Кшиштоф Пендерецкий. Фото – Даниил Кочетков
Всемирно известный польский композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий приехал в Москву на премьеру своего инструментально-хорового сочинения «Страсти по Луке» в московском театре «Новая опера».
Российская премьера одного из климатических произведений Пендерецкого прошла по истечении 50 лет с момента ее первого исполнения в кафедральном соборе немецкого города Мюнстера, что имело большой успех.
Это сочинение для хора и оркестра – уникальная попытка обратиться к архаичному жанру пассионов, и Пендерецкий стал первым после Иоганна Себастьяна Баха композитором, отважившимся на этот шаг. Но, будучи современным композитором, он может изменить свою работу для нашего времени, и в отношении идей, и с точки зрения музыкальных средств.
Трек, который Пендерецкий посвятил свою жену Елизавету, предназначена для трех солистов – сопрано, баритон и бас, чтеца, трех хоров, детского хора и оркестра. Композитор использовал латинский текст Евангелия от Луки со вставками из песни на Великий пост и тренов. «Страсть Луке» Пендерецкого состоят из 24 эпизодов и длится около 80 минут.
Для Пендерецкого, воспитывавшегося в религиозной католической семье, было очень важно, что он представил «Страсти по Луке» в год тысячелетия крещения Польши.
В интервью «РГ» рассказал, что был единственным в социалистической Польше композитором, писать духовную музыку.
«Уже в 50-х годах я написал «Псалмы Давида», но в Польше это не играли. Впрочем, тогда не играл и духовную музыку Баха, ну, только если с немецким текстом, который большинство поляков не знали»,
– он не говорил.
На пресс-конференции, предшествовавшей премьере в Новой Опере директор театра Андрей Сибирцев сказал, что о постановке договорился при личной встрече с композитором в январе текущего года.
После довольно короткое время музыкального ансамбля театра удалось поставить это сложный трек. Дирижер Ян Латам-Кениг признал, что музыкантам было очень трудно.
«Для нас это огромная работа. Как правило, мы в театре, мы не принимаем такую музыку, у нас другой репертуар. У нас только один раз был подобный опыт, но с музыкой Баха. Это были «Страсти по Матфею». Для нас эта работа с сочинением «Страсти по Луке» была очень важна, но все, что мы должны были сделать, только показать гений композитора»,
– сказал дирижер.
Сам Пендерецкий не скрывал своей радости от того, что приехал в Москву. Композитор сказал журналистам, что в те времена, когда сочинение впервые прозвучит в Мюнстере, невозможно было представить, что когда-нибудь будет его слушать московская публика.
«Кто-то сказал мне, что в конце 60-х годов в Ссср приезжал оркестр из Польши и исполнял «Страсти по Луке», но я ничего об этом не слышал. Так что я очень рад, что наконец-то поставили в России. Я ходила на репетиции, и я должен сказать, что это здорово, драматическое исполнение – именно то, что мне нравится».
Ариадна Рокоссовская,»Российская газета»
Об авторе