Из истории легендарных балетных династий

Автор:Аида Воробьёвa

Из истории легендарных балетных династий

Матильда Кшесинская

8 февраля 1898 года, санкт-петербург театральная общественность отметила 60-летие танцовщика Императорского театра и педагога Феликса Ивановича Кшесинского.

Феликс Кшесинский с детства учился балета, сначала в Варшавской балетной школе у мориса Пиона, а затем – в балетном коллективе Варшавских театров государственных, где вскоре стал одним из самых выдающихся танцоров в Польше.

В начале Кшесинский занимался классическим танцем, но потом увлекся мотивами, народными танцами и начал танцевать только их. Особенно прославился как исполнитель мазурки. В 1851 году император Николай I издал лучших исполнителей мазурки – любимого танца – в санкт-Петербурге. Среди исполнителей оказался и Феликс Кшесинский. Его дебют в петербургском Александровском театре состоялся 30 октября 1853 года. С этого момента поселился в Петербурге и жил там до самой смерти.

Отношение к мазурке в семье Кшесинских было особое.

«Никто не танцевал так, мазурку, как мой отец, который вкладывал в нее весь свой темперамент. Отец научил меня мазурке, и стала неотъемлемой частью меня самого,

– писала Матильда Кшесинская.

Критики отмечали, что за всю сценическую жизнь отца, ему не было равных в исполнении этого танца. Именно благодаря исполнению моего отца и под влиянием большой любви к ней императора Николая Павловича мазурка вошла в моду в санкт-Петербурге и Москве, где до этого ее никогда не танцевали, ни в балете, ни мяч, ни на улице. Все начали брать уроки мазурки у моего отца, он был везде принят дружески. Часто сопровождала отца на его уроки детям, и дал мне большое удовольствие танцевать с детьми и увлекать их в водоворот сумасшедшей мазурки…»

В санкт-Петербурге Феликс Иванович женился на балерине Юлии Доминской. Все дети Феликса Кшесинского окончил Санкт-Петербургское театральное училище и танцевал в Мариинском театре, но самым известным наследницей традиций танцевальных семьи Кшесинских стала младшая дочь Матильда-Мария, легенда мирового балета, прима императорской сцены и одна из самых красивых женщин xx века.

«Увидев за долгую жизнь многих великих художников, я помню моего отца и Вирджинии Цукки,

– поделилась Матильда Кшесинская.

Я думаю, что при всей смены взглядов, методы, требования балетного искусства, и сейчас они имели такой же успех и были бы такие же, первоклассных художников, которые могут быть примером для тех, кто на сцене переигрывает и не переживает своей роли всем сердцем и душой. По случаю шестидесятилетнего юбилея художественной деятельности моего отца газеты отмечали неспособность даже перечислить все те роли, которые придется выполнить, и заменить балетов, в которых он выступал.

Менялись балетмейстеры и балерины, менялись руководители, менялись директора и капельмейстеры, но он всегда оставался на своем посту и не только несменяемым, но и необходимым. Действительно, было много балетов, в которых выступал мой отец в течение своей долгой артистической карьеры, но мне ближе были эти балеты, в котором выступала вместе с ним, – «Пахита», «Дочь фараона», «Эсмеральда». Он вдохновил меня своей игрой…»

Ведущий проекта «Большой балет» Илзе Лиепа – представитель легендарного балета династии. Имя ее отца, выдающегося танцовщика, знакомо «балетным» и в Европе, и в Америке. Марис Лиепа внес большой вклад в развитие балетного искусства. Обладал виртуозной техники, художественного слова «говорящего» тела, музыкальностью, редким для артиста балета актерскими данными.

Марис Лиепа часто говорил своим ученикам, своим детям Андрису и Илзе, что самое главное для артиста балета – это характер и целеустремленность.

«Сколько лет я повторяю эти упражнения?

– спрашивает художник.

Почти 35. Около 25 тысяч часов экзерсиса. И столько же часов обычной боли – без этого немыслима наша профессия. Вы когда-нибудь видели игрока, который был бы счастлив, улыбается во время прыжка или бега? И мы должны в совершенстве этим владеть…»

Сын Андрис Лиепа за восемь лет на сцене Большого театра, станцевал все ведущие партии классического репертуара. В настоящее время является председателем правления фонда имени Мариса Лиепы, член правления Международного открытого фестиваля искусств «Черешневый Лес».

См. также:Какие концерты включить в абонемент? Выбор Вслух.<url>

Илзе Лиепа – солистка балета Большого театра, действующая на основании договора, народная артистка России, лауреат премии «Золотая маска» и Государственной премии России.

«Большой балет» в эфире телеканала «Россия» – 13 февраля, 20:30.

tvkultura.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ