Фестиваль Николая Петрова впервые прошел за пределами привычных стен.
Апрель музыки в Москве — традиционно месяц Николая Петрова, которые появились на свет именно в эти весенние дни. В 16-й раз открылась в столице в понедельник международный фестиваль, носящий имя знаменитого пианиста и великого педагога. Но первый раз — без привычного названия «Кремль музыкальный». Впрочем, в месте, для любого серьезного музыканта не менее знаковом — ЦМШ. Знаменитой музыкальной школе в стране, которую когда-то окончил и Николай Петров.
Фестиваль Николая Петрова отличался не только необычным местом его проведения традиционно это была Оружейная палата Московского Кремля. Более важной особенностью этого обзора, суть идеи Николая Арнольдовича было обязательное сотрудничество признанных мастеров и молодых художников. Например, Петров был едва ли не первый, кто пригласил выступить в России французского контратенора Филиппа Жарусски, тогда только начали свой концерт путь — сегодня это один из самых востребованных и высокооплачиваемых певцов на мировой сцене.
С преждевременной смерти Николая Арнольдовича в 2011 году фестиваль не прекратил свое существование. Но уход такого сильного лидера, безусловно, повлиял на его творение. Героические усилия вдовы Петрова Ларисы и его ближайших помощников удалось в течение нескольких лет сохранять и уровень программ и саму кремлевскую площадку. Но в этом году впервые трудности превышают силы энтузиастов.
Однако нет худа без добра. И то, что фестиваль нашел убежище в Центральной музыкальной школе, которая, кстати, заботами своего директора Владимира Овчинникова (тоже звездного пианиста) не взяла ни копейки за аренду зала, — глубоко символично. Ведь именно здесь, в классе легендарного педагога Татьяны Кестнер, сделал первые успехи молодой Коля Петров, отсюда только что вошел в консерватории и на мировой эстрады.
В концерте открытия выступил Камерный оркестр Московской консерватории. Его руководитель Феликс Коробов схватил еще одну традицию образовательную Николая Петрова — расширить границы известного репертуара, поиска работы, высоким художественным качествам, которых не справедливо, не соответствует в малой степени их известности.
И если в первом отделении нам предложили довольно популярные ноты — Серенада для струнных Эдварда Элгара, Адажио Самуэля Барбера и «Простую симфонию» Бенджамина Бриттена, это практически все второе отделение было музыкальной целиной. Это, например, замечательная «Итальянская серенада» для камерного оркестра Hugo Wolf — композитора, которого мы знаем почти исключительно на его романтично-экспрессионистским песен. Или тонко-красочная Сюита № 3 для скрипки, альта и камерного оркестра шведа Карла Аттерберга, светлую печаль, которой дирижер не без юмора прокомментировал:
«Написано в октябре 1917».
Или «Румынские танцы» Белы Бартока, более известны в их оригинальном рояльной версии, чем в оркестровой.
Достижения и надежды, опыт и молодость будут объединены и в дальнейшей программе обзора. Так, во вторник с сольным концертом выступит знаменитый пианист, профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский.
А на следующий день на той же поп-музыки выйдут его ученики Никита Мндоянц и Михаил Турпанов, а затем — молодые ученики ЦМШ, Хор студентов Московской консерватории, джазовый дуэт Даниил Крамер (фортепиано) и Сергей Васильев (контрабас), и, наконец, камерный оркестр «Московия» Эдуарда грача с молодыми солистами.
Сергей Бирюков, Работа
Об авторе