Кого куда зовет труба

Автор:Аида Воробьёвa

Кого куда зовет труба

Люка Дебарг

Что такое настоящее признание художника?

Это когда не только полный зал, овации, розы и нелепые попытки совершенно незнакомых людей прорваться в артистическую к idol.

Но и плохой утверждения знатоков, что, мол, все с ума посходили, как будто в одном музыканте свет клином сошелся.

На опасных границ

Риск осмеянной, не мешает мне вместе с воодушевленной толпой предаться безумию, опекуна каждый приезд молодого французского пианиста Люки Дебарга. Мне даже немного не участвует в фан-группы, практически в секту, то, что произошло.

Оказалось, что Дебарг со своей четвертой наградой был единственным подлинным триумфатором XV Конкурса им. Чайковского. Все концерты у него окрашены в 2018 году, а со времени конкурса гастролировал в России не раз и не два — спрос большой.

Интересно было выступление с Большим симфоническим оркестром Владимира Федосеева. Одно дело — блистать на сцене, свежестью и оригинальностью в гордом одиночестве, и совсем другое — покорно играть с надежной командой под руководством Владимира Ивановича, который святой заботится традиции и, скорее всего, не будет терпеть в них, хотя щели.

Поэтому эмоции за пианиста был большой: при всей своей деликатности и феноменальной музыкальности Дебарг не так сговорчив. Замечу, однако, что за каждый раз вес чудесным образом превращается в его сторону.

…Большой зал консерватории ней очень. Духота. После тяжеловатой оркестровой увертюры к «Похищение из сераля» Моцарта, первый этаж, похлопав, оборвался, как будто по ним катком проехали. Еще только выдвигаются фортепиано для Дебарга, а соседка уже шикает на меня, чтобы я не махала веером, потому что это, безусловно, ослабит ее из бетховенского ритма. То есть, ты понимаешь.

Сыграла Второй концерт Бетховена, который, как можно было предположить, что разработанная в небезынтересную борьбу солиста, не слишком поднаторевшего в столь беспощадных боях с гидрой академического оркестра, ревнующего свою ежедневную аудиторию в молодого французского парвеню.

Люка, однако, не стушевался и аристократически блестящие, где он мог, то есть в сольных фрагментах, из которых один был особенно хорош: в другой, свободной части, после каждой взывающей фразы фортепиано по ответил оркестр. Было даже что-то типа духовного братания на почве Бетховена.

Федосеев, потом очень осторожно объяснил, что Дебарг

«играет очень по-французски».

При всем моем уважении к маститому дирижеру, смею предположить, что не только для француза, но и для него самого это был полезнейший опыт: только Дебарг представляет последнее поколение пианистов в таком виде, в каком мы мечтали, чтобы его услышать.

Федосеев же привыкли к услужливости, нет, хуже — для их разрешения наших российских солистов с их гладиаторскими манеры по отношению к клавиатуре. А здесь придется вслушиваться в игру красивую, умную и в то же время чувственно парящую всех опасных границ.

На бис, Люка сделал спокойно и, на первый взгляд, непритязательную «Гносиенну» Эрика Сати. Вроде бы ничего особенного, если бы каждый звук не принадлежал теперь к каждому сидящему в зале. И это действительно, что такое «Гносиенна»? Скорее всего, автор создал название от греческого гносис, что означает примерно «знание о тайне бытия».

И эта тайна как-то тихо и предательски села в машину и бросила меня на мелкие преступления. Из всех сил, отбрехиваясь от угрызений собственной совести, я на пенсии с v симфонии Чайковского, коньки Федосеева, задуман, очевидно, как апофеоз вечера.

Да, это бывает: уловишь какой-то небольшой шарик огня с неба — и волочишь ее, скорее, как собака кость, в безопасное место, чтобы никто не забрал.

…Говори мне после этого, что слухи на Дебарге.

Класс перпетуум mobile Теодор Курентзис

Среди аудитории есть и второй такой-любимой, успехи которого жители академического болота приписывают истерической моде, — дирижер Теодор Курентзис, в настоящее время работающий в Перми.

Все его редкие приезды в Москву сопровождается ажиотажем и ожесточенные споры, вплоть до ссор между старыми единомышленниками.

Поэтому я с нетерпением жду каждого нового объективной оценки невероятному таланту Теодора, несущего свой теплых греческую энергетику и нездешнюю интеллект в различные массы, не исключая молодых людей, до сих пор чуравшихся никаких там симфонии.

Поэтому с обычной глупой улыбкой счастья сообщаю, что «святая Весна» Стравинского в его исполнении пермского оркестра MusicAeterna получила высокую международную награду ECHO Klassik как лучшая запись года.

Мне доставляет удовольствие напомнить и о том, что в прошлом году награду получила класс запись оперы «Свадьба Фигаро» — и это действительно Моцарт, на грани головокружения и экстаза, как выразился один западный критик.

Так это работает в России perpetuum mobile — Феодор (или Федор Иванович) Курентзис, и даже удивительно, что не все в Перми понимают свое счастье. Поэтому последней хорошей новостью было то, что во втором бою с местной администрацией победил Федор: контракт с ним продлен до 2021 года.

Легенда о жалкой племени

Иногда приходит в голову сумасшедшая идея: а что если бы Курентзис стал главным дирижером Большого театра? В конце концов, даже какое-то время входил в его дирижерскую коллегию.
Может, тогда не испытывали стыда за некоторые премьеры. Например, «Осуждение Фауста» Берлиоза. Пусть даже и в постановке режиссера Петера штайна.

См. также:Разделение людей — это третья мировая война

Попытки реализовать на сцене, что называется, в красках, не оперу, не кантату, а что-то, названное драматической легендой, — дело неблагодарное. Но кто сейчас откажется от заказа в сфере тощающего искусства?!

Почему вы выбрали Берлиоза? Нынешний главный дирижер Туган Сохиев не раз исполнял эту музыку за рубежом, так почему бы, не слишком надрываясь, не сделать это и в Москве, в ходе заточив оркестр на тонкости французского стиля?..

«Фауста» Берлиоза — не гетевский; это история о бездельнике, снедаемом скукой. И хотя выглядит красиво, на нашего Онегина, ад ждет его следовало, в то время как Маргарита (отличная работа Ксении Дудниковой) пойдет на небеса.

Перед генеральной репетицией Питер Стайн, автор известного 20-часового спектакля «Фауст» в Ганновере, долго рассказывал журналистам, как бережно и аккуратно относится к Гете. Но неожиданно завершил свой монолог:

«Но к Берлиозу все это не имеет ничего общего»,

— и мне грустно и пошел смотреть генералку в Королевской ложе. Позже он признался, что дирижер Туган Сохиев, в ходе работы над технически сложных спектаклем был для него недоступен…

Настроение у штайна было явно не так. В каком настроении был дирижер, тоже было не понять. Вероятно, он более всего следил за соблюдением французского стиля. При этом нельзя было представить себе, что он имел в виду Шуман, называя музыку Берлиоза «гуще мечом».

Дмитрий Белосельский (Мефистофель). Фото – Дамир Юсупов

Так, как будто эта музыка ожили, чтобы эффектные, красочные сцены нравоучительной мистерии, затеянной Берлиозом, в которой наиболее запомнил слова Мефистофеля, пропетые обладателем роскошного баса Дмитрием Белосельским:

«Узнаю тебя, след человеческого племени».

И то сказать, в спектакле всей полноте: звездная ночь и свечение неба, танец пейзан и военные парады, полеты героев над сценой, сильфы с сильфидами и блуждающие огоньки. Особого внимания заслуживает изображение ада, где его рогатые служители ногами запихивают исключительно блондинки.

Нет, действительно, сценограф Фердинанд Вегербауэр работал: в спектакле 20 фотографий, некоторые идут только на четыре минуты! По словам штайна, было играть все машинерия, которая есть в наличии.

Но без достойной «голос» вышло что-то типа елки в Лужниках для взрослых. Но при этом не «спектакль о вере в молодость и любовь», как и обещал проводник, не нашел мужества и времени, чтобы договориться с одним из старейших и самых умных режиссеров нашего времени.

Джазовые бицепс

Повезло — я иногда придет после. Ждешь его по давней, с детства, привычки в Большом театре, а я подкарауливает тебя за ближайшим углом. Выходишь из метро «Маяковская» — и все колонны завешаны афишами Московской филармонии.

Одна из них очень удивила: не филармонически развалившийся в кресле джазист Вадим Эйленкриг кроссовки без носков. Таким нервным образом известный трубач впервые пригласил на концерт с собственной группой Eilenkrig Crew.

«В общей сложности, на выбор, чем выходить на сцену, не было»,

— весело признался он, уже на концерте, намекая на скандальные кроссовки, в которых весь вечер пружинисто маячили перед аудиторией.

Однако вид татуированного парень на сцене, где обычно выходят во фраках, никого не смутил. Секрет прост: стоит ему начать пронзительную мелодию Эдуарда Артемьева из фильма «Свой среди чужих…» — и весь зал уже был его, и во всех деталях рассматривает не только накачанные мышцы остроумного лидера, но и его необычную матовую трубу, в которой звуки летели в зал с необыкновенной легкостью, потому что игра Эйленкриг, как дышит.

Вадим Эйленкриг

Выдающийся способ звучали его дуэт с саксофонистом Дмитрием Мосьпаном, автором большинства аранжировок. Для меня, познавшей из духовых только помятый пионерский горн, осталось жжение загадкой: как труба и сакс вместе могут играть тишайшие дуэты, которые время, чтобы поставить, например, многие громобойным академическим художникам как слишком тонкого музицирования?

А как можно в этом составе играть «Полет шмеля»? Ответ знает только ветер…

На сцене работало еще шесть музыкантов, но то ли инструмент такой, по определению, призывный, или Эйленкриг такой харизматичный — чистая, внятная даже в самых виртуозных пассажах труба держалась за каждый номер в одном волевом кулаке.

Никакой джазовой расслабухи: каждая композиция в бодрящем тонусе — как скульптурные бицепсы акне!

Обычных посетителей в Зале им. Чайковского в этот раз разбавляют красочные шестидесятники — любители джаза. Поэтому принимали Eilenkrig Crew с соответствующим стильные энтузиазмом. Но и музыкантов, кажется, понравилась строгая классическая сцена: в конце концов, публика здесь под джаз не пьет, не жует, не говорит громко и не сопровождается, когда только им заблагорассудится.

Наталья Зимянина, alefmagazine.com

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ