Статуя Командора – только один из манекенов в наличии
Оперу «Дон Жуан» под управлением Теодора Курентзиса оказалось трудно оценить среди изобилия ортопедических изделий.
Из трилогии опер Моцарта / да Понте, который поставили в Перми, «Дон Жуан» оказался наименее успешным спектаклем. Режиссер Валентина Карраско сочинила концепцию в пол-абзаца, для реализации которого на сцене нужно громоздить целые сараи пластика.
Аргентинская постановщица ценят природу и свободу, как конвенции, под влиянием которых живет человечество, ее глубоко страдает.
С таким свежим взглядом на мир, режиссер решил, что Дон Хуан должен ходить в куртке зеленого цвета, символизирующий натуральность, – остальные пусть будут одеты в корсеты ортопедические, шпильки, повязки, воротники и уподоблены полностью пластиковым манекенам, от которых только недоумение.
Зеленый цвет иногда проскальзывает в гардеробе женщин, которым увлекается главный герой, – иногда окрашены сверху Донны Анны и трусики Церлины.
В эпизоде бала хор калек на костылях жестоко бьет свободолюбивую молодежь, а в финальной сцене Дон Хуан впадает ни в какой не в ад, а во власть разбушевавшихся пациентов.
Конечно, эти слабые остатки картин Бунюэля и Сальвадора Дали, растиражированные по всей длине спектакля, никогда бы не удостоились внимания отборщиков фестиваля «Золотая маска», если бы они не были нагрузкой для музыкальной работы Теодора Курентзиса и его музыкантов.
Уже не в первый раз слышим «Дон Жуана» в исполнении Курентзиса в Москве – в последний раз это был спектакль Большого театра в 2010 году.
Теперь – результат на сто процентов подлинной: весь оркестр играет на соответствующих инструментах в соответствующем массиве. Драматический результат требует резких контрастов – по сравнению с лирической вязью, скажем, Cosi fan tutte, Дон Жуан» звучит тревожно, хлестко, тяжело.
Как всегда, группа континуо, который ведет французский клавесинист Александр Бенуа, не только великолепно импровизирует в речитативах, но также включает в вмс арий или дуэтов: в одной из редких лирических страниц, дуэт Дон Жуана и Церлины, хаммерклавир рассыпается мягкая лигатура. Международная оркестр звучит, как играет команда однокашников, пусть первую скрипку зовут Афоней, а первую трубу – Жуан.
См. также:Из-под портретов. НФОР и восходящие оперные звезды почтили в КЗЧ памяти Евгения Колобова и Виктора Попова
Нельзя сказать, чтобы все пели исключительно хорошо. В целом на уровень вокальных работ не пожалуешься, но в голосе Симоне Альбергини (Don Giovanni) проскальзывал простоватый звук, Гвидо Локонсоло (Лепорелло), иногда он ошибался от голоса в верхнем регистре, Виктор Шаповалов (Мазетто) не справлялся с темпом, а Борис Рудак (Дон Оттавио), как кажется, был простужен – его первую арию вообще отменили, а надо было бы и второй.
Из мужчин только Мика карес (Komandor) сообщил свою партию красиво и громко. А вот женские работы были на высоте, причем две из них относятся к пермским артисткам. Это один из результатов работы в Перми Теодора Курентзиса, которого иногда несправедливо упрекают в невнимании местных людских ресурсов.
Надежда Павлова (Донна Анна) и Наталья Кириллова (Донна Эльвира) не только выдержал напряженную тесситуру и справились со всеми фиоритурами, удалось не только насытить повторы в своих ариях богатых вариациях, но и показал настоящий моцартовский звук – переменный по музыке, здесь прямой и безвибратный, здесь растет переливчатым звучанием.
Не случайно именно в этих двух певиц эксперты «Золотой маски» отметили персональными номинациями, вместе с самим Курентзисом. Но она была мила и тесная и их греко-немецкая товарка – Фани Антонелу в партии Церлины.
В этом году ожидается выход из последнего альбома оперной трилогии, которую Курентзис записал для Sony Classical. Это будет именно «Дон Жуан».
К счастью, в аудиоварианте шедевр Моцарта / да Понте будет лишен, как сюрреалистические, и ортопедических коннотации, а выражение лица не нужны зеленые трусики.
Петр Поспелов, «Ведомости»
Об авторе