Татьяна – Екатерина Щербаченко, Ольга – Светлана Шилова, Ларина – Елена Евсеева, Филиппьевна – Анна Викторова
Исполнение оперы «Евгений Онегин» П. и. Чайковского в концертной версии на сцене Концертного зала имени Чайковского, Государственным академическим Большим симфоническим оркестром имени П. и. Чайковского под управлением дирижера В. И. Федосеева оказалось замечательным событием московской Пушкинианы текущего музыкально-театрального сезона.
Выдающийся оркестр, по всему миру знают и любят зрители не только в нашей стране, но и за ее пределами, дирижер, безусловно, пользовались интересом среди очень требовательных московских меломанов. Состав исполнителей, Хор Академии хорового искусства имени В. С. Попова под управлением Алексея Петрова и Государственный академический Московский областной хор имени А. Д. Кожевникова под управлением Николая Азарова – все говорило нам о масштабе предстоящего события.
Дирижер занял свой «трон», но – сначала упало слово в исполнении народного артиста России Игоря Костолевского. Были прочитаны отрывки из писем П. и. Чайковского к его современникам в период работы над оперой. Это было введение в эпоху создания «Онегина».
Я должен сказать, что БСО в своей практике концертных выступлений довольно часто ссылается на соединение слов и музыки, привлекая в исполнении известных чтецов. Просветительская направленность программы оркестра – это еще одна грань в деятельности команды.
После словесного вступления зазвучало вступление музыка – увертюра. В исполнении музыки была продолжена настрой на повествовательность, неспешность повествования истории жизни героев. Здесь и появились на сцене Татьяна – Екатерина Щербаченко, Ольга – Светлана Шилова, Ларина – Елена Евсеева, Филиппьевна – Анна Викторова.
Зазвучала ария Ольги, сделано быстро, с шаловливостью и смешинкой. Дуэт барыни и няни коснулся своей задушевностью, теплотой. Татьяна, здесь, среди своих родных и близких ей людей.
Замечательный был хор крестьян, прозвучавший очень качественно, чисто, прозрачно. В редакции было передано настроение гармонии человека-работника, фермера, с окружающим миром, природой. Особая атмосфера комнаты, в период окончания крестьянских работ в полях зазвучала в исполнении хора и солистов.
А что Татьяна, «русская душа»? С первого появления на сцене она рассматривается в сочетании с музыкой, переживая каждый момент музыкального повествования. Все время спектакля, быть может, не было ни одного момента, когда героиня была без музыки.
Это было невероятно интересно, увлекательно, в соответствии с истиной. Это был счастливый день Татьяны в исполнении сопрано Екатерина Щербаченко. Певица приковала к себе внимание, покорила зал, держа зрителя ни на минуту, до самого конца спектакля. И здесь, обратите внимание, что у Пушкина Татьяна – любимая героиня. Кстати, Чайковский рассматривает вариант названия оперу «Татьяна Ларина».
Екатерина Щербаченко представила, конечно, свою любимую героиню, без громких деклараций, без допущений, а с осторожностью, с которой вступают в контакт с ценный, но хрупкий сосуд. Как потрясающе сделана сцена письма Татьяны! «Пусть погибну я, но прежде…» – нет, не делай этого, не ходи на этот маршрут, безумной страсти, погибельной для вас, Татьяна! Зал безмолвствовал, в абсолютной тишине слушать исповеди героини, находящейся на краю пропасти! Она будет страдать, но не одна. С ней будет сопереживать зрители, проходя все повороты ее судьбы. А ведь это самое главное, что артисты выходят на сцену.
Объяснение Онегина (Борис Пинхасович) с Татьяна была передана такими акцентами, с такой трагической обреченностью героини, что это будет, как на смертную казнь, на безысходное страдание. Трагическая линия была продолжена в сцене бала у Лариных. Галантный Трике (Валентин Суходолец), как ни старался, не смог вернуть Татьяну в живых эмоций. Была мумия, ее сердце застыло.
В сцене петербургского бала появляется другая Татьяна. На сцене КЗЧ это был прекрасный выход красивой женщины под руку с по-настоящему хорошим генералом, князем Греминым (Николай Диденко). Красивая, счастливая пара! Все освещенные любви супруга к Татьяна! Все подтвердилось в словах знаменитой арии Гремина, полный роскошных басом Диденко. Сколько обожания, восхищения, сколько лучезарного счастья было в искренних словах генерала!
Заглавный герой, Онегин, явно проигрывал на этом фоне, не вызывал ни восхищения, ни сострадания. Если в вокальном плане все было реализовано отлично, это с точки зрения эмоций персонаж был лишен каких-либо явных признаков.
В виде героя с самого начала была уверена, статические, отсутствие какого-либо развития характера персонажа. С чем пришел к Татьяна до конца действия? Сначала не понял Татьяну, он обидел себя, а потом убил его. Теперь он ищет ответы у Татьяны на свои запоздалые чувства. Во всех положениях этого драматического действия, Онегин несет отрицательный заряд разрушения, разочарования. Поэтому так понятен жест Татьяны, когда при последнем объяснении она брезгливо отряхивает руку, вырывая ее и Онегина.
См. также:Из-за болезни Владимира Федосеева концерт с его участием перенесен на конец сезона
Нельзя не сказать слова восхищения из-за пения Екатерины Щербаченко, голоса, которые она предлагает своим гостям прекрасно. Лирический сопрано исполнительницы, наделенное благородных цветах: серебристый, блестящие цвета, легкий, звучный, было подчинено воле певицы. Голос был тем инструментом, который позволил исполнительнице выразить все оттенки бытия героини, ее Татьяны, так дорого и значимо для нас.
А что Ленский? Какой он на этот раз? Вопрос не праздный, касается почти главного героя весь репертуар лирической русской оперной классики. На сцене КЗЧ в этом спектакле партию Ленского исполнил тенор Алексей Татаринцев, известный, любимый публикой певец.
Роль лирического героя не является новой для певца. Он постоянно выполняет такие партии, как Ромео в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», Рудольфа в опере Дж. Пуччини «Богема» и множество других лирических партий. Репертуар художника богат и разнообразен. Партия Ленского стоит в активном, рабочем расписании тенора.
Концертное исполнение оперы имеет свои особенности. Художники полностью открыты перед зрителем, как на сложном экзамене. Этот сложный формат, который требует от исполнителя высокой концентрации всех сил, всех способностей перед контролем общества.
Любители оперы, знатоки ее очень слабость в партии Ленского. Этот лирический герой занимает особое место в истории русской классической оперы. Известно, с какими именами связано исполнение этой партии! История помнит в этой партии В. Собинова, С. Лемешева, В. Атлантова и наших молодых теноров, как у нас в стране, так и за ее пределами. Для тенора, особенно российского, спеть партию Ленского значит состояться в профессии. Это такой трудный экзамен — эта партия для исполнителя роли лирического тенора.
Если мы говорим о странице вокального дела, это у Татаринцева, без сучка и задоринки. Художник обладает очень красивым, сильным голосом, тембрально богато окрашены. Ему под силу справиться с вокальными трудностями партии, что он делает легко и свободно. Зритель не имеет напряжения при восприятии этой партии в исполнении художника, не имеет страха, а если что-то пойдет не так. Навыки певца гарантирует высококачественного воспроизведения музыки с текстом.
Что касается сценического воплощения характера Ленского, поэта, романтически настроенного мальчишки, в исполнении Алексея Татаринцева этот герой приобретает особые, индивидуальные черты. Так, в сцене с Ольгой, когда Ленский поет юной девы о своей любви, какая-то счастливая спокойствие, вера в свое безусловное счастье. Ольга вторит ему, осыпая героя, сияющего с улыбкой на губах. Во всем чертовски повезло!
Когда жизнь поворачивается другой, трагической стороной героя, разбивая счастливый ход времени, то Ленский – Татаринцев, в первую очередь, рассудок, это неожиданный ход событий. Этого с ним не должно было случиться, как это произошло, Герой остается в горестном недоумении.
Знаменитая, ключевая сцена, когда проходит ариозо Ленского «Куда, куда вы удалились…», несут нам эмоции, не согласен с таким поворотом событий в жизни молодого поэта, эмоции сожаления о ранней, бессмысленной потери. Да, это все читается в исполнении Алексея Татаринцева, все это находит отклик у зрителя. Мнение, безусловно. Такая интерпретация имеет право на сценическую жизнь, на дальнейшее развитие.
Концертная версия «Евгения Онегина» в КЗЧ дал зрителям наслаждаться музыкой работа, выполненная на высшем уровне, как на это заслуживает творение нашего гения П. и. Чайковского.
Людмила Краснова, muzcentrum.ru
Об авторе