Как быть в Египте в период санкций

Автор:Аида Воробьёвa

Как быть в Египте в период санкций

Оксана Крамарева и Ахмед Агади

Несмотря на запреты полетов в Египет из России, наши соотечественники мужественно там хитрых способов. А вот жителям Казани повезло «побывать» в столице Древнего мира, не особенно напрягаясь.

Покупая билет в кассе театра, вы увидите и Сфинкса, пирамиды, Нил, в полной мере насладиться монументальной древней архитектуры — все как настоящее! Один минус — моря нет, не плавать. Я думаю, что только в волнах музыки.

«Ой, я туда хочу!»trong>

… громко кричит мужчина в зале. Еще сказочный египетский дворец, девушки в прозрачных костюмах, аккуратно строить красоту. Так что дворец — каждый образ этого спектакля, какой ни возьми, впечатляет монументальностью и красотой. Жаль только, что многих сюда влечет, вероятно, только желание спектакль: соседка со стула играла в смартфон почти всю оперу, отвлекаясь время от времени на изменение ситуации, соседи сзади и с энтузиазмом начали обсуждать что-то в самые лирические моменты действия, а в финал должен был сделать вывод, что смерть бедных Аиды и ее возлюбленного, их мало занимает.

Не будем обобщать, в переполненном зале театра, многие были искренне захвачены действием, но три постоянно скучающих на квадратный метр, даже случайно — это много.

Искусство в период замещения импорта

Финансовый кризис бьет по всем сферам жизни, не делая исключения для прекрасного и возвышенного. Трудности влияние на афише Шаляпинского фестиваля, на которой сегодня почти нет больших звезд. И речь не идет о том, что «свои» солисты хуже «импортных» — наоборот, по сравнению с прошлогодними италией национальный состав оказался лучше. Но если в программе известные имена, на сцене те же знакомые декорации, чем фестивальный спектакль отличается от репертуарного? В чем его особенность?

Новая «Аида» на афише театра уже четвертый год. Когда режиссер Юрий Александров ставил этот спектакль, то открещивался от модных театральный веяний, говорил, что не может играть большую оперу Верди «в трусах и с автоматами», и обещал, что в настоящее театральное чудо. В каком-то смысле это удалось: картинка действительно впечатляет, но в этом заслуга художника-постановщика Виктора Герасименко.

См. также:Харьковская филармония закрыла сезон кантатой «Кармина Бурана»

Чтобы случилось чудо, «Аида», помимо украшения нужны, по крайней мере, голоса. Нынешний состав можно назвать компромиссным. Солист Мариинского театра Ахмед Агади, многолетний участник зимнего форума в Казани, пел здесь Радамеса много раз и по праву остается любимцем публики. И хотя иногда видно, что сложная партия дается ему не без труда, опыт и профессионализм побеждают, все ноты берет, наверное, как будто железной рукой пахнет врага.

Оксана Крамарева, представляющий Национальной оперы Украины, ведет титульную партию ровно, без срывов, но и без взлетов. Больше сочувствия, удалось вызвать ее коварный противник Амнерис — не стесняйтесь, Ирина Долженко (Большой театр), в предпоследней сцене свято колдовать Радамеса быть с ней, а потом горько оплакивая смерть непокорного возлюбленного.

Настоящим украшением спектакля стал Сергей Ковнир (Национальная опера Украины), на два дня раньше, блестяще исполнивший роль наемного убийцы в «Риголетто», а теперь выступил в партии верховного жреца Рамфиса. Его мощный бас и натуральная фактура идеально вписываются в образ, что сделало его одним из самых впечатляющих фигур спектакля. Не все ожидания оправдала Алексей Дедов в роли Амонасро: звучало это убедительно, но от солиста Геликон-оперы я хотел бы больше актерской отдачи, тем более, что темперамент ему не хватает.

Итальянский дирижер Стефано Замки, заменил Марко Боэми, постарались сделать все, чтобы передать ориентальную роскошь партитуры и напряженные драматические истории. Пока может не все, и, надеюсь, что до следующего фестиваля контрабасы учат свою партию, потому что «Аида» — одна из немногих опер, где композитор написал для тех вечно загнанных в угол оркестра инструментов, хотя и короткое, но красивое соло.

Сделай мне приятно

Художник Виктор » — известный мастер большой формы. Он знает, как на театральной сцене, для того чтобы произвести эффект, особенно, если бюджет позволяет. Как будто предчувствуя, что скоро русские перекроют ста путь в Египет, это почти с этнографической точностью воссозданы легендарные дворцы и храмы египтян. С помощью своего постоянного партнера Данила Герасименко (автор видеопроекции) художник вдыхает в эту помпезную статику жизнь: горит пламя факелов, серебрится река Нил, в сером тумане молча смотрят на нас с пирамиды. В результате на самом деле вы входите в интерактивный музей древности, только потрогать руками, и ничего не может быть — не сможешь.

См. также:Международный оперный фестиваль в Чувашии откроет «Кармен»

Да, «Аида» — из тех опер, которые очень трудно превратить из музейного экспоната в что-то живое. Кто хочет отказаться от великих образов древнего царства, зная, что спрос на бутафорские пирамиды стабильным в любой экономической ситуации? Роскошь у оперного жанра обусловлено генетически, тем более, что такой оперы, как «Аида». И хотя Верди не имел желание сочинять вампуку на открытие Суэцкого канала, его большая ориентальная драма написана с соответствующим размахом события и того же требует размаха на сцене. Но разве опера — это только гламурные украшения? Попробуем мысленно удалить их и посмотрим, что остается.

В сухой массе

Да почти ничего. Даже конь, который так хотел вывести на сцену в этом спектакле Юрий Александров, и этого нет. Острые углы любовного треугольника (которые выделили на премьере) сгладились, и вся режиссерская мысль укладывается в повесть о двух-трех мизансцен, опять, описанных в премьерных отзывов. Кстати, описывали их не только в казанских газетах: через три месяца после премьеры в Казани Александров поставил «Аида» в Самаре и, видимо, не особенно беспокоит ваше воображение, так как самара заметки описывают спектакль как проект.

А как фантастические массовые сцены? — ты спрашиваешь. Так, хор в театре, одетый богато, красиво поет, с ним сценография впечатляет еще больше. Только проблема есть, и смотрят, и молят о пощаде являются одним и тем же выражением лица, стояли, не шевельнувшись, как каменные скульптуры.

А как психологическая драма? — вы можете сказать. Но если убрать декорации, то получим куцые и однообразные метания героев на сцене. Кто поет — выходит вперед, кто молчит — ждет своей очереди и глубокомысленно смотрит внутрь (реже — на партнера). Кроме того, если переместить в этот выступление солистов из любого шаблона постановки 30-х, 50-х и 70-х годов прошлого века — они будут выполнять на новом месте, те же мизансцены, что они делали раньше, и даже не заметят подмены.

См. также:Шаляпинский фестиваль завершился большой гала-концерт

Что ж, настоящее искусство всегда можно сказать. Да, но жизнь коротка. И действительно, не хотелось бы хоть раз увидеть что-то кроме костюмированного концерта в музейных интерьерах? Древний Египет с успехом выступал на сцене казанского оперного театра много лет и, безусловно, будет звучать еще не раз. Но, может быть, стоит один раз — для разнообразия — сыграть «Аида» «в трусах и с автоматами»?

Впрочем, наверное, не сейчас. В противном случае кто-то потеряет единственный шанс увидеть Египет.

Наталья Сурнина, business-gazeta.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ