Маэстро всея оперы

Автор:Аида Воробьёвa

Маэстро всея оперы

Александр Самоилэ

30 октября 2020 исполняется 70 лет выдающемуся дирижеру Александру Самоилэ.

К сожалению, я не застал триумфов Молдавской Оперы 1980-х, не бывал на славных гастролях театра в Москве или Ленинграде, из советского детства запомнилось лишь имя широко известной в стране молдавской примадонны Марии Биешу. Поэтому с искусством Александра Григорьевича Самоилэ я познакомился уже в конце 1990-х – 2000-е годы: он был частым гостем концертов, устраиваемых в Москве Фондом Ирины Архиповой, дирижировал, в частности, концертными исполнениями шедевров итальянского бельканто – “Набукко” и “Нормы”.

Под его руками московские коллективы играли очень по-итальянски, горячо, экспрессивно, но при этом всегда певуче, с пиететом к красивому, наполненному и округлому звучанию. Также всегда радовало его отношение к певцам, насколько бережно он их вел, всегда давая приоритет голосу, что в итальянском репертуаре жизненно необходимо.

В 2010 году на фестивале М. Биешу в Кишиневе мне довелось познакомиться с маэстро лично и взять у него первое интервью. Это был интереснейший разговор, в котором Александр Григорьевич раскрылся не только как уникальный музыкант, эрудит, но как интеллектуал, ум поистине государственного масштаба, точно понимающий суть происходящих в искусстве и, шире, в обществе, процессов, умеющий увидеть перспективы, обозначить тенденции. У нас установился почти сразу какой-то теплый контакт, доверительные отношения, взаимопонимание и почти дружба – с учётом, конечно, разницы в возрасте и положении.

Потом мы встречались ещё не раз: на фестивале в турецком Аспендосе, где он делал необыкновенную “Медею”; в Одессе, где он был много лет главным дирижёром в Национальной Опере – его совершенные интерпретации “Аиды”, “Дон-Жуана”, “Турандот”, “Пиковой дамы” останутся в памяти навсегда; конечно же, в Москве, где он не раз выступал в “Новой опере”, главным дирижёром которой является сегодня.

Совсем недавно он преподнес российской столице невероятный подарок – редчайшую оперу Верди “Стиффелио”, которая доселе не звучала у нас никогда: в не самом удачном опусе великого композитора Самоилэ сумел расслышать и донести до публики все наиболее красивое, выразительное, мощью своего таланта раскрыл самые выигрышные стороны вердиевской партитуры, убедив, что эта музыка так долго не исполнялась в России совершенно напрасно.

Имя маэстро естественно и справедливо ассоциируется чаще всего с итальянским репертуаром, хотя он сам часто сетует на такой прилипший к нему штамп, и всегда стремится делать музыку самую разную. Мне посчастливилось слышать в его интерпретации и русскую музыку, и французскую, и немецкую – и везде можно отметить такие общие моменты, которые проявляются, несмотря на разность эстетики, как безупречное чувство формы, внимание к голосам, умение сделать оркестровую фактуру прозрачной и многоцветной, словно переливающейся, сверкающей.

Александр Самоилэ – оперный дирижёр от бога, что по нынешним временам – большая редкость, ведь большинство маэстро стремятся дирижировать прежде всего симфонический репертуар, а в театры наведываются лишь изредка! Его прочтения всегда театральны, он мыслит музыкальную форму как сценическую драматургию, его нюансировка или темповый план сочинения всегда учитывает развитие сценического действия, эта театральная сущность явственна даже тогда, когда опера исполняется в концертном варианте.

Его умение работать с голосами завораживает и всякий раз поражает: он любит певца, знает, как ему помочь, как подать его максимально выгодно, как сретушировать недостатки. Его яркие, экспрессивные интерпретации, тем не менее, никогда не получаются в ущерб вокалу, он не заставляет певцов форсировать, кричать, перенапрягаться, делать что-то неподходящее их вокальному аппарату. Он мудро ведет, поддерживает, помогает расцвести голосу, блеснуть самыми выгодными своими качествами.

Но так ведь и должно быть в опере! – воскликнет кто-то. Должно, но, увы, является настоящей роскошью – мало, кто сегодня так, как Самоилэ, владеет секретами профессии оперного маэстро.

Александр Григорьевич не только блистательный дирижер, но и мудрый музыкальный руководитель. Золотой век Молдавской Оперы по праву связывают с его именем. В более позднее время мы могли быть свидетелями возрождения под его руководством Одесской Оперы, когда совершенно зачахший за годы долгой реконструкции театр буквально зажил новой жизнью: Самоилэ провел здесь несколько интереснейших фестивалей, состоялось множество сценических и концертных премьер опер, балетов и ораторий, были исполнены уникальные концертные программы.

Уверен, что под его руководством новый взлёт ждет и московскую «Новую оперу»: Александр Григорьевич принял столичный театр в хорошем состоянии, однако, он, несомненно, сможет дать коллективу новые ориентиры и новые импульсы.

Большое счастье, что встретились этот театр и этот маэстро: в «Новой опере» всегда умели петь и ценили пение, вокал, голоса, а Александр Самоилэ любит певцов и умеет поддерживать и воспитывать оперных артистов, придавать этим бриллиантам поистине королевскую огранку.

Александр Матусевич

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ