Людмила Монастырская: «Пласидо Доминго — мой любимый спутник»

Автор:Аида Воробьёвa

Людмила Монастырская: «Пласидо Доминго — мой любимый спутник»

Людмила Монастырская

Ее называют продолжательницей традиций Монтсеррат Кабалье и Марии Каллас, а также «лучшей Аидой современности». Именно Аида является ее коронной партией, с которой она начала свое триумфальное шествие. Украинское сопрано Людмила Монастырская в течение нескольких месяцев захватили ключевые западные сцены — Берлинскую оперу, «Ковент-Гарден», «Ла Скала» и «Метрополитен-опера». Сейчас она выступает вместе с крупнейшими мировыми оперными звездами. Завтра певица выступит в Киеве — в Национальной Опере и Филармонии.
– Скажи мне, как вы Можете стать частью оперной сцены?

– С раннего детства меня приобщали к пению, хотя в нашей семье никогда не было профессиональных музыкантов. Знаю только, что дед принимал участие в любительских командах. А у моей матери, как и у меня природная постановка голоса. Но она не пошла на творческом пути, а стала филологом. Тем не менее, много лет мама пела в местном любительском хоре.

Поэтому, видя вокальные задатки у своей дочери, стала их развивать. Мама всегда считала, что у меня есть замечательные вокальные способности. Принимала участие в районных и областных смотрах художественной самодеятельности (моя семья из Черкасской области), где завоевывала призовые места. Мама до сих пор хранит все эти награды и дипломы.

В ближайшее время опытные люди отвезли меня в киевское музыкальное училище им. Р. Глиера на прослушивание к известному учитель Ивана Паливоде, который стал моим учителем академического пения. Затем он появился в Консерватории, где моим педагогом была легендарная певица Диана Петриненко. В принципе, могла быть и пианисткой, потому что оканчивала музыкальную школу по классу «фортепиано». Но от судьбы не убежишь…

– А как вы попали на главный театр страны?

– Национальной оперы Украины я была на слушаниях несколько раз… В 1998 году. я записалась солисткой театра, но петь не давали, мотивируя тем, что я еще не готова для исполнения ведущих партий. При этом в оперной студии Консерватории уже солировала в нескольких операх (Наталка в «Наталке-Полтавке» Николай Лысенко, Татьяна в «Евгении Онегине» Петра Чайковского, Микаэла в «Кармен» жоржа Бизе и Недда в «Паяцах» Руджеро Леонкавалло). Это очень тревожно, когда солистке не дают петь.

В первый раз я вышла на главную сцену страны только через десять лет, случайно. Я была в Киевском музыкальном театре для детей и молодежи. Позвонил мне директор Национальной Оперы Украины Петр Чуприна и предложил, чтобы петь в «Аиде». Конечно, я согласилась. А с 2009 года. была изменена солисткой, и я пою в этом театре до сих пор.

– По вашему мнению, классическая опера предназначена только для избранных или ее может слушать человек любого уровня образования и социального слоя?

– Человек, который не имеет достаточного представления и понимания этого искусства, не выдержит и не высидит три-четыре действия оперы. К ней нужно быть готовым. Оперное искусство для избранных. Но к нему нужно обращаться, и лучше всего с самого раннего возраста. Для этого существуют детские музыкальные театры, спектакли, и вообще хорошая музыка.

– А как в современном обществе является актуальной и нужна опера?

– Она очень нужна, потому что это симбиоз всего: хор, балет, оркестровая живая музыка, певцы, декорации… я считаю, что лучше оперы ничего быть не может. Нужно обязательно ходить в театр, и я очень счастлива, что моя судьба связана с этим высоким искусством.

– Как ты думаешь, на сегодняшний день, opera — в большей степени искусство или бизнес?

– Это бизнес. Времена изменились. Но я очень хочу, чтобы опера оставалась только хитрость. К сожалению, дзефиреллевские постановки ушли в прошлое. Теперь вам предстоит играть в совершенно безумных и странных постановок. Оперных певцов сегодня используют и как актеры и исполнители сложных трюков, что не всегда хорошо для качества исполнения партий. Opera теперь превратилась в шоу. Но этот процесс начался еще в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Теперь только в «Арена ди Верона» еще идут классические спектакли. Но я не могу сказать, что opera разлагается. Она видоизменяется, трансформируется. Но мне больше импонируют постановки мастера Франко Дзефирелли.

– А какая разница между украины и западной современной вокальной школы?

– Я не учитель, я не могу определить свою реакцию. Украинская земля рождает много талантливых людей, но талант нужно шлифовать. Пение долго и упорно учатся. Однако украинские певцы пользуются большим успехом за рубежом. Западного зрителя привлекает лирическое мастерство и красота голоса. Я считаю, что у нас прекрасная вокальная школа, учителя и певцы прошлых лет. Но я пока не думаю о преподавательской деятельности. Многие просят меня послушать молодых певцов, и я помогаю советом, техническими приемами. А набрать класс и вести его несколько лет, — это огромная ответственность. Кроме того, я постоянно гастролирую за рубежом, и редкий гость в Киеве.

– Теперь вы можете взять кто-то из маститых певцов уроки?

– Я ходила на семинары итальянский баритон Лео Нуччи, перед своим дебютом в знаменитом миланском театре «Ла Скала». Мне нравится, что представители старшего поколения (такие как Пласидо Доминго), а не тупо смотрят, как «сгорает» молодой художник», а помогают ему развиваться.

– Вы думаете, насколько важно для певца техника исполнения?

– Это самое главное. Главная задача художника — воспроизвести голосом историю своей партии, показать все краски судьбы героя. Костюм, свет — вспомогательные данные. Каждый выпускник Консерватории уже прекрасно знает, какие работы лучше всего выполнять в диапазон и регистр его голоса. Есть солисты, которые, например, никогда не споют оперу Рихарда Вагнера и Джузеппе Верди. Мне, например, подходят именно вердиевские шедевры. В целом, нежелательные изменения сопрановый репертуар меццо, и наоборот. Многие исполнители этим грешат, в результате чего быстро деградируют.

– С кем из первых лиц мировой оперной сцены Вам доводилось петь?

– Пласидо Доминго — мой любимый спутник (- ца). Кроме того, это замечательный человек, что для работы очень важно, и феноменальный вокалист. Я очень счастлива, что встретила его на своем творческом пути. Мы с ним выходили на сцену четыре раза. В 2012 г. дирижировал оперу «Сид» Жюля Массне в Валенсии, во Дворце искусств королевы Софии. Это была наша первая встреча. Через год мы играли в «Ковент-Гарден»: они пели вместе в «Набукко» Джузеппе Верди (кстати, Доминго уже не поет, как тенор, и как баритон). В феврале этого года он работал вместе шесть спектаклей в «венская государственная опера» (Берлин), «Макбет» Верди. Недавнее наше выступление было в Барселоне — концертное исполнение оперы «Двое Фоскари» Верди.

Еще не пела со знаменитыми меццо-сопрано Долорой Заджик в Хьюстоне и Ольгой Бородиной (солисткой Мариинского театра в Санкт-Петербурге). Работала с Дмитрием Хворостовским: в Риме (с оркестром Национальной академии Санта-Чечилия), а в январе у нас спела в «Ковент-Гарден» девять спектаклей «Бал-маскарад» Дж. Верди. Партия Ренато в исполнении Хворостовского — очень полезная!

Я вышла на сцену вместе с великим тенором нашего времени, мексиканец Роландо Вильясоном, со знаменитым французским тенором Роберто Аланья, известным немецким басом Рене Папе и йонасом Кауфманном (которого называют тенором XXI века), с Ильдаром Абдразаковым (обладателем звания «Лучший бас мира»).

Среди maestro — итальянцы Фабио Луизи и Николо Луизотти, британец Антонио Паппано, Валерий Гергиев, венесуэлы Густаво Дудамель, Даниэль Орен (Израиль). Среди режиссеров — Соня Фрисселл, Дэвид Маквикар и новое качество субтитров. (Англия). И каждый тебе что-то дает, в плане развития в профессии.

– Вы сказали, что сейчас оперные певцы используют на сцене и в качестве актеров. Не было предложений проявить себя в другой роли (например, актерском)? Ваше отношение к подобной практике у других оперных певцов?

– Конкретных предложений работать в кино еще не было. Но с удовольствием бы попробовала. Может она нашла в себе еще какие-то скрытые таланты. В кинотеатре другая техника поведения художника, и сейчас оперное искусство немного соприкасается с кино. Например, на Пасхальном фестивале, Зальцбургском снят фильм «Сельской чести» Пьетро Масканьи, и оперных певцов, в том числе и мне, нужно было больше работать на камеру. Мне понравилось. Если речь идет о актерское мастерство оперных певцов, я смотрю на это положительно. Они обогащают свой арсенал навыков, это оттачивать мастерство, что нелишнее в исполнении оперных партий.

– Как вы относитесь к современным постановщикам-экспериментаторам классических произведений?

– У модерновых постановках является поклонником. Если не нарушать интересы певца (удобный костюм, обувь, декорации, хороший свет), если это сделано хорошо, то почему бы и нет? Но когда оперные певцы выступают на сцене в нижнем белье — это извращение. В таком состоянии я должен был петь в Берлине партию леди Макбет, что было очень неудобно. Подобные эксперименты вызывают удивление и возмущение.

В прошлом году у меня был сумасшедший постановка оперы «Сила судьбы» Верди в Валенсии, где певица, исполнив партию Леоноры, должен имитировать роды в зале. Это видение режиссера. Слава Богу, всемирно известный дирижер Зубин Мета (индус по национальности) убедил режиссера снять эту сцену. Но бывает, что я возвращаюсь уже на готовую пьесу, и что-либо терпеть уже было трудно.

– Наверняка у вас есть масса приглашений от лучших зарубежных театров. Почему до сих пор не уехали за границу на пмж?

– Я хочу работать в нашем театре. Мне в Киеве очень хорошо, уже более 25 лет здесь живу. Здесь растут двое моих детей. А после многочисленных поездок по миру и межконтинентальных рейсов, вы хотите, чтобы ступить на родную землю, почувствовать ее тепло. Кроме того, у меня здесь постоянная работа. А все основные мировые театры не имеют высокооплачиваемых художников. Такая система существует только в театрах на постсоветском пространстве.

– Расскажи о своих последних работах, достижениях.

– Достижения — это мои партнеры, дирижеры, режиссеры, с которыми я работала. В общем, вокалиста, что делает дирижер. Именно он развивает художника, работает над произношением. Поэтому для нас очень важно, чтобы работать с разными дирижерами, уезжать в другие страны. Если речь идет о театрах, в легендарном «Ла Скала» я пела в четыре раза («Сельская честь» Масканьи, «Набукко» и «Аида» Верди), в лондонском «Ковент-Гарден» — тоже четыре раза («Макбет», «Бал-Маскарад», «Аида» и «Набукко» Верди). Дважды выступала в «Метрополитен-Опера». В ноябре она пела в опере «Тоска» Джакомо Пуччини (Хьюстон), и в «Метрополитен-опера».

Не забываю и о родине. 6 декабря я принимаю участие в гала-концерте, посвященном 175-летию со дня рождения композитора с мировым именем П. И. Чайковского (в Национальной Опере Украины), а 24 декабря — выполню романсы вместе с известным украинским басом Тарасом Штондой, в киевской филармонии.

– У вас есть какие-то любимые сайты…

– Это Тоска и Аида из одноименных опер, а также Леонора из «Силы судьбы». Люблю такие глубокие, женственные образы.

– Как часто, есть ли среди оперных исполнителей «звездная болезнь»? Коснулся Тебя после присвоения титула «лучший Аида современности»?

– Я скептически отношусь к всякого рода названия. Художник должен работать над собой каждый день и каждый час, не позволяя себе слабину, потому что в противном случае вы можете потерять любовь и благосклонность зрителя. И тогда титулы, титулы — не помогут. Что до «звездной болезни» у оперных певцов, то ее уровень очень высокий. Главное, часто эта «звездность» безосновательна. На мой взгляд, «звездная болезнь» — путь в никуда. Я пытаюсь оторваться от всего этого. Но художник, кто работал в зарубежных театрах, по крайней мере, один сезон, есть небольшие право на «звездность». Например, такие, как Роберто Аланья. Та же Мария Каллас имела право на «звездность», потому что это феномен, который уже никогда не повторится.

– Кто является для Вас ориентиром в мире оперном искусстве?

Мария Каллас, Монтсеррат Кабалье, афроамериканка Леонтина Прайс-лист, примадонна оперной сцены второй половины XX века Джоан Сазерленд, знаменитая опера итальянская дива Мирелла Френи. Это люди, которые состоялись в своей профессии, преодолевая множество препятствий на своем пути. Они самодостаточные личности, что очень важно.

Из украинских исполнителей могу назвать Диана Петриненко (отличная техника исполнения), Анатолий Соловьяненко, Евгения Мирошниченко, Евдокию Колесник, Анатолий Мокренко, Мария Стефюк, Светлану Добронравову, Николая Третьяка, Гизеллу Циполу. Всех не перечислить…

– Какова Ваша мечта в рамках мировой оперной сцены?

– В известных театрах я уже пела, и не один раз. А приоритет певца в творчестве и качество исполнения для развертывания на сцене образы были интересными для зрителя. Я хочу обогатить свой репертуар новыми партиями. Было бы неплохо спеть в Киеве в операх «Норма», «Дон Карлос» (партия Елизаветы), «Трубадур» (Леонора), «Сила судьбы». Если речь идет о театрах, это я еще не пела в Чикаго и Сан-Франциско, в странах Ближнего Востока. Я готова к расширению творческих горизонтов.

Татьяна Омельченко, «Экономические новости»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ