и суеверии быстро свело его в могилу.

Премьера Шестой симфонии была принята большинством критиков негативно. Немногие восхищенные отзывы тонули в шквале негативных оценок.

После премьеры Малер внес в партитуру значительные изменения. Прежде всего, они касаются последовательности части симфонии. Сначала в рукописи на втором месте стоял Скерцо, а на третьем – Andante. И в таком порядке, была впервые опубликована в виде собственной партитуры. Но уже на премьеры в Эссене, Мюнхене и Вене Малер поменял их местами. Помимо этих трех исполнений Малера больше не вел свой Шестой симфонией.

Но после сильных колебаний Малер вернулся к исходной последовательности частей: Allegro, Скерцо, Анданте,Финал. Он внес коррективы и в инструментовку. Именно высказанного мнения относительно местоположения части Малер не сделал. При жизни композитора, близкий к нему дирижеры исполняли симфонию в порядке выхода. В 1920 году Виллем Менгельберг задал вопрос о последовательности частей вдовы Малера Альме, и получил в ответ телеграмму: «Сначала Скерцо, потом Анданте».

До сих пор Шестая симфония Малера проходит с различными последовательностями части. Так, на втором месте ставили Andante Виллем Менгельберг, Оскар Фрид, Александр фон Цемлинский, Димитрис Митропулос, Зубин Мета, Клаудио Аббадо, Леонард Бернстайн, Михаил Юровский.

Параллельно после выполнения Шестой Малера Антоном Веберном в 1930 году со Скерцо на втором месте, она была спета так, Рафаэль Кубеликом, Вацлавом Нойманом, Бернардом Хайтингом. В этой последовательности Шестая симфония Малера была сделана и Курентзисом.

Все симфонии Малера, безусловно, относятся к партитурам более высокой сложности. Шестая в этом смысле уступает только его Восьмой – «симфонии 1000 участников».

См. также:Ensemble Matheus: Crazy образовательная программаТеодор Курентзис

Написана Шестая для огромного состава оркестра: пятерного число деревянных духовых инструментов, восемь валторн, шесть труб, четырех тромбонов и тубы, две партии котлы, низких колоколов, больших и малых барабанов, тарелок, там-тама, колокольчики, ксилофон, челеста, коровьих колокольцев, треугольника, стержней, молота и две арфы. Соответственно увеличится и состав струнных.

Состав «MusicAeterna» (и каждого симфонического оркестра), конечно, не могло хватить и Курентзис призвал под свои знамена лучших российских инструменталистов, в которых мы проверили лауреатов международных конкурсов: скрипачей Айлена Притчина, Юлию Игонину, Николая Саченко, альтистов Полтавы Сергея и Ирину Сопову, виолончелиста Евгения Румянцева. Учитывая огромный объем работы и короткий период попыток, согласие стольких звезд работать в оркестре свидетельствует о высокой степени доверия дирижера.

Сцена БЗК с трудом раз состав оркестра. Духовая и ударная группы находятся амфитеатр за струны.

Это, как Курентзис исполнил две первые части симфонии, меня не устраивает. Как не исхитряйся, но от названия «Трагическая» не убежишь. А у Курентзиса трагедийность заменяется истеричностью, которая царит в первых двух частях симфонии, Allegro energico, ma non troppo. Heftig, aber markig и Скерцо: Wuchtig.

Эта истеричнсть проявляется в самом ненужные экспрессивном жесте Курентзиса. Слишком высокая динамика первых двух частей, да и всего исполнения в целом. БЗК не мог вместить всю звучали массу и вид мне показалось это слишком громко. Появилось чувство, что дирижера не превалировало желание реализовать замысел Малера, а желание поставить себя перед его музыки. Это проявлялось в его поведении, за пультом.

Аплодисменты между частями произведения вызывают у опытных меломанов покорный или тронут ухмылку. А здесь? В перерывах между частями Курентзис продемонстрировал, как ему жарко и он пил воду. После второй части это даже удалось полить водой голову, а после третьего, садитесь на подиум и отдохнуть. Все эти эскапады остановили за музыки, рвали на части музыкальную ткань симфонии и нарушается ее восприятие.

Наиболее интересной мне показалась третья часть Andante moderato. Истерия исчезла, уступив место спокойной созерцательности. В Финале взнервленность, но в значительно меньшей степени, возвращается, перекликаясь с первой частью. И здесь трагедийности места не было, за исключением того, что несколько последних аккордов.

При каждом изменении в целом Шестая симфония Малера у Курентзиса был как музыка для себя и о себе. Малер здесь только внешняя оболочка. В принципе, эта интерпретация имела место в бюст Теодора Курентзиса, стоя на постаменте Густава Малера.

Нельзя не отметить, что после завершения симфонии зал, разразилась буря аплодисментов, и крики, и рев «браво». Потом зал встал.

На бис прозвучал «Танец семи покрывал» из оперы Рихарда Штрауса «Саломея», сыгранный оркестрантами стоит, и это здорово. Отдельно можно задаться вопросом, насколько вообще важны бис в таких насыщенных смыслами и «густой» музыкой программах. Но если дать еще, то он был выбран очень хорошо. Чувственный «Танец семи покрывал», как бы уравновешивал умозрительную метафизичность произведения Малера.

Несмотря на то, что оркестр был сборный состав, и у него не было достаточного количества репетиций, играл неплохо, иногда почти прозрачный. Но случались и динамические перегрузки. Были некоторые технические проблемы, вызванные, скорее всего, усталостью музыкантов, только что, играя в эту программу в Перми и в Москве, которые появились в почти что «с колес». Один и тот же состав в течение нескольких дней после выступления в Москве сделал Шестую симфонию Малера для лейбла Sony Classical. Интересно будет послушать…

Владимир Ойвин, musicseasons.org

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ