Дмитрий Орлов
Московский государственный симфонический оркестр для детей и молодежи отметил 125-летие выдающегося композитора Сергея Прокофьева.
Свою жертву грядущему юбилею оркестра сделал заранее, выполнив в течение февраля в шести московских залах, в том числе в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя, программа из произведений композитора.
Прокофьев — плодовитый автор, который создал восемь опер, семь балетов и столько же симфонии, инструментальные концерты, хоровые кантаты, музыку к фильмам, театральным постановкам и многое другое. Есть мелодии, узнаваемые даже неофитами, например, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» или «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». Есть произведения сложные, логика которых требует решения. Прокофьев в жизни отличался колкостью манер, неуживчивым независимый характер и в то же время добротой тех, кого любил. Поляризация настроений, их резкое изменение, острая шутка, гротеск, взрывчатость динамики и большой энтузиазм — это только некоторые характерные для прокофьевских положение особенности.
Выбор Д. Орлова, как всегда, бескомпромиссен: «Петя и волк» — не является единственным доступным пониманию молодых слушателей произведение классика. Кредо маэстро — дети должны вникать в музыку любой сложности, ловя ее смысл на уровне эмоций, звуков, изменений, движения и ритма. Конечно, знать что-то о работе нужно, и с ролью проводницы в прекрасный мир классики справляется музыковед-преподаватель Московской филармонии Наталья Панасюк. Но информацию о времени создания, об изображениях и чувств — только королева нить в мир звуков, рождаемых оркестром.
Сергей Прокофьев постоянно в центре внимания этой группы. Гастрольные поездки по Европе, в текущие проекты требуют и концерты и симфонии. В сезоне, когда праздновали годовщину Отечественной войны 1812 года, дирижер представил фрагменты оперы «Война и мир», показывая, как «оживают» герои великой эпопеи Л. Н. Толстого.
На этот раз обратились к наследию Прокофьева-пианиста, к его Третьему фортепианному концерту. Солисткой пригласили замечательную молодую исполнительницу Татьяну Колесову, обладательницу престижных лауреатских званий на конкурсах в Лидсе, Сиднее, имени Грига в Осло, имени Гезы Анды в Швейцарии, и многие другие. В ее игре чувствуется конкурсная бойцовская закалка. Виртуоз сторона Третьего концерта удалась Татьяна безупречно: она выполнила все непонятные фрагменты с энтузиазмом и даже лихостью, не забывая при этом, что важно, о форме портале музыки.
См. также:Объявлены победители Первого Всероссийского конкурса композиторов «Время Прокофьевых»
Первая часть пролетела стремительным потоком, точно изготовлены, Д. Орлов, а во второй части художники перенесли нас в эпоху галантных празднеств, предложив в качестве темы торжественный гавот. В последующих вариациях происходят удивительные метаморфозы — это мелодия таинственно парит, это звучит наступательно и жестко. Финал вышел демоническим танцем, затягивает в свой вращается вся вселенная. Дети от мала до велика слушали, как завороженные этой нервной, пропуская музыку через ее ритмическим давлением.
Одна из программ прошлых лет Д. Орлов посвятил реализации трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира в музыке. Центральное место в ней занимают номера из одноименного прокофьевского балета. Они прозвучали сейчас, как большая квартира, в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Как известно, композитор после премьеры он сделал две сюиты для концертного исполнения. Дирижер соединил фрагменты на свой вкус, соблюдая логику повествования. После драматической входа все начинается тяжелый танец рыцарей, потом следует подиуме героев — Юлии-девушки, проститутки и беспокойный, патера Лоренцо, который дал столь неудачные советы молодым влюбленным. В танце снова возвращается токкатный бег, переходящий в утренний беспорядок… Изображение безмятежной идиллии, радостного удивления жизнью прерван великой сцене смерти Тибальда. Рваные фразы tutti оркестра, как удары кнута, переводят повествование в трагедийный план. Две последние части включают «печальной истории»: молодые люди должны быть разделены, их свидания, полные страсти и окрашены предчувствием печали. В следующий раз, когда Ромео видит Джульетту в склепе, недвижимую, и примет яд, чтобы не расставаться с молодой невестой никогда.
Музыка балета, в своем воплощении требует огромных навыков — инструментов в постоянном диалоге с собой, здесь много соло духовых, флейта, гобой трубы, и оркестр Д. Орлова достойную жизнь всю красоту этой роскошной партитуре.
Чтобы не заканчивать концерт на грустной ноте, на бис был исполнен «Пушкинский вальс», созданный Прокофьевым в 1949 году, по случаю 150. летию со дня рождения поэта. Атмосфера выпускного вечера, запах «старых времен», воскрешенные в этой пьесе композитор, оставили яркое впечатление.
См. также:Умер Сергей О. Прокофьев
Евгения Мишина, газета «Культура»
Об авторе