Галина Уланова
Она не любила излишнего внимания к собственной персоне и комплименты, не давала интервью и почти не было близких друзей.
Слишком закрыта в личной жизни Галина Уланова была полной противоположностью на сцене, где отдавала всю себя без остатка зрительного зала. На ее спектакли невозможно было достать билеты, весь мир восхищался талантом балерины, даже тогда, когда ее карьера стала подходить к концу.
В 1960 году, когда она ушла со сцены Большого театра, оглушительные аплодисменты в жизни Улановой изменилось полной тишиной и одиночеством, которое Галина [ … ], несмотря на свой сильный характер, двигался с трудом.
Балет и слезы
Когда маленький Галю родители решили отдать в балетную школу, она плакала от горя. Ее отец Сергей Николаевич был актером и режиссером труппы балета Мариинского театра, мать-Мария Федоровна Романова была солисткой балета, а позже — педагогом классического танца, так что девушка с детства имела представление о том, какой ценой он получает любовь болельщиков и ведущих партий.
Попав в Академию хореографическое школе (ЛХУ), Галя сначала боролась с постоянной болью, которая является постоянным спутником каждого артиста балета, а затем с боязнью сцены, потому что был очень застенчивый. Шесть лет Улановой учила мама, потом заменила ее Агриппина Ваганова.
Женщина довольно равнодушно отнеслась к своей новой ученика, который сначала явно не входила в число фаворитов Агриппины Яковлевны. Но до конца обучения Галины Улановой в ЛХУ Ваганова поняла, что все это время воспитывала талантливейшую балерину.
16 мая 1928 года Уланова была принята в театре Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне — Мариинский театр). Ее дебют в качестве профессиональной танцовщицы состоялся в октябре этого же года, девушка исполнила партию Флорины в «Спящей красавице». Первое время начинающей артистке трудно было выйти на сцену, она ужасно боялась зале, но постепенно страх ушел.
Уланова всегда была очень недовольна их выступлений, особенно в начале карьеры, и это было стимулом для многочасовых попыток, после которых одежду танцовщицы можно было давить так сильно, что пропитывалась потом. В возрасте 19 лет Галина [ … ] она получила свою первую главную партию — Одетту-Одиллию в «Лебедином озере».
Уникальный спектакль в карьере балерины — «Жизель». Эта роль никоим образом не дать девушке. Однажды после репетиции села на автобус и поехала в Царское село, где долго гуляла в одиночестве, размышляя о своей героине. Постепенно ей стало ясно, что глубокая трансформация на сцене, возможно только при условии внутреннего погружения в изображение.
Эта осведомленность помогла Галине Сергеевне в дальнейшей работе. От спектакля к спектаклю ее профессионализм рос, а вместе с ним росла и слава балерины.
Галина Уланова в роли Джульетты в балете «Ромео и Джульетта», 1952 г. Фото: РИА новости/ Толчан
Ее шекспировская Джульетта стала событием не только на сцене Мариинского театра, но и далеко за его пределами. Балет был поставлен в 1940 году на музыку Прокофьева, который Уланова совершенно не понимала, после премьеры спектакля она даже позволила себе шутливый тост на эту тему:
«Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».
Однако, несмотря на это, я танцевала Галина [ … ] фантастически. Когда в 1956 году постановку я увидела чопорная лондонская публика после спектакля автомобиль с Улановой аудитория буквально подняла на руках. Туманный Альбион сошел с ума от улановской Джульетты, хотя до этого момента балерина была намного старше шекспировской героини — Галине Сергеевне исполнилось 46.
Вся жизнь Галины Улановой можно смело разделить на два этапа: ленинградский и московский. Еще когда жила в Северной столице, ни один правительственный концерт не обходился без ее участия. Уланова была обязана участвовать представитель кремля техники, поэтому, когда Сталин приказал перевести ее в Москву, Галине Сергеевне не оставалось ничего другого, как сдаться очередному капризу вождя. С 1944 по 1960 год она была ведущей балериной Большого театра, но, несмотря на переезд, в душе великая танцовщица всегда была коренной ленинградкой, так и не полюбившей столицы.
Счастливая и несчастная
Личная жизнь великой балерины всегда была на втором и третьем месте в иерархии его ценностей. В первый раз она вышла замуж в возрасте 17 лет, лысоватого, невысокого учителя музыки Исаака Меликовского, но за год это уже официальный, гражданский брак изменил — с дирижером Евгением Дубовским.
Практически всегда Уланова выбирала творческих мужчин значительно старше себя. Одним из таких избранных стал актер Юрий Завадский. Среди его поклонников была сама Цветаева, но однажды встретился с Улановой, актер был очарован ею. Завадский специально приехал в Ленинград, чтобы посмотреть выступления Галины Сергеевны. Эта связь длилась десять лет, но дружеские отношения между ними остаются на всю жизнь.
Со знаменитым актером и режиссером театра Ленком Иваном Николаевичем Берсеневым балерина познакомилась в Кисловодске. Был женат на Софье Гиацинтовой, однако 35-летний брак затрещал по швам, когда Берсенев встретился с великой танцовщицей. Его роман с Улановой так и не привел к разводу с женой. Их связь длилась всего два года, в 1951 году актер умер, оставив после себя двух вдов: официальную жену и возлюбленную.
Последней любовью Галины Сергеевны стал главный художник Большого театра — Вадим Рындин. Он любил Уланову, но с годами им все больше и больше овладевала одна слабость — Вадим Федорович пил, великий танцор не мог смириться с этой болезнью и я отправила его, оставаясь одна.
Последний танец
Завершение спектаклем Улановой перед выходом на профессиональной сцене была «шопениана». По стечению обстоятельств, этот же балет стал последним в карьере балерины. В прощальной постановки появился перед публикой в возрасте 50 лет. Конечно, до своего ухода из профессии Галина [ … ] готовилась постепенно, все больше снижая репертуар. Но, несмотря на это, психологически ей было трудно принять новую жизнь.
Галина Уланова в роли Сильфиды из балета «шопениана», 1960 г. Фото: РИА новости/ Борисов
С 1960 года Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Я должен признать, что в этой дисциплине женщины: каждое утро начиналось со специальной зарядки, и несмотря на то, что публичные выступления для нее навсегда остались в прошлом, Галина [ … ] не перестала следить за собой и до конца своих дней ходила на каблуках.
В 70-х годах балерина встретилась с журналисткой татьяной Агафоновой, эта женщина стала его личным секретарем и поселилась в огромной квартире Улановой на Котельнической набережной. У Галины Сергеевны не было детей, а свою новую девушку, она часто называла дочерью, однако в обществе их отношения вызывали сплетни и пересуды.
Агафонова взяла на себя решение всех бытовых проблем в вашем доме, потому, что известная художница не знала элементарных вещей: как сделать платеж за коммунальные услуги, включить стиральную машину или вызвать слесаря. Уланова оставила завещание в пользу Агафоновой, но эта умерла раньше балерина от рака.
Одиночество Галина [ … ] переживала очень остро, но не поддавалась. В последние годы жизни легенды российского балета не хватало денег, хотя я никогда не шиковала и с легкостью относилась ко всем материальных благ. Но даже в этот сложный период Уланова предпочла жить без взглядов, симпатий, так что почти всегда отказывалась от любой помощи. В 1992 году у нее впервые случился инсульт, 21 марта 1998 сердце снова напомнил о себе, забрав жизнь великой балерины, а вместе с тем поставив точку в целой эпохе русского балета.
Наталья Кожина, «Аиф»
Об авторе