Яша Хейфец
2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного скрипача XX века яши Хейфеца.
Вот, что говорят о нем крупнейшие авторитеты:
«Звезда первой величины, и никто в мире, непревзойденный виртуоз скрипки…
Ослепительная техника и великолепная интерпретация…
Тон его скрипки почетный и красиво красивый, его мастерство не имеет недостатков…
Он, без сомнения, представляет собой вершину современного развития музыкального искусства. Записи Хейфеца принадлежат к самым совершенным, так, что слава о нем на долго сохранится… Яша Хейфец – Император скрипки».
Иосиф (Яша) Хейфец родился 20 января 1901 года в Вильнюсе. Первые уроки игры на скрипке получил в возрасте трех лет у своего отца, Рувима Хейфеца — представителей города Пулавы (Польша), скрипач-самоучка, играл на свадьбах. С четырех лет начались занятия под руководством одного из лучших скрипачей и педагогов города И. Малкина, ученика Ауэра, преподававшего в Виленском музыкальном училище Русского музыкального общества.
Талант Хейфеца быстро развивалось. В 1910 году начал обучение в Санкт-Петербургской консерватории. В 1913 году он посетил во время гастролей по Европе Швецию и Германию, где встретился с фрицем Крейслером. В 1917 году впервые посетил США, где выступил в Карнеги-холл. Хейфец предпочел остаться в США и в 1925 году получил американское гражданство.
Критика музыкальная единогласно признала исполнительское мастерство Хейфеца уникальным явлением искусства XX века. Передовая технология, чарующая красота звука и величавость сценической позы и жеста производили неизгладимое впечатление на слушателей во многих странах. Под маской спокойствия, за то, как «скрипача-автомата» лежало огненно-страстная и романтическая натура. Вопреки своему широко известному скептицизму и язвительному юмору, Б. Шоу сказал об игре Хейфеца: «опровергает аксиому, что в этом мире нет ничего идеального».
Творческое наследие Хейфеца (более 170 компакт-дисков, магнитных записей и видеолент) включает в себя все наиболее значительные произведения мировой скрипичной музыки. Первый сыграл посвященные ему произведения современных композиторов: концерт М. Кастельнуово-Тедеско для скрипки и оркестра («Пророки»,1933; дирижер А. Тосканини), его Фантазию на темы из оперы Россини «севильский цирюльник»; концерт № 3 И. Ахрона (в 1939 г.), а также концерты, У. Уолтона (в 1939 г.), Л. Грюнберга (1884-1964; в 1944 г.), Э. В. Корнгольда (1897-1957; в 1945 г.).
См. также:Интервью с Питером Гелбом
Спасибо исполнении Хейфеца вошли в мировую классику, ранее редко исполнявшиеся концерты Я. Сибелиуса, Э. Элгара и концерт № 2 С. Прокофьева. Однако Хейфецу, казалось, чуждо творчество А. Шенберга, а в 1936 году отказался выполнять предложенные ему концерт композитора.
Хейфец успешно занимался музыкальной транскрипции. Ему принадлежат более 100 обработок для скрипки произведений Ю. Н. Гуммеля, К. Дебюсси, М. Равеля, Дж. Гершвина, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Динику и многих других композиторов.
С 1962 года Яша Хейфец занимался педагогической работой, вел мастер-классы игры на скрипке в университете штата Калифорния в Лос-Анджелесе.
Среди его учеников: Э. Фридман, лауреат Международного конкурса имени Чайковского в Москве в 1966 г., А. Фодор, лауреат этого конкурса в 1974 году. (второе место в неприсужденном первым), а также Пьер Амойяль, Рудольф Кулман, Юваль Ярон, Кэрол Синдэлл, Адам Хан-Горский, Роберт Витте, Элизабет Матески, Клэр Ходжкинс, Юкико Сцен, Варуян Коян, Шерри Клосс, Элейн Скородин, Пол Розенталь.
muzcentrum.ru
Об авторе