«Летучий голландец» из Екатеринбурга был сделан, по крайней мере, небезупречно, но с любовью к Вагнеру.
И это был первый, как утверждает программа, Вагнер на сцене Екатеринбургского театра оперы и балета 78 лет? Первый «Летучий голландец» на сто история труппы? Но не доверять аннотации без причины. В таком случае снимаю шляпу перед постановщиками и исполнителями спектакля, которые внесены в «Золотую маску».
Тем не менее, сбавим тон. Если судить по первой действий, работы больше, чем четыре с минусом, а три плюс ли тянет. Один из лучших романтических увертюр, где спрессована суть плотнейшей мистический театр (проклятого моряка-скитальца спасает ценой жизни полюбившая его экзальтированная девушка), звучал сухо и даже не очень тщательно.
Кто был из темного тумана украшения (с высоким забором, с намеком на контуры судна) разочаровал примитивностью. Запевшая несколько моряков — Руль (тенор Николай Любимов), а особенно Даланд (баритон Гарри Агаджанян) — не доволен особую свежесть голоса. Правда, юморил тенор с бутылкой в руке убедительно, а скоро появится и тот, чье пришествие намекает не только грозная оркестровая фанфара, но и до оглашения презентация: исполнитель главной мужской роли Александр Зеличенко номинирован на приз фестиваля.
С первого мрачного повествования (предыдущее грех и наказание за него — бесконечно скитании без любви, и на родине) Богушевская-Голландец убежден, что был номинирован, не зря. Густой, демонически-глубокий бас-баритон, одинаково эффективно и в депрессии пианиссимо, и в отчаянном сильная сторона, — то, что вам нужно, находится в этой роли. Разве только на немецком языке, звучит слишком «по-нашенски», напоминающей древние советские фильмы о войне.
Но пробьет ли сам этот артист и герой, этот «луч тьмы в темноте», мглистую стол спектакля? После первого тайма (екатеринбуржцы выполнять «Голландца» в два приема, в отличие от большинства театров, «прогоняющих» опера без антрактов) в обществе преобладали скептические настроения.
Но после антракта ансамбль исполнителей будто подменили. Так и представилось, что кто-то им сделать хорошую отеческую насосы (но, конечно, ничего подобного не утверждал). Первый импульс к коренному поломки подал в Сант-ее дикая, как северные скалы, балладой о моряке-скитальце. Хотя удивительно: сопрано Ирина Риндзунер совсем не вагнеровское, а, скорее, опереточное.
Но певица благодаря яростному (хотя и не форсажному, а эмоционально!) напору в некоторые моменты удается чудо — она убеждает, что перед нами настоящий вагнеровская «воин любви», а не какие-то лирические одуванчика с качающимся голоском. После этого жених — благонамеренный охотник Эрик, — и новое приятное открытие: Ильгам Валиев четко знает, что это-высокий немецкий тенор «с нервом», и обнаруживает похвально желание на них походить.
После интермедийного явление отца Сенты таинственный гость — центральной его дуэте с Голландцем, где певица снова смело идущие на партнера в постижении вагнеровской вокальной стилистики и ментальных глубин, хотя он и партнер, конечно, прошел по этому пути гораздо дальше. Огромная сцена Голландца и Сенты перехлестывает до финиша, и….
В финале «Голландца» всегда хочется говорить отдельно. Этот Мальстрем весело-алкогольные хоров и грубых порт танцевать, в который напал страшный вой моряки-призраки, а на все это, как вишенка на торте «выпускает» грубой разборки любовный треугольник, завершающаяся голоса Сенты в море, а на смерть-спасение Голландца, — нет ничего подобного по напору всей мировой оперы.
Но насколько труднее от того, чтобы выдержать давление исполнителей! Памятен, например, довольно средний по накалу и качество третьего акта «Голландца» в дирижерской версии Василия Синайского в Крупных полтора года назад. Но екатеринбуржцам удалось слить воедино волю режиссера Пола Каррена, хормейстера Эльвиры Гайфуллиной… Даже природа художник Гэри Макканна — хотя это только немного переформатированная первоначальная конструкция стен и трапов — приобрести, наконец, живописный и запах соленый морской ветер объемом.
Конечно, главный человек здесь, как и во всем шоу — дирижер Михаэль Гюттлер (кстати, брат Вагнер, дрезденец, долгое и прочное сотрудничество с Екатеринбургом). Именно он держит в нарастающем потоке вся сложнейшую поли — и стереофонию поющих, пляшущих, ликующих, негодующих, веселящих и цепенящих.
Конечно, в спектакле достаточно и повреждений (например, Эрик-Валиев до конца просто устал и уже перестал так похожи на немецких теноров, а и не задерживается в нужных тонах). Если сравнить, например, с соседкой в программе фестиваля — «Царская невеста» Сент-театр, показанный несколько дней раньше, то не может сказать, что с точки зрения технического качества «Голландец» так переигрывает.
Но есть и другое, возможно, более ценное преимущество — в самом ОТНОШЕНИИ к произведению. «Царские» режиссер Эндрю Сильный взялся, по всем признакам, со снисходительной иронии к «старому перечнику» римскому-Корсакову, и этот звук был не в состоянии преодолеть даже хороший дирижер Михаил Татарников. Для «Голландца» все, в первую очередь дирижер, зарегистрированных с огромной любовью к страстному романтики-фантазеру Вагнеру — и это искупает неудачных страницы исполнения.
Сергей Бирюков, Труд
Об авторе