Генрих Нейгауз
Легенды искусства (коллекция записей С. Рихтера). Встреча I. «Генрих Нейгауз». 16 февраля 2017.
Для всех влюбленных в музыку фортепиано, а также для тех, кто интересуется великих пианистов прошлого и современности — их судьбы, редкими записями концертов, парадоксальными суждениями о музыке и музыкантах, — Мемориальная квартира Святослава Рихтера подготовила роскошный подарок.
В 2017 году в «башне» на Б. Бронной состоится новый проект: цикл лекций «Легенды искусством», которое выйдет 16 февраля.
Первый вечер будет посвящен Генриху Густавовичу Нейгаузу, пианист и педагог. Нейгауз – один из основателей московской фортепианной школы вместе с представителями старшего поколения – К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером.
Его эрудиция, артистизм, демократичность и полная внутренняя свобода привлекает талантливых молодых людей, стремившуюся попасть к нему на занятия. Святослав Рихтер не был исключением. Позже пианист признался, что Нейгауз стал не только учителем, но и «вторым отцом».
Генрих Нейгауз учился у великих музыкантов: Ф. М. Блуменфельда, Л. Годовского и К. Барта (в Берлине), позже окончил Школу навыки в Венской музыкальной академии, завоевав высшую награду. В 1915 г. сдал экстерном все экзамены за курс в Петроградской консерватории.
Д. А. Рабинович вспоминал, что после выступления Нейгауза у него
«на всю жизнь осталось ощущение бурной пламенности его исполнения и такой же бурной реакции, которую эта игра вызывала у слушателей… помню слова одного серьезного музыканта: «Какой замечательный и мудрый вдохновение!»».
С 1922 года и до конца жизни оставался профессором Московской консерватории (1935-1937 директор), воспитав целую плеяду замечательных пианистов: С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак,. В. Горностаева, Л. Н. Наумов, А. И. Ведерников, а. А. Наседкин,. В. Крайнев и т. д.
«Да здравствует индивидуальность, долой индивидуализм!»
– это один из лозунгов жизни Нейгауза. Он был эрудитом, человеком широких взглядов и высокой культуры: владел шестью языками, прекрасно знал художественную литературу и изобразительное искусство, увлекался философией и историей, увлекался естественными науками.
Среди его близких друзей – поэт Борис Пастернак, философ Валентин Асмус, историк и литературовед Николай Вильмонт, искусствовед и переводчик Александр Габричевский, художники Роберт Фальк, Елена Ахвледиани, Василий Шухаев, много выдающихся музыкантов, актеров и режиссеров.
Человек большого мужества, редкой скромности и невероятного шарма, Генрих Густавович чувствовал себя по-настоящему родственную близость с теми, в которых угадывал гармонию таланта и культуры. Не случайно он сразу всем сердцем любил Рихтера. Мощность возносящего художественного чувства и приходящие обоих, Рихтеру и Нейгаузу, родство душ, было гораздо больше, чем отношения гениального Ученика и Учителя.
Рихтер признался:
«…когда я пытаюсь говорить о Генрихе Нейгаузе мне сразу становится жалко и страшно уничтожить словами очарование его неуловимо-прекрасного, такого дорогого для меня стиль».
Репертуар Нейгауза-пианиста был довольно широкий: от классики до современной музыки. О выполнении им Шопена написаны сотни страниц. Рихтер считал Нейгауза великим пианистом, несмотря на его маленькие руки и технические проблемы, связанные с этим.
«Он прекрасно играл Шумана и Скрябина. Его исполнение ми-минорного концерта Шумана и «Императорского концерта» Бетховена было так здорово, что он всегда хотел включить их в свой репертуар»,
– Рихтер писал о Нейгаузе. Он также утверждал, что в музыкальном исполнении всегда есть элемент театральности, который является чрезвычайно важным.
«Очень важно, чтобы произвести впечатление неожиданности. После этого я пришел к Нейгаузу, и он открыл мне глаза. Подошел окончательный результат моих исканиям».
Двенадцатого апреля 1963 года «Известия» опубликовали телеграмму, который находился в этот день на трассе во Франции Святослава Рихтера — телеграмма в адрес Генриха Нейгауза по случаю его 75-летия. Обращаясь к своему учителю, Рихтер писал:
«…общаться с Вами в концертном зале, в классе, дома, в любой ситуации — это всегда так, как будто чудом, открыв выход на бескрайние просторы музыки и погрузитесь в глубины мысли. Уникальный подарок, твоя удивительная способность заражать людей своим вдохновением и доведение их до свободного творчества…».
Говорить об исполнительском феномене Нейгауза, о секретах мастерства и интерпретации музыкальных произведений с позиции Homo Ludens, будет необычный пианист, лауреат международных конкурсов, профессор МГК им. П. И. Чайковского Рувим Островский, который любезно согласился стать ведущим нового цикла лекций.
На каждой лекции будет не только посвящать слушателей в секреты ремесла и магии искусства, но и познакомит с музыкальными файлами из коллекции С. Т. Рихтера.
Начало в 19:00. Цена билета — 500 рублей.
Билеты поступят в продажу в ближайшее время.
Место проведения: мемориальная квартира Святослава Рихтера. Москва, ул. Большая Бронная, дом 2/6, 58 (16 этаж)
arts-museum.ru
Об авторе