В этом году оперные спектакли «Золотой Маски» были очень разнообразны. Еще в декабре 2014 года Класс театр оперы и балета показал в Москве спектакль «Королева индейцев» с музыкой Генри Перселла в постановке Питера Селларса («Маска» за лучшую режиссуру), установив такую высокую планку, что борьба с таким ярким лидером, было уже почти не имеет смысла (но если до этого фестиваль?).
Мало в последние годы выглядело это так важно. Селларс положить в основу нового либретто роман никарагуанки Розарио Агиляр «Потерянные хроники Terra firma», рассказавшей историю конкисты от лица женщины. Одна из героинь оперы — dona Isabel, построенный мужем, испанским правителем, покорение индейцев (ее поет Надежда Кучер, «Маска» за лучшую женскую роль). Изабель вдруг понимает, что настал последний день, когда ее муж вел себя как христианин.
Оказалось, сложносочиненний, феноменально острый спектакль о геноциде (с крещения в джунглях под угрозой винтовок, с реками крови) и о том, что жестокость победима только любовью и состраданием. Уж больно красивая, трагическая музыка Перселла (Англия, XVII век), выполненный в историческом образом, под руководством Теодора Курентзиса («Маска» лучшего дирижера) таинственно заставила пережить историю, как что-то глубоко личное. В конце концов, это еще одна «Маска» за лучший оперный спектакль, то есть главная награда.
Курентзис, которого столица просто выжила далеко — один из самых ярких дирижеров России. Пусть его работы часто эпатажны, как и представленная на фестивале рискованная опера Дмитрия Курляндского «Носферату» на фантазийно трактованный сюжет о Персефоне, похищенной Аидом, где производят голосом, что вы хотите, только не поют. Снобизм — «Носферату» оказался так высок, что, в отличие от «Королевы», вызвал наиболее острые отзывы. А «Маска» для лучшего композитора (как и ожидалось, Курляндскому) не был предоставлен.
Однако краска, которой Курентзис уже внес в культурную палитру России, войдет в историю музыки. У Пермского театра после этих двух шоу было 15 номинаций. За «Королеву индейцев» проголосовали еще и критики — редкий случай: как правило, нас, музыкальных критиков, узкие числом и «уменьем» драматические. Эту «Маску» Курентзис на церемонии награждения дал Курляндскому.
С пермским театром стартовал только Большой — 10 номинаций за три оперы. Но которое Дмитрий Белосельский — «Маска» за партию короля Филиппа в «Дом-Карлосе».
Много страхов у меломанов вызывала «Царская невеста» в постановке Андрея Могучего (театр Михайловский) с его снисходительной иронией к Римскому-Корсакову ( в отличие от почитания создателей «Королевы» перед Перселлом). Самым нелепым кажется, что в спектакле теги, которые для большей ясности в этом странном компоте a la роман Сорокина проносили на сцене на табличках: «мед», «эликсир», «дом Собакиных», «царь» — видимо, для тех, кто уже полностью ушел в мир гаджетов.
Да еще дирижер Михаил Татарников, видимо, в отчаянии от хора опричников с табуретками, обесцветил красочные музыки… однако печальный опыт настораживал с прошлого фестиваля — победу примерно одинаково сумасшедшего «Евгения Онегина» Андрия Жолдака того же Михайловского театра. Кстати, почему именно эту пустяковую «Королевский» с 12 камер транслируется по ТВ в прямом эфире? Говорят, быстро удалось справиться с этим авторские права. Еще бы. Кому они необходимы.
Жаль, что не отмечен «Аида» Питера штайна в Московском музтеатре им. Станиславского и Немировича-данченко. Этот спектакль можно рекомендовать для обучения всех начинающих режиссеров. Здесь сбалансированы все компоненты оперной постановки. При этом, по словам штайна, — «никаких гигантских статуй, цветов лотоса, — словом, не имеет старого отеля «Украина». Все это только разрушает музыку». Хорошо было бы наградить Андрея Могучего табличкой с тегом «Уничтожает музыку».
Но выстраивал ее в театре «Новая опера» Дмитрий Волосников (специальная «Маска») — дирижер, управлял диковинно задуманным спектаклем «DIDO» — «Дидона и Эней» сам Перселла, пролог к которой написал по просьбе режиссера Натальи Анастасьевой Майкл Найман.
Екатеринбург привез «Летучего голландца». Учитывая тот факт, что Вагнер у нас все еще редкость необычный, хорошая осталась память о выставке.
Образцово-традиционный астраханский «Евгений Онегина» в постановке Константина балакина излучал сдержанный шарм, резко контрастирующая с «Носферату», который показали накануне: обалдевшая публика увидела подряд два полюса современного музыкального театра. И мне жаль, что они не знают, какой астраханскую художницу Елену Вершинину, вручную создавшую эффектные «воспитанников» украшения из фольги.
То, что Евгений Зайцев получит «Маску» за большую роль в бродвейском мюзикле «Чаплин» Театра музкомедии Санкт-Петербурга, не было сомнений уже с первых минут спектакля; «Маска» за женскую роль здесь вручили Марии Лагацкой-Зиминой (Хедда Хоппер в Чаплине»). А сам спектакль признан лучшим в разделе «Оперетта/Мюзикл».
Мюзикл «8 женщин» пермского Театра-Театра, известного французского фильма, поставленный Борисом Мильграмом показан в конце фестиваля, неожиданно получил специальную «Маску» и еще две штуки за костюмы-Ирена Белоусова) и сценографию (Виктор Шилькрот). Пермь на мелочи не работает!
Интересно, что в этом году жюри под руководством Андрейса Жагарса наградили музыкальные выступления еще некоторых драматических театров.
Большинство «танцевальных» «Масок» разделили между собой Москва и Екатеринбург. «Лучший балет» — «Укрощение строптивой» Большого театра (Катарина и Петруччо, Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов, получили и обе «художественные» награды). А «Маски» лучшего дирижера в балете и лучшего хореографа предоставлено Павлу Клиничеву и Вячеславу Самодурову — за спектакль «Цветоделика» (Екатеринбургский театр оперы и балета). А лучшим спектаклем в жанре современного танца назван «Экспонат/Пробуждение» Анны Абалихиной (Санкт-Петербург, Александринский театр).
Наталья Зимянина, «Новая газета»
Об авторе