Иван Васильевич меняет конфессию?

Автор:Аида Воробьёвa

Иван Васильевич меняет конфессию?

Светлана Мончак (Марта) с голосом и сердцем до последнего пытается спасти большая опера превратить в фарс. Фото — Сергей Бирюков

Режиссер Андрей Сильным оказалось, что он и «Царская невеста» балагану.

Интересная вещь, классика! Режиссер Андрей Сильный проверил на прочность один из самых любимых русских опер — «Царскую невесту», натянув на нее личину балагана. Опера оказала сильное сопротивление, и в конце опять уложила и режиссер, а затем и зрители фестиваля «Золотая маска» на обе лопатки, которые престижной зрительскую слезу. Но стоило ли это того, чтобы доказать свою силу, шедевр на ТАКУЮ цену?

После того, как эта репертуарнейшую оперы не ставят! И тяжеловато-академически, как в большом театре, и жестко-эротическое, а в Новой опере… Знакомый питерскому режиссеру-авангардисту Андрею Могучему, приглашенному Михайловский театр, судя по всему, в голове «оживить» хрестоматийную театр балаганом.

И действительно, трагедия является несчастным боярской дочери, которая а) извели любимого жениха, потому что его глаза злодея-опричник, то я хотел бы взять в жены Ивана Грозного, и б) в конце концов был отравлен из зависти — как бы далеко от сегодняшней злобы дня. Вот если одеть бояр и царских сатрапов в бандитские кожаные куртки, отряд опричников — шляпы и тройки чикагских гангстеров, хор девочек, чтобы представить серый комсомолками с красными гвоздиками, а мелькающего на заднем плане Ивана Грозного — лубочным царя Гороха, то выйдет гораздо больше удовольствия.

Чтобы выглядела совсем по-балаганному, на сцене все время носить транспаранты с надписями-главками: «Мед-чарочки» (означает, опричник Грязной принимает и потчует гостей), «Ласковое слово» (сидеть общаться), «Совет да любовь» (назревает свадьба, о которой, однако, не суждено случиться). Сколько необходимо для содержания — трудно сказать, но эффект досаждающей неприятности создает безупречно.

Будем честны — многие в спектакле на самом деле символично-именно: мотив наклонных линий, от рулона, в который пропускает пьяных Грязных, к скособоченному дворику благонамеренной семья Собакиных и финальный смертному одру собакинской дочь Марты. Ничто не постоянно в этом мире, где каждая судьба зависит от прихоти деспота. Четкий смысл и языческих идолов, все эти деревянные свино-собак, распространение по сцене: да, какая это Святая Русь, если в ней царит едва ли не естественно каннибализм.

Да, и в высвечиваемом периодически на заднике иконоподобном лике изображено что-то невообразимое: не Господь Бог, не злой царь с седой бородищей. Надеюсь, борцы за аутентичность религиозные символы не ополчатся для этого художника Максима Исаева: может быть, он просто хотел бы напомнить, что набожность Уродливые никоим образом не мешают ему быть кровопийцей.

Вот только один суетливый пережим живописные детали все время эмоциональный тонус, который требует музыка. И увертюра — один из лучших и самых драматичнейших в российской оперы — звучит тоще даже под дирижерской палочкой этот авторитетный специалист, как Михаил Татарников.

Александра Кузнецова (опричник Грязной) и Ирина Шишкова (разлюбленная и оскорбленная хозяйка Любаша) большую часть оперы петь, что называется, с холодными ногами, не испытывая никаких чувств своих героев и топя в равнодушие и даже такой гениально — душераздирающую сцену, ночной дуэт перед заутреней.

Любаша (Ирина Шишкова) с ненавистью подглядывает за Марфой. Лестницы — один из лейтмотивов спектакля, которые помогут вам персонажей (как здесь Любаше подлезть к другому дому), а затем подвергающих актеров опасности (в один из моментов, лестница с грохотом упала почти на самый Грязный)

Что-то полезное, слышит ли вы, что в мило (так и должно быть) теноровом ворковании жаль жениха несчастной Марты — душки-Елена Лыкова (Евгений Ахмедов), чтобы в ангельски-мечтательных сопрановых воспарениях наиболее Марфа (Светлана Мончак).

Особенно острой борьба с содержанием оперы качает постановщиками во втором акте: северное сияние представить едва ли не каждую минуту, на сцене превращается в иллюминированный ночной клуб, и даже куртку Ивана Лыкова, он является идеальным героем!) начал светить свет, как будто рождественская елка.

Но к третьему действию, то, очевидно, перещелкнуло в самом режиссере. В борьбе с Римским-Корсаковым, наконец, начинает одолевать тот, кому стоит отдать победу с самого начала-великий композитор. До г-на Могучего пришло в голову, что пора завязать с беготней и четкое агитацией: в конце концов, 6ез шутка — Марты умерли, Любаша убит (хотя, по какой-то причине поцелуй Грязные, а не от ножа, как и в оригинале). В порыве отчаяния сдает себе безжалостный суд царя сам Грязный…

И после прекрасно проведенной бас арией убитого горем старика Собакина (Карен Акопов) эти чувства, наконец, проснуться и в тех, в кого уже давно должны были ожить. Затрепетало страсть красиво, но перед этим однообразным-металлическая меццо-сопрано Шишковой-Любаши, и даже добавить глубину тощеватый баритон Адриан-Грязные.

Ну Мончак — просто молодец, протянул руку к его светлым сопрано и чувствительным сердцем на всю трагическую историю до конца, когда и сырую рецензенту оказалось трудно сдержать скупую мужскую…

Ну, стоило ли затевать богатый риска эксперимент над замечательной оперы, так что в конце поднять перед ним свои авангардистские ноги вверх? Да, лучше с самого начала идти ВМЕСТЕ с композитором, а не ПРОТИВ него? Для тех, кто любит Римского-Корсакова (а таких, я подозреваю, больше, чем те, которые являются более дорогостоящими, Сильнее), то причины, чтобы только радость.

Сергей Бирюков, Труд

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ