Людмила Лядова
«Я горда за свою дочь. Всесторонне талантливая девушка. Если просмотреть все мои записи с самого ее рождения, я волновалась, кем она будет? Слава Творца — полноценный человек! Красивая, отлично построена, отличный музыкант и талантливый композитор, спортсменка, рыбак, хорошая жена и дочь, красавица, добрая, но…»
— писала в своем дневнике мать известного композитора, пианистки и певицы Людмилы Лядовой.
Лицом об стол
— Людмила. котина, что стоит за этим маминым «но»?
— А то, что со мной трудно жить, я непредсказуема.
— Не из-за этой ли непредсказуемости вас в расцвете творческой карьеры выгнали из комсомола?
— Все было гораздо прозаичнее. В 1957 году я вступила в жилищный кооператив от Союза композиторов, квартира в те времена стоила огромные деньги — 150 тыс. рублей. руб! Так что мне пришлось очень много работать, и я совершенно перестала ходить на встречи. А ведь была членом горкома комсомола!
Меня пригласили на комсомольскую конференцию, вызвали на сцену и спрашивают: «Почему коллега Лядова игнорирует все заседания горкома?» Я начала заикаться, объяснять, что это бред: «вы знаете, я когда-то, я все время работаю, мне нужно жилье строить». Но это только подлила масла в огонь. Потом я узнала, что решение пропесочить меня в целом было принято на саммите: говорят, что вы такой популярный, так что не зевай «лицом об стол»!
— Однако позже вам присудили премию Ленинского комсомола…
— В этом и заключается парадокс нашей жизни. Однажды меня исключили и из консерватории. Как вы думаете, за что? Нет, не за прогулы и не за неуспеваемость по профильным предметам. Я просто сдала экзамен по марксизму-ленинизму на «два». Но это, быть может, и сошло мне это с рук, если бы не мой поступок. Я подошла к доске, на которой стояла моя фамилия, а напротив нее — «двойка», сняла обувь и каблуком стерла комментарий.
В итоге мне пришлось попрощаться с консерваторией. Правда, не на долго. На мое счастье, из Москвы к нам в Свердловск приехал руководитель учреждения образования при Министерстве культуры Александр Иванович, Живцов и попросил, чтобы ему показать что-то талантливое и яркое. Все единогласно решили — Лядову. Я играла перед серьезной комиссией крупнейшие «Симфонические этюды» Шумана. В результате я вернусь.
Я всегда была оптимисткой. Так мама меня приучала быть бодрой, веселой. Она все время говорила, что в жизни может быть много трудностей, но на то и существуют, чтобы их преодолевать.
«Ах, эта девушка…»
— В детстве тоже имел дело с трудностями?
— И еще какие! До сих пор помню, как оно было на детское отделение консерватории. Мне было тогда десять лет. Перед самими экзаменами я заболела, у меня жар, но так как конкурс был только один день, мы с мамой решили пойти. До сих пор помню, какой ужас я тогда пережила.
— Или не брать?
— «Они меня просто высмеивали…» — именно эти слова я сказала своей маме, когда она вышла из кабинета. Меня, конечно, приняли, но, задавая основные вопросы для детей отделение и, получив исчерпывающие ответы, экзаменаторы не в меру увлеклись и перешли к вопросам, которые обычно задают студентам первого курса консерватории!
— С этого момента, наверное, и начался путь в музыку?
— Мой путь в музыку начался с рождения. Я родилась в Свердловской области 29 марта 1925 года в семье профессиональных музыкантов. Отец, скрипач и певец (тенор), мать — певица (меццо-сопрано) и хора. Другой, немузыкальной — судьбы у меня просто не могло быть. Ведь я выросла в звуках, нотах, скрипичных, басовых ключах, бемолях и диезах.
В 4 года меня ставили на фортепиано, а я пела колыбельную Моцарта: «Спи, моя ладость, спи…» Я начал учиться музыке с раннего детства. Где-то в 6-8 лет уже сочинила первые опусы — песни на стихи Агнии Барто.
— А обычные детские забавы?
— И на это времени не хватало. Часто, забывая о фона и канонах, я заигрывалась во дворе с ребятами.
— И тогда…
— Открывалась вентилятор, и есть какие-то строгие, у нас голос на весь двор: «Мила! Домой!» Но это не мешало мне совершать удивительные вещи. Я любила танцевать и часто бегала в детский парк им. Павлика Морозова, в котором были качели — железные лодки для двух человек. Как-то пошел с одной девушкой и спустились. Потом мне опять захотелось. Билетерша меня остановил, сказав, чтобы я стояла в очереди. Но меня не удержишь. В это время железная лодка раскачалась и с силой ударила меня прямо в затылок. Я упала, вся голова в крови…
Мне сделали перевязку, врач сказал, что не встать. Что вы на это — дня через четыре уже на заборе висела с перебинтованной головой! Такой я была упрямая и бесшабашная!
«Ах, эта девушка!» — часто она вздохнула мама. А когда-то катались с горы на санках. Делали такие поезда: семь-восемь саней сцеплялись вместе (первый ложится на санки, ногами касаясь второй и так далее, и все вместе мчались с горы). Я, как всегда, конечно, первая. И тогда на земле уже начали появляться первые проталинки. И вот мои сани raid на остров земли. Все валится, а я человек ехал по снегу. Я возвращаюсь домой — у меня левая половина лица ободрана, опухшие глаза, не видно. Бедная моя мама! Делайте со мной!
Я помню, как первый раз взяла меня с собой в Крым, где я впервые увидела море. В то время как она разговаривала с кем-то, я, несмотря на запрет, пошла в воду. А когда она начала выходить обратно, это меня волна ударяет о камни. Я выскочила, и тут меня вторая волна накрыла… Чего не говоря, в этот момент, а боль была невыносимой! Но нужно держаться. Никогда не показывала, что мне больно. Может быть, потому, что жизнь все время мне шишки консультации…
«Ты уралка, ты справишься…»
— В ноябре 1943 года в числе двенадцати лучших студентов Свердловской консерватории меня направили в Москву на фестиваль молодых талантов. К этому времени мною уже были написаны для детей миниатюры, несколько хоров, фортепианных произведений, песен о войне и соната для фортепиано, поэтому прибыл туда не только как талантливая студентка, но и как начинающий композитор. Моя работа получила высокую оценку.
После возвращения домой, мы с Ниной Пантелеевой организовали дуэт и в 1946 году мы решили принять участие в конкурсе артистов эстрады. Конкурс проходил в ЦДРИ, зал был переполнен. За столом жюри сидели прославленные мастера эстрады: Леонид Утесов, Ирма Яунзем, Игорь Ильинский, Клавдия Шульженко, Ружена Сикора, Владимир Хенкин.
Людмила Лядова
Мы с Ниной ужасно волновались. Я даже забыла переобуться в новые ботинки, которые я купила до этого на Тишинском рынке, как и вышла в каких-то деревянных сандалиях. Мы запели черную песню, которую сама проверила: «Небо, небо, так почему мы не хотим в рай?» Наш вид всем очень понравился, а Скалы, сказал: «Когда вышел этот дуэт, как будто окно распахнулось в вишневый сад». После таких слов, результат конкурса был предрешен — мы стали лауреатами.
— О вашем дуэте с Ниной Пантелеевой до сих пор ходят легенды. Почему вы расстались?
— Это случилось в 1952 году. Нина Пантелеева стала необычайно скажите пожалуйста, это при том, что дуэт организовал я, обработка тоже сделала. Но когда кому-то нос вверх задирается, все идет в небытие. К сожалению, мы сами часто рушим фундамент, на котором мы стоим. Быть может, на наши отношения повлиял тот факт, что 16 февраля 1951 года был принят в члены Союза композиторов.
После того, как наш дуэт распался, я стала работать одна за роялем: и со своими песнями, и с незнакомыми людьми. Мое счастье, что я не только пою, но и играю, и пишу — никому кланяться не надо.
— Так ли, однако, никогда и никому не поклонился?
— Я всегда была гордая, независимая женщина. Однажды ко мне подошел один очень известный композитор и сказал: «вы Будете более позитивно, решу все твои проблемы». Но «более положительный» не стала, и вскоре обо мне ходят какие-то грязные слухи, что я пью, не просыхая, что у меня каждый день новый парень… До этого отвергла ухаживания самого Тихона Хренникова.
И как будто в отместку на съезде композиторов «приложил» меня от души, раскритиковав «пошлую песню Людмилы Лядовой» (он имел в виду «Чудо-песня»). Только сокурсник в Свердловской консерватории Слава Ростропович меня поддержал: «Ничего, Milka, ты уралка, ты справишься…» И не выдержал! И никогда не торгует ни телом, ни своей душой. Играла только работой, а если были любовные отношения, то они были искренние и отнюдь не с сильными мира сего.
«Любовь мне помогала жить»
— Я БЫЛА в природе, увлекающейся и влюбчивой. Может быть, потому, что в жизни мне чаще всего не везло. Но даже разочарование давало огромный импульс для творчества.
— Именно таким толчком стал для вас первый брак?
— Так же, как и второй, и третий, и четвертый… Первый раз я вышла замуж в 18 лет за Василия Коржова, который был душой цыганского семейного ансамбля. К сожалению, наш брак изначально был обречен. Пытается поднять мужа до своего уровня не увенчались успехом, а упасть до аккомпаниатора цыганского коллектива мне не захотелось.
Моим вторым мужем был артист балета, танцор Юрий Кузнецов. В творческом плане наш союз оказался очень плодотворным. Я написала много интересных балетной музыки, в том числе композицию «Слепая девушка», а также балетные миниатюры «Испанский танец», «Негритянские куклы». Но Юра оба по натуре лидеры, а два «генерала» в одном доме-это уже слишком. Меня больше устраивает, когда муж «полковник».
Третий мой муж, Александр Головин был не музыкальной, а из научной среды. В начале мне казалось, что впереди нас ждет море счастья, но потом, что можно сделать, было у меня чувства к нему и я начала видеть в нем только недостатки…
Предпоследний мой брак с певцом Игорем Сластенко распался по той же причине, что и в дуэте с Ниной Пантелеевой. Начал скажите пожалуйста, систематически меня перевоспитывать. На этом все и закончилось.
— А вы никогда не пытались любой ценой сохранить отношения?
— Я не была рабыней любви. В любом случае, на первом месте у меня всегда стояло творчество. Конечно, и переживала, и страдала, но предпочитала быть одна, чем с кем попало.
— Существует легенда, что царски одаривали тех, кого любил, даже если потом они расстались.
— Ну, народная молва всегда преувеличивает, но доля правды в этом есть. Не по-королевски, конечно, но одаривала. Я всегда шла первая, и при этом никогда не была мелочной.
— Имея за плечами столь печальный брачный опыт, как вы решились на новый брак?
— Когда мы встретились с Сашей, он играл на саксофоне в эстрадном оркестре под управлением Александра Горбатых. Это был тихий, скромный молодой человек. Когда Саша в первый раз пригласил меня на свидание, я подумала: «хорошо, я встречусь один или два раза, но замуж ни за что. Во-первых, он моложе меня на 17 лет, во-вторых, сколько можно! И вот ведь как сложилась жизнь: 32 года мы вместе. Именно в Саше я нашла то, что искала всю жизнь. Он мне теперь больше, чем все, потому что это мой родной человек.
«Тот, кто стесняется детства, быстро стареет»
— Людмила. котина, у меня сложилось впечатление, что такие слова, как «печаль», «депрессия», просто мы не знаем.
— Меня с малых лет приучать мама, которая тоже делал после ухода отца. Да и характер у меня энергичный, я маршевая.
— Не случайно многие считают, что вы написали только марши…
— Так у нас обычно. Как приклеят к человеку какой-то ярлык, так что его преследует. Это при том, что я написала оперу «Два цвета времени», пять оперетт, два мюзикла, три вокально-инструментальные поэмы и около 800 песен, среди которых немало песен для детей. Я всегда говорю коллегам: не забывайте о детстве. Писать хорошие песни для детей. Ведь тот, кто стесняется детства, быстро стареет.
— Поэт Петр Градов сказал о вас: «Это Лядова Людмила — женщина заметная. А в глубине Мили сила ядерной ракеты!» Если эти линии подходят к нынешней?
— Я вовсе не изменилась. Оптимизм, уральское упорство и воля меня спасают. Я всегда хотел быть лучшим. В этом и заключается своеобразный эмоции. А силы я черпаю у матери-природы. И каждый день благодарю Бога за то, что ничего.
— В марте этого года вам исполняется 79 лет…
— Я в его возрасте не ощущаю. Мне столько на сколько я себя чувствую. А поэтому, идей и планов у меня как всегда много. В ближайшее время я хочу записать диск со своими романсами в собственном исполнении, а также компакт-диск с эстрадными песнями. Продолжает сочинять музыку (в основном романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина), выступать перед аудиторией и до сих пор люблю выступления.
Людмила Лядова
Кстати, недавно на одном из концертов в Жуковском произошел забавный случай. Телефон в артистическую, и я подняла трубку. «Что у вас сегодня?» — спросила женщина. «Концерт Людмилы Лядовой. Приходите!» — ответила я. «Лядовой? — удивленно спросила женщина. — А разве она еще жива?»
Однажды со мной произошел такой случай. В 1956 году мы поехали с мамой на корабле «Родина». Пассажиры, узнав, что на борту судна находится известный композитор, попросили меня говорить. Открыли музыкальный салон, и я стала исполнять свои песни — они были приняты на ура. Импровизированный концерт не закончился «Чудо-песенкой», которую заставили повторить. И вдруг крик: «это Все очень хорошо, но можно было бы что-то спели свои!»
Ольга Харламова, peoples.ru, (2003 год)
Об авторе