«La Scala» не обласкала: результаты московских выступлений знаменитой оперы

Автор:Аида Воробьёвa

«La Scala» не обласкала: результаты московских выступлений знаменитой оперы

Большой театр

Еженедельные гастроли Миланского театра «Ла Скала» в Москве завершились.

На исторической сцене оркестр, хор и солисты самого известного в мире оперного театра, три раза сыграл оперу Верди «Симон Бокканегра», дважды исполнили вердиевский «Реквием», а также раз выступили с концертной программой итальянской музыки (Верди, Россини, Керубини).

Спектакли и концерты сопровождались бурными аплодисментами и криками «браво». Однако, в среде профессионалов, выступления итальянцев особого успеха не имел.

Программа «МК» с разочарованием констатировал низкое качество сложной продукции.

Буквально через 10-15 минут развития музыкального действия оперы «Симон Бокканегра» в сознание закралась опасная мысль: да полно! В самом ли деле перед нами солисты знаменитого театра из Милана? Не случилось с ними проблемы? Вдруг они, бедные, ходят где-то, ограбленные и потерянные в холодном российском степям, а их место на сцене Большого театра заняли мошенники?

Но не. Все в истине. Лео Нуччи в партии Симона, когда-то знаменитый певец. Сегодня, к сожалению, старый человек, с раскачанным голосом, с «входами» практически для каждого звука, недопустимо глиссандированием в гонках, с утраченной способности к пению на mezzo forte.

Большой Фабио Сартори в роли героя лирической Габриэле адорно… уже отвыкли от такой фактуры, которую можно простить только за красивый голос. Но не имеет красивого голоса: «наносится» зал — это, конечно, но ничего больше. Бедность, резкость звучания, никакого очарования.

Кармен Джаннаттазио в роли Амелии/ — Мария… Тоже поет громко, но опять же: звук лишен красоты, кантиленности, дыхание короткое, ноты очень и очень проблематично.

О режиссера Федерико Тьецци ничего не сказать. И дело не в том, что она банальная и лишенная радикальных режиссерских концепций. Это может даже и хорошо: лучше смотреть спектакль совершенно без понятия, чем с тупыми придумками. Она скучная, с полным отсутствием интереса режиссера к артистам, которые (а что им еще делать?) работают на штампах, и удивлен тем, как бы погромче спеть.

Пытался перейти на оркестр мало дала. Maestro Мунг-Вунг Чунг, конечно, вел. Но все-таки результат «Симон Бокканегра» — это не та музыка, которая предполагает отвлечение от певцов и сосредоточиться на оркестре. Тем более, что и оркестр был далеко не безупречен: медные киксовали, а скрипка неопрятный играл верхней частью смычка на фортепиано. Выходит, не столько тихо, на сколько это грязно.

Пойти потом в «Реквием» — абсолютнейший музыкальный шедевр всех времен и народов (в отличие от «Симона», который, конечно, хорошая, но не лучшая опера Верди), было просто ужасно. И не без причины. Только в моменты, когда слышал оркестр под управлением Риккардо Шайи (здесь и медные, и деревянные духовые гораздо более сконцентрированным и качественные) и хор, солисты «на отдыхе», и возникала музыка.

См. также:Соло для фортепиано с оркестром

Вход солистов действительно означало нападение Dies Irae (День гнева): буквально все — рядом. Вот дуэт меццо сопрано и Agnus Dei — там певицы в октаву поют, и это очень красиво, когда хорошо поют. Но Мария Хосе Сири и Даниила Берчеллона не удалось спеть хорошо.

В партии сопрано в Реквиеме много божественных мест, где ноты звучат на фортепиано… ангельскими должны быть. А не хаски шелест сухой травы. Ну и самый трэш происходил в сегментах a cappella — когда команда голосов солистов звучит без оркестра. Было просто непонятно, что это за музыка, — какая-то атональная каша.

Опять удивила струнная группа. Там вход до Offertorium — в унисон виолончелей. Не был в унисон это вовсе. А для хорошего оркестра дурной тон — такой нестройный «в унисон».

Публика кричала «браво». Впрочем… Специфическая это была публика: бриллианты и костюмы от Армани и Бриони, мгновенно загорающиеся мониторы гаджетов в перерывах между фотографиями…

Билеты стоят очень дорого — 10 -20 000 руб. и дороже. Такие «копейки» в состоянии платить, я думаю, что жители Рублевки. Которые, конечно, всегда готовы адекватно оценить визит в престижной «марки» (как и их наряды) мероприятия.

Это как-то так, прошли спектакли «Ла Скала». Что это? Халтурное отношение к гастролям в «провинции России»? Досадный случай? Или отражение реального состояния этого театра сегодня? Думаю, пришло время, чтобы поехать в Милан — проверить все на месте.

Екатерина Кретова, «МК»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ