Легендарный универсальный музыкант нашего времени швейцарец Хайнц Холлигер произошла 10 апреля 2015 года. с Государственным академическим камерным оркестром России (ГАКОР, художественный руководитель Алексей Уткин) в Большом зале консерватории.
Днем ранее в зале Дома композиторов состоялся авторский концерт Холлигера с включением в программу работ, ему посвященных.
Там были исполнены его произведения «Музыкальные предложение для Аврелия» для двух флейт, двух скрипок и валторны, «(t)air(e)» для флейты соло»Panrei» для флейты соло и оркестра, Дуэты для двух скрипок), а также посвященные ему произведения: «Соло на гобой, и «Романтическая музыка» для гобоя, арфы, скрипки, альта, виолончели Эдисона Денисова, «Ночи умопостигаемого света» для гобоя и клавесина санта-Клауса Хубера, «Микроструктуры» для гобоя соло Леонида Грабовского, которого Холлигер считает, что наиболее авангардным композитором в бывшем СССР:
«Он писал, быть может, самую сумасшедшую музыку, которую я когда-либо имел дело, наиболее авангардную с того, что сочинялось в СССР когда-либо! Особенно для ранних 1960-х годах».
Концерты с участием Хайнца Холлигера прошли в рамках Iv международного музыкального фестиваля «Окно в Швейцарию», первый из которых был связан с 200-летием установления дипотошеий России и Швейцарской конфедерации.
Хайнц Холлигер (р. 1939) — выдающийся гобоист, композитор, дирижер и педагог. Разработал и применил ряд новых методов игры на гобое, ранее бывших неизвестными. Как солист-гобоист Холлигер выступал в лучших концертных залах на всех пяти континентах. Для него написано более 100 произведений, в том числе Альфред Шнитке, Эдисоном Денисовым, Витольдом Лютославским, Кшиштофом Пендерецким, Дьердем Лигети, Карла Штокхаузеным, Лучано Берио, Хайнц-Вернер Хенце и др.
Холлигер, как дирижер выступает с известнейшими симфоническими оркестрами мира: Венскими филармониками, Консертгебау, Tonhalle, Берлина и Лондона филармоническими оркестрами, Камерным оркестром Лозанны, многих других — их перечисление заняло бы половину страницы.
Композиторское творчество Холлигера также высоко оценены. Он сам гордится тем, что был одним из немногих официальных учеников Пьера Булеза. Холлигер автор оперы «Белоснежка», концерт для скрипки с оркестром, камерных и вокальных произведений. Издатель его сочинений — мюнхен издательства Schott, специализирующийся на музыке современных композиторов, в частности, только издающего сочинения Родиона Щедрина.
Записи Холлигера производятся такими компаниями, как ECM, Philips, Teldec.
Концерт начался исполнением Концерта для гобоя д’амур, струнных и бассо континуо a-dur BWV 1055R Иоганна Себастьяна Баха, реконструкции исследователями. Солировал и дирижировал Холлигер. Звук его гобоя d’amour очень необычные и красивые. Случайно художественный руководитель ГАКОР также гобоист и, естественно, тоже иногда играет на гобое д’амур, но звучание их инструментов разные. У Холлигера звучит менее четко, его звук, как будто «матовый». Поражает дыхание 75-летнего гобоиста — кажется бесконечным. По крайней мере, услышать, когда делает вдох, мне не удалось. Баховский концерт был сделан с точным пониманием стиля и вкуса, хотя и не хотел в модном в настоящее время аутентике.
Затем Холлигер продирижировал сочинением Шандора Вереша «Musica Concertante» для 12 струнных инструментов, тот же Холлигер считает, что его главным учителем композиции. Музыка сложная и для исполнения и для понимания. Сам Холлигер считает, что это написание является одним из самых сложных искусств, когда-либо написанных для камерного оркестра, В интервью Холлигер говорит, что он поражен высоким уровнем музыкантов ГАКОР, которые в течение всего нескольких попыток хорошо ее подготовили. В самой пьесе, написанной еще в 1966 году, я услышал какие-то отдаленное анонс минимализма. Хотя в ней видны и участие экспрессионизма.
Вариации для гобоя и струнных Рудольфа Кельтерборна — первый рассказ, написанные специально для Холлигера 55 лет назад. Партия гобоя написана в довольно виртуозном ключе с быстрыми пассажами и острыми высокими бросает. Но есть в ней и кантиленные места. Ясно, что Холлигер, в возрасте 21 года, был технически готов к выполнению такой трудной сольной партии. Но и в 75 он блестяще исполнил ее в концерте.
В концерте прозвучало и сочинение самого Холлигера — Мета Arca для скрипки и струнных, написанный в 2012 году. Название искусство — это анаграмма слова camerata и написано по заказу оркестра Бернская камерата в связи с 50-летием команды. Сочинение написано довольно сложный музыкальный язык, давая простор и солисту, и в оркестре показать на что они способны. Партию скрипки блестяще исполнила концертмейстер ГАКОР Екатерина Назарова.
В завершение концерта оркестр п/у Холлигера отлично исполнил Симфонию № 44 e-moll («Траурную») Йозефа Гайдна. Это одна из немногих небольших его симфонии, в том числе знаменитая «Прощальная». «Траурная» написана для камерного состава оркестра, который был в его распоряжении в капелле князей Эстергази. Как и все, что я написал-Й. Гайдн, восхищает, прежде всего, совершенством формы, а потом неистощимостью авторской фантазии при внешней простоте. Каждый из 104 симфонии Гайдна-это прозрачные кружева, рисунок которого никогда не повторяется. Это 44-симфония под рукой Холлигера пала, прозрачно и грустно, но без трагического надрыва, в целом не присущие в музыке Гайдна. Симфония в оркестре прозвучал стилистически безупречно.
ГАКОР продемонстрировал высокое профессиональное мастерство. Легко переключаться с исполнения Баха на современных авторов и из них на Гайдна. Самую большую радость принесло мне исполнение «Траурной» симфонии Гайдна. Точное, на мой взгляд, тариф, идеальные пропорции групп, очень хороший звук. Этот концерт стал, вероятно, одним из лучших спектаклей ГАКОР в текущем сезоне.
Владимир Ойвин
Об авторе