Валерий Полянский
На заседании наблюдательного совета Мариинского театра в Кремле Владимир Путин предложил, чтобы посвятить 2016 году Сергею Прокофьеву.
Президент поручил Министерству культуры провести праздник на государственном уровне, отметив, что творчество и масштаб личности Прокофьева сейчас не получают заслуженного внимания.
Предстоящие 125-летие должен заполнить возник пробел.
«Культура» побеседовала с художественным руководителем и главным дирижером Госкапеллы России Валерием Полянским — активным пропагандистом творчества Прокофьева.
В репертуаре маэстро многие произведения композитора, а в записи — довольно прокофьевских записей. Последнее десятилетие отмечено двумя яркими премьерами: операми «Война и мир» и «Семен Котко».
— Прокофьев — крупнейший русский композитор XX века, и вряд ли кто-то еще может сравниться с ним творческого разнообразия. Для него не существовало границ жанра: балеты, оперы, симфонии, оратории, концерты, песни, песни — удивительная универсальность. Его талант настолько универсален, что охватывает все сферы чувств, от героического эпоса до нежнейшей лирики. Только что Прокофьев сыграл огромную роль в развитии русской и советской композиторской школы.
— Прокофьева называли новатор музыкального языка. В чем проявлялось это инновации?
— В совершенно необычном мелодизме — широком, динамическом, пластиковый, цветной. При этом без каких-либо абстрактности, произведения его полны эмоций — насыщенные и сочные. Мир Прокофьева — то служб, космические. Каждая песня, каждая картина, каждый эпизод имел гармония оркестровых красок. С только ему присущей в этом отличным владением оркестром, как инструментом. Прокофьеву было трудно подражать, его нельзя копировать.
— Как родилась Ваша любовь к Прокофьеву?
— Она прошла от своих учителей Бориса Куликова и Геннадия Рождественского. До сих пор бережно храню диск с записью прокофьевских симфоний в исполнении БСО под управлением Геннадий Николаевич — его подарок. Практическое прикосновение к музыке Прокофьева началось с Первой и Пятой симфоний, Третьего фортепианного концерта. Счастье руководить этими работами на прокофьевских фестивалях в советские времена.
— Не было в Вашей творческой жизни этого сезона, что прошел без Прокофьева. И еще «Иван Грозный» — история особенная. Записал музыку к кинофильму, как монументальной оратории.
— Картину я видел много раз, начиная с юных лет он любил ее, восторгался Николаем Черкасовым в заглавной роли. Зрительные образы, сама история, слова, диалоги были, в основном, в восприятии. Музыка была первым планом. Когда удалось собрать, расшифровать весь мелодический ряд, восстановить порядок номеров, произведение сложилось в широком масштабе в оратории.
S. s. Прокофьев и С. М. Эйзенштейна во время работы над музыкой к фильму «Иван Грозный»
В «Иване Грозном» композитор объединил православной русской музыки с собственной. Казалось бы, несопоставимые слоя, но чередование оказалось равнозначным, и произведение в очереди целостно и в музыкальной форме, и по смыслу. Как будто герои обнаружили свои страдания, открылись души.
В наших планах, еще до объявления Года Прокофьева, было исполнение «Ивана Грозного». Надеюсь, что все получится, потому что двойной повод: год композитора совпадает с Годом кино. Правда, прокофьевская музыка сложная — и не только для художников, но и для восприятия непросвещенного слушателя.
— Тем не менее, много и с удовольствием ездите в маленьких городах, и даже решились на эксперимент в Торжке, когда исполнили оперу «Война и мир» под открытым небом. Как приняла публика сложный язык Прокофьева?
— Заседания для меня сказка, хотя долго ассоциировался только с «пушкинскими» пожарскими котлетами. Оказались там случайно. Представляете, жители города впервые увидели симфонический оркестр и услышали живой звук. Это XXI век! Страшная несправедливость.
На одном из концертов произошло ЧП — на час погас свет, но ни один человек из зала не вышел. Люди так внимательно слушали, что я решился на эксперимент: на косогоре в костюмах выполнить «Войну и мир», практически без денег. Поставили ряды, сцена получилась красивой, «украшенное» фасадом сталинского дворца культуры с колоннами. Аудитория слушала с большим удовольствием. Изображения толстовско-прокофьевского Русского мира разворачивались на фоне многих церквей и удивительной природы — незабываемое впечатление. Быть может я и ошибаюсь, но опыт показывает, что чем дальше от столицы, тем люди более пытливый интерес и тягу к классической музыке.
— Не только эпическую «Войну и мир» — сделали еще и подзабытую сегодня прокофьевскую оперу «Семен Котко».
— Я застал спектакль «Семен Котко» Бориса Покровского в Большом театре, где он работал в молодые годы. Сильнейшее впечатление произвели и сама музыка, и постановка, и певцы. Сцена казалась недосягаемой вершиной.
— Драматические события в Украине в 1918 году оказались актуальны, да и Прокофьев родом из Донецка…
— Во время работы над оперой, я понимал ситуацию, когда рушится жизнь маленькой деревни. Солдат, который вернулся с фронта домой, он попал в водоворот новой бойни. Революция, Гражданская война, немецкая интервенция, но в музыке нет политизации, является честным. Описание выведены Прокофьевым, — оригинальные, откровенные, броские.
В Большом театре артисты рассказали, как тяжело он учился музыке, а потом мы говорили друг с другом цитат из этой оперы. То же самое произошло и у нас — в начале было трудно, а со временем материал стал родным языком, и мы говорим, музыкальных фраз. В этом и заключается талант композитора.
— Произведения Прокофьева, которые теперь устарели, потеряли актуальность?
S. s. Прокофьев и М. Л. Ростропович
— Прокофьевская музыка как будто парит исторические события, делает, что они вечны и бессмертны. Например, кантаты «здравица», посвященная Сталину, «К 20-летию Октября», оратория «На страже мира». Темы и сюжеты, которые стали основой, неоднократно проверены, а музыка настолько оригинальна, что остается спрос. «Песни наших дней» — удивительно современная эссе, как и «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным».
— Для композитора в годы Великой Отечественной войны оказались плодотворными. Военные мотивы в его творчестве для Вас важно?
— Я играл прокофьевскую сюиту «1941 год», с ее наэлектризованностью, ощущениями борьбы, стресса, горя, трагедии — все в этой музыке. В церемонии Пятой симфонии, посвященной Победе, пронзает страшная боль потери. В «Войне и мире», несмотря на то, что речь идет о другом времени, передано особое величие души русских солдат, их любовь к Родине. Прокофьев и создавал свою оперу-эпопею на сюжет Толстого во время Великой Отечественной войны. Фронта атмосфере, доброжелательности, внутреннего благородства игроков знаю из рассказов воевавшего отца. Они для меня перекликаются с великой военной эпохи Прокофьева.
— Год Чайковского изменился Годом Прокофьева. Ваше отношение к таким акциям?
— Я, конечно, положительно. Тревожным является то, что концертные организации ориентированы в основном на кассовые сборы. Стоит в этом контексте оказались помощь в организации, финансирование от Минкульта. Такие произведения, как «Война и мир» или «Семен Котко», требуют больших инвестиций. А где их взять?
Елена Федоренко, газета «Культура»
Об авторе