Лабиринт Пендерецкого

Автор:Аида Воробьёвa

Лабиринт Пендерецкого

Кшиштоф Пендерецкий

В кабинете Кшиштофа Пендерецкого повсюду стоят и лежат книги.

Взгляд сразу пал на Есенина. Композитор говорит:

«Я хочу написать музыку к циклу песен на стихи Есенина. И, конечно, по-русски. Это такой замечательный поэт! Знаете, у меня в жизни настал лирический период. Когда мне было тридцать, я не увлекался Есениным, а теперь он меня вдохновляет. Кроме того, я немного знаю русский, восемь лет учил его в школе. Я уже написал несколько циклов к немецкой поэзии, и даже китайской. И Есенин, безусловно, будет».

— Господин профессор, вели большинством оркестров в мире, в нашей стране были много раз. Как вам работалось с российскими оркестрами?

— Отлично! У вас есть хороший оркестр, замечательные музыканты открыты для новой музыки. Я уже не говорю о старших поколениях. Я имел счастье общаться с красивыми русскими музыкантами, например, с Мстиславом Ростроповичем у нас были прекрасные отношения, мы отлично друг друга понимали.

Но что сказать, мне восемьдесят, я познакомился с Игорем Стравинским, разговаривал с Дмитрием Шостаковичем, который часто бывал в Польше.

— Они оказали влияние на ваше творчество?

— Да, конечно, особенно в начале. В общем, у меня классическое музыкальное образование, а для меня это очень важно. Я прошел через все этапы, начиная с пяти лет, учась играть на скрипке. Скрипач хотел быть с детства, и у меня неплохо получалось, но когда мне было двадцать лет, я бросил скрипку.

Я и до этого что-то в составе, меня вдохновляли виртуозы – Никколо Паганини, Генрик Венявский. А когда я приехал к продолжению образования в Кракове, мой профессор обратил на меня внимание, я заметил, что хорошо мне дать теоретические дисциплины. Наверное, он мог бы быть отличным скрипачом, но я не жалею, что сделал такой выбор.

— Тренироваться на классике, а занялись авангардом. Почему?

— Были такие времена. В начале 50-х годов были под влиянием народной музыки, так называемой «ждановщины». Во время учебы я в контакте с эстетикой музыки, которую в то время писали в Советском Союзе, и какое-то время это меня занимало.

А в 1956 году все изменилось. Для польских композиторов это время стало переломным, все начали писать «западной» музыки. И я тоже попал под влияние авангарда, который пришел к нам с Запада. А уже в 58-59-м году я начал искать свою музыку. И в таких произведениях, как Anaclasis, или еще раньше, «Плач по жертвам Хиросимы» и «Полиморфия» уже имеет свой собственный язык.

— А это правда, что основой для «Полиморфии» была электрокардиограмма?

— Да, моя электрокардиограмма. Моего сердца. Один знакомый врач сказал мне, глядя на ноты, что если это действительно так, у меня уже давно должен был случиться инфаркт, и не один. Но я, конечно, не слушал ее внимательно. Вообще в те времена я искал новые, чистые звуки, в том числе и довольно неприятные. И некоторые из них благодаря мне, имеет свои символы.

Например, игра за подставкой, игра в подгрифнику, стук клювом пульта. Я хотел быть кем-то другим среди других. Играть мою музыку, было трудно. Если вы посмотрите на результат «Полиморфии», то вы поймете, почему. В Германии были приняты, а во Франции, а тем более в Италии он категорически отказался. В Польше некоторые оркестры идет на лицо.

А в России – никогда, были только рады возможности узнать что-то новое. Но, пройдя какие-то этапы, я вышел из этого направления, и уже пишу более спокойную музыку.

— Я слышала, что ты единственный в социалистической Польше писали духовную музыку, несмотря на то, что это было запрещено.

— Я ее именно потому, что я писал. Уже в 50-х годах я написал «Псалмы Давида», но в Польше это не играли. Впрочем, тогда не играл и духовную музыку Баха, ну, только если с немецким текстом, который большинство поляков не знал. Но, в том числе, благодаря «Псалмам» мне повезло уже тогда попасть за границу.

В 1959 году был объявлен конкурс союза польских композиторов. Наградой был паспорт. В те времена это было недостижимой мечтой! Я каждый год посылал заявку на участие в Дармштадтском фестиваля современной музыки в Германии, и каждый раз получал отказ. И чтобы, конечно, победить в конкурсе, я написал три песни в разных стилях, в том числе и «Псалмы Давида». Написал одной правой рукой, один слева и один попросил, чтобы записать себя, хорошо, работы были анонимными. И он получил первые призы во всех трех категориях.

Так состоялось мое первое заграничное путешествие в Италию. Всегда интересовался древним искусством, архитектурой, литературой. Мой дед и отец были образованными людьми, знали греческий и латынь, в нашем доме была обширная библиотека, и я имел возможность ознакомиться с несколькими книгами. Италия была для меня чем-то недосягаемым. И вот у меня есть сто долларов и шесть недель провел в этой стране. Он посетил все. А есть только шоколад, потому что он был самый дешевый продукт, и один раз в день – спагетти.

Я вернулся в Польшу, так что меня вдохновило.

— Теперь ты довольно редко сами встать за дирижерский пульт. По какому принципу выбирать, куда ехать, а куда нет?

— Есть места, в которые хочется вернуться. Я выбираю те места, где был хороший оркестр, успешный концерт. В России я возвращаюсь всегда. На днях я еду в Москву и Санкт-Петербург с оркестром Sinfonia » Varsovia. Среди произведений, которые мы будем выполнять, и мой Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром.

Солисты – талантливые российские музыканты (Никита Борисоглебский и Максим Рысанов. – Ок. ред.). Я уверен, что нам нужен этот культурный обмен, это очень важно.

— Ты разъезжаешь по всему миру, мог бы жить в любой стране, но они выбрали польскую деревню Луславице под Краковом. Почему?

— Трудно сказать… я Думаю, что большую роль сыграли мои корни, воспитание. Я вырос в доме, где были очень сильны польские традиции, и мне кажется, что это остается в человеке навсегда. Я в течение года жил в Австрии, в США, в Швейцарии, но одной ногой всегда оставался здесь. Он старался приезжать как можно чаще.

Мне кажется, что это происходит также и в России – россияне, в принципе, тоже стараются жить на родине. Германии может уехать в Америку и забыть о своей стране, а мы, славяне, не забываем.

См. также:Фестиваль РНО открылся «Кащеем Бессмертным»

— Когда у вас есть время писать? Ведь все время в разъездах! Я посмотрела расписание. Вчера мы были во Львове неделю назад в Гонконге.

— Раньше мог писать и в пути, сейчас уже нет. Где бы я не поехал – везде встречи, репетиции, интервью. Отсутствие адекватного отдыха. Лучше всего мне пишется в Луславицах. И вот этот большой стол – мое рабочее место. Видно, со всех сторон ноты. Жена все время со мной борется, как говорится, развел здесь бардак. Но это для нее беспорядок, а я работаю: с одной стороны стола, я сяду, то с другой. Два-три произведения вчерне набрасываю.

— Рядом со мной лежит «Колыбельная».

— Да, это спектакль о гениальном польском исполнителя Тадеуше Канторе – брата моей мамы. Но это исключение. Я уже не пишу музыку для фильмов и театра. Раньше писал очень много, и мне это понравилось. Но когда вы создаете звуковую дорожку, нужно соблюдать образ, а я предпочитаю делать что-то свое. Лучше я напишу свою симфонию. Однако, когда ко мне обращаются с просьбой, чтобы взять из уже готовой музыки, какие-то фрагменты, часто соглашаюсь.

Например, Стэнли Кубрик взял для своего фильма «Сияние», отрывки из моих произведений. Можно ли отказать такому учителю? Я сделал только одно исключение для кино – сам предложил нашему режиссеру Анджею Вайде написать музыку для его фильма «Катынь». Потому что для меня это очень личная история: мой дядя, как и отец Вайды был расстрелян в Катыни. Потом, когда в первый раз смотрел этот фильм, я плакал как ребенок. Не удержался – в этот момент я увидел, как он умер.

— Мы создали в Луславицах настоящую музыкальную Мекку – Европейский центр музыки Кшиштофа Пендерецкого. Туда приезжают молодые музыканты со всего мира…

— Да, я сам его придумал, он был построен на моей земле, в моем уме, и я чувствую себя ответственным за этот проект, потому что он носит мое имя. Там зал на 700 человек, проводится около ста пятидесяти концертов в год, а для этого талантливые молодые люди со всего мира приезжают на курсы для определенных инструментов.

Мы собираем там и детский оркестр. Предыдущие наши дети уже выросли, теперь уже второй состав концертирует в Польше. Я хотел что-то оставить после себя. Что-то важное. Музыку и свой любимый парк, в Луславице.

— В этом парке ходят легенды!

— Да, деревья – это моя вторая страсть после музыки! Я создал этот парк практически с нуля. Когда я купил имение в Луславицах, там был очень старый дом с 18-го века и остатки старого парка, а вокруг поля и луга, на которых паслись коровы.

Когда-то там жила сестра великого польского художника Джека дж. … , он часто бывал у нее, рисовал там свои картины, и мой выбор определила некая традиция этого места. Я, отреставрированный особняк и начал собирать коллекцию деревьев: привозить их из разных стран и посадить в этом парке. Все началось с пары гектаров, а сейчас их уже тридцать. Я занимаюсь этим уже более сорока лет, посадил тысячи деревьев.

Все придумываю сам, соблюдая принципы ландшафтной архитектуры. Эта работа помогает мне снять напряжение и одновременно дает вдохновение. Теперь это красивый старый парк с аллеями и беседками. Я также лабиринт на четыре тысячи квадратных метров. Теперь, когда он повзрослел, уже и сам боюсь туда заходить без своего садовника – могу заблудиться. Впрочем, это и лабиринт, чтобы в нем заблудиться.

В целом, я уверен, что творческий путь композитора, как и любого другого творца, это лабиринт, поиск путей, иногда скрытых от глаз. Вы не можете идти по прямой дороге, вы должны всегда искать новых фраз. Я всю жизнь иду через лабиринт, это для меня очень символично.

— Да, это рецепт успеха? Все время искать новых путей?

— Просто искать, быть в постоянном поиске. Есть композиторы, которые чему-то научились, и всю жизнь это делают. А я все еще ищу и, путешествуя.

***

Кшиштоф Пендерецкий родился 23 февраля 1933 года в городе Дембице. Сочинять начал в возрасте 8 лет из – за того, что во время войны нельзя было достать ноты с этюдами для скрипки, сам он писал их вместе со своим учителем музыки. В 1958 году окончил Краковскую высшую музыкальную школу (ныне-Музыкальная академия) и остался преподавать на кафедре композиции.

Позже занимался преподаванием и писал музыку в различных странах мира, в 1972 году на 15 лет был ректором местной Музыкальной академии. Первое публичное выступление Кшиштофа Пендерецкого прошла в 1959 году на фестивале «Варшавская осень». Тогда же он написал «Плач по жертвам Хиросимы» – одно из самых известных и часто исполняемых композиций, за которую получил премию ЮНЕСКО.

В эти годы он получил мировую известность как один из главных представителей восточно-европейского музыкального авангарда. Музыку Пендерецкого использовали в своих фильмах лучшие режиссеры мира, в том числе Стэнли Кубрик, Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Ален Рене, Анджей Вайда. В 1972 году начал карьеру дирижера, дирижирует ведущими оркестрами мира.

В 1997 году он был художественным руководителем польского оркестра Sinfonia » Varsovia. В 2013 году в городе Луславице под Краковом открыл международную академию музыки «Европейский центр музыки Кшиштофа Пендерецкого». Является почетным доктором многих музыкальных учебных заведений мира, в том числе Московской государственной консерватории и Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. Женат, трое детей.

Ариадна Рокоссовская (Варшава-Краков), «WP»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ