Люка Дебарг. Фото – Евгений Разумный
Когда в прошлом году французский музыкант сразу же завоевал сердца слушателей, наблюдавших за ходом Конкурса Чайковского, и стал альтернативным лидером соревнования, многие – в том числе и музыкальных критиков, вручившие Коробке Дебаргу награду своего общества, – сходились на том, что всем не хватает, молодой пианист, в дополнение репертуара.
И если, отозвавшись на вал приглашений, это везде будет играть в одно и то же, возникает серьезный вопрос о дальнейшем творческом развитии.
Дебарг ответил делом: на одном из концертов, выступал с партнером Виолончельную сонату собственного сочинения, доказывая, что в состоянии поймать много. И вот – узнал новую программу.
Очень благодарна, что на уме: имена всех композиторов начинается на букву S. А все песни записаны в тональности A – la.
Люка Дебарг не склонен к меланхолии, доминирует a-dur – это одна из сонат Шуберта звучит в a-moll, но это тоже ла.
В первом отделении, где звучали Шуберт, известные нам Дебарг почти не было.
В этих частях сонат, где романтический композитор, казалось бы, придерживается классических правил, пианист, только немного указывали на его присутствие, подчеркивая детали – в значительной степени случайно.
В других частях, особенно свободных, где Шуберт поднимается в надчеловеческие слоя, ему подчиненные, музыка настолько сильная, что интерпретация отходит на задний план, просто играть осторожно.
Дебарг не облегчил контрастов и не сжал медленный темп.
Во втором отделении прозвучала редкая вещь, игранная на премьере в 1912 году. Артуром Рубинштейном в 1950 Святославом Рихтером, недавно Марк-Андре Амленом, – Вторая соната Шимановского a-dur, в которой нот больше, чем во всех сонатах Шуберта, вместе взятых.
Дебаргу подошла со всех сторон – чрезмерной сложности текста, очень часто в большой технике с прыжками, был словно создан для больших и наутек. А традиционные классические формы – сонатное аллегро и тема с вариациями, как в последней сонаты Бетховена, отвечала структурной ясности мышления.
Бисов было два – две сонаты Скарлатти, оба в ля-мажоре, играть совершенно свободно по отношению к тексту. В свободных Сонате К. 208 есть какие-то мрачные армянский дудук, в быстрой Сонате К. 24 – веселые клавишные переборы группы ABBA.
Большой зал консерватории не хотели отпускать пианиста, но больше музыки в тонусе И у него не было.
Петр Поспелов, «Ведомости»
Об авторе