Ира Бертман. Фото Ирина Шымчак
Вечером 13 февраля 2017 в Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии всех любителей оперы ждет замечательная встреча – концерт в постановке оперы Дж. Верди «Набукко» с партией Абигайль выступит звезда мирового уровня Ира Бертман.
Это первое выступление израильской певицы в России и в Москве. Интерес это вызвало серьезные – билеты были распроданы, едва поступив в продажу. Постановка осуществляется (в рамках филармонического абонемента) силами театра «Геликон-опера», и можно с уверенностью сказать, что главными персонами предстоящего оперного праздника являются два Бертмана.
С одним из них, вернее, с одной, и встретились накануне этого долгожданного для всех любителей музыки событие.
– Ира, я знаю, что прозвучит банально, но – как и почему они оказались в Москве?
– Это не банальный вопрос, но очень интересно. Дмитрий Бертман пригласил меня уже давно, с удовольствием ответила на его предложение, но ничего не получалось, в силу занятости и обстоятельств. С моей стороны это немного риск, потому что петь Абигайль впервые в Москве – огромная ответственность и честь для меня. Но я люблю приключения. Без этого не было бы, наверное, оперной певицей. Это часть моего характера.
– Как это случилось? Он тебя услышал и предложил выступить в Москве?
-Да, как-то так и было. На самом деле, согласованные facebook. Вот, что значат социальные сети в наше время! Дмитрий отслеживает мою карьеру, а я-его. Я кидаю на youtube видео, слушать с кастов, их, конечно, смотрит, видит, что я пою по всему миру с дирижерами мирового уровня, и говорит: почему у тебя до сих пор не было? Давай к нам! А я отвечаю – с удовольствием. И так вот вышло. Тем более фамилия обязывает (смеется). Для меня это большая честь.
– Ира, не могу не спросить. Все вокруг, конечно, интригует: вы с Дмитрием Александровичем родственники?
– Пока мы не нашли родственных связей. Но я верю, что все – не случайно. Я верю в то, что не только в семье люди, родственники, а вообще все люди – семья на планете. Я надеюсь, что мы найдем еще что-то знакомое, потому что фамилия редкая.
– Ли впервые споет Абигайль? У вас за плечами много ролей!
– Я не чувствую себя слишком драматическое сопрано, скорее, лирико-спинто, но в течение последних трех-четырех лет я начала петь более тяжелый репертуар. Пела Амелию в «Бал-маскараде» Верди и «Тоску» в «Тоске» Пуччини… А Эбигейл не так драматично, партия, что я старалась его немного придержать.
И потом, это только кажется, что мы, оперные певцы, сами выбираем репертуар. Пока у тебя нет известного имени, ты пытаешься делать то, что тебе предлагают. Конечно, все должно быть техническое, с умом, чтобы не испортить голос. Иногда вы можете взять свою партию, но и хорошо высыпаться. А она и так даст тебе кое-что. Даже если потом ее никогда в жизни петь не будешь.
– Бывает, что влюбился в какую-то роль, пока ее готовили, а потом уже нет возможности ее повторить?
-Пока такого не было. Интересно, что у меня случалось наоборот. Я начала, как лирико-колоратурное сопрано, и начинается… Моей первой ролью была Констанция в Похищении из Сераля», меня позвали на две недели до премьеры. Говорю тебе, это – приключение!
– Начать с Моцарта – это здорово.
– Да, но это Констанца! Там такие виртуозные движения… И после этого никогда эту партию не пела. Да, и я думаю, что я бы не хотела ее петь теперь.
– Когда вы поняли, что хотите стать именно оперной певицей?
– Это случилось, когда я поступила в Академию музыки в Иерусалиме, на втором или третьем году. С одной стороны – вроде бы случайно, провидение элемент. С другой стороны, я помню себя маленькой девочкой, года в три-четыре, и всегда хотел именно кричать – ааааа! И мама строго сказала: «Ира, нельзя так кричать. Если вы хотите, идите в ванную, включите душ, чтобы тебя никто не слышал». И я шла, чтобы «проораться». Но маленький ребенок не предполагает такой желание ни с чем.
Потом как-то прошло, я начала заниматься игрой на фортепиано. Она любила петь в хорах. Но так, чтобы стать оперной певицей? Я смеялась над оперой, я не понимала ее, видела же толстых дядек и толстых тетек, которые что-то кричали на непонятном языке, а я тогда думала – почему они так кричат? Нельзя, что ли, сказать? Уже любила балет и вообще я хотела быть учительницей начальных классов. Даже начала заниматься, но тут началась перестройка.
– Вы хотите стать учителем в средней школе?
– Да, в обычной. Даже не музыкальной. Теперь ты понимаешь, как далеко я была от оперы? Да, классика, но так, чтобы выступать на сцене? Не. И вот началась перестройка, в конце 1992 года эмигрировал с семьей в Израиль. Мне тогда было 18 лет. Я сразу же пошла в кибуце. День выучили язык, день работали.
Когда-то похвалилась моей учительнице, что я знаю несколько песен на иврите, и спела ее. Когда меня услышала, сразу же предложила вести себя в Академии, и она приняла буквально за руку к своей соседке, чтобы она меня послушала. Провидение, или судьба – ее соседка, она была педагогом по вокалу из музыкальной Академии – это была Мириам Мельцер.
Мириам похвалила мой голос и сказала делать. Это вообще целая история, как я был (смех). Один учитель сказал – да, другой говорит, что нет. И если бы этой женщины, которая сказала «нет», в моей жизни не было, наверное, не удалось бы этого сделать. Но внутри меня что-то разбудило. Я запротестовала – все говорят «да», а один – «нет». Ну как «нет»? Почему «не»?
И я, всегда такая хорошая девочка, никогда не возражавшая, такой тихий ребенок, гнева этой дамы с глубоким декольте, она взяла и сделала (смех). Потом, кстати, она меня переманивала к себе в класс. Но я была у Мириам Мельцер. Надо мной все смеялись: Ира, что ты здесь делаешь? Что ты поешь? У тебя нет таланта, у вас нет голоса.
– «Доброжелатели», одним словом…
– Он подошел ко мне учителя, коллеги подходили, удивлялись, как она заколола? Но, наверное, я единственный человек, который проучился в Академии шесть лет, от и до. Я начинала с нуля, или даже меньше, и мне пришлось все это узнать. Но я не знала, что это будет развиваться (улыбается). Это была одна сплошная приключение. Начинал с оратории, мессы, песни Lied, шансона, именно из такого репертуара, потому что мой учитель не был специалистом в опере. Потом потихонечку-потихонечку пошло…
Когда уже поступила в Вуз для молодых певцов в Израильской Опере (она была открыта в 2000 году, и там было трудно пройти – конкурс большой, четыре раунда отборочных), все было очень хорошо. Там учились видные педагоги из Америки, Италии, но, когда началась вторая интифада, многие уехали, а мы остались ни с чем.
Тогда нам предложили самим выбрать тех солистов, которые нам нравятся, и на счет Оперы брать у них уроки. Я брала уроки у великих певцов! Теперь они светят – Красимира Стоянова, Паата Бурчуладзе… да, как говорится «с миру по нитке», я собирала знания, идти вперед.
Я поняла, что пока вокалист не выберет из всей информации, которую он получает, подходящего именно ему, он остается учеником. Нужно для своего тела, для своего организма, чтобы выбрать лучшие, чтобы создать свою собственную систему.
Кроме того, мой второй муж (а он тоже певец, тенор, учился в Италии) очень много мне помогал. Кстати, мы познакомились на «Похищение из Сераля» (смех). Так что это очень длинная история, это не так просто. Могу сказать, что я стала певицей, не «благодаря», а «несмотря на».
Когда он прибыл в Академию, я не знала, что из этого получится. Ведь и эмигрировать с родителями я не хотела, – мне было 18 лет, друзья, подруги, Рига, Юрмала, я начала открывать для себя этот рай.
Да, для меня это был рай. Пусть мы голодны, слишком много у них не было, но в молодости это не имело значения. А приехала в Израиль – все с ног на голову, все по другому, совершенно другой мир. Через пять месяцев я поступила в Академию. Представляете, через пять месяцев! Уже на иврите говорила свободно. Кто бы мог подумать…
Сольфеджио, училась с нуля. Меня спросил: – А что ты делаешь в Академии с таким сольфеджио?! Я отвечала: – Ну, понимаешь, вокалисты поздно начинают… – А сколько месяцев в Израиле? – Пять. – И ты так говоришь на иврите?! – Да. – Ну, если вы знаете иврит, вы научитесь и сольфеджио. И начинается.
А теперь я понимаю, что это настолько мое, что не могу без этого.
– Она живет в Риге? У вас, наверное, там кто-то остался из близких?
– Только друзья. Родственники, к сожалению, нет. И порываюсь там спеть, но пока не вышло.
– Ваши любимые героини на сцене? Кто вам ближе из всех ролей?
– Бабочка, наверное, уже раз 25 она пела. Но все равно с удовольствием пою. А моя любимая партия – Тоска. Я Люблю Тоску. Но я не могу сказать, что это «одна любимая». У меня так случилось, что в тот момент, когда я пою партию, должна стать моей любимой.
Возьмем, Эбигейл – если бы мне не нравилась, я бы не могла ее петь. Я должен полюбить ее. Даже в современных операх (у нас в театре были в нескольких спектаклях) партия не идет ни в коей мере до тех пор, пока ее не приму. Хотя, конечно, я предпочитаю Пуччини.
Портрет знаменитого незнакомца
– Жаль, что не удалось увидеть «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана.
– Да, очень жаль. Пуччини для меня – это все! Но в «Геликоне», слава Богу, есть свои певцы.
Дмитрий сказал, что в театре было четыре Турандот. И это замечательно. Во всем мире не найти исполнительницу Турандот, а тут – четыре!
Я Люблю Пуччини. Я чувствую на своих ощущениях, что есть партии для голоса – как масло для голосовых связок.
А вот Верди – большой проказник! Я тоже его очень люблю, но с ним нельзя терять контроль ни на секунду. Я хочу дать эмоции, а как только ты включаешься – щелк, вы теряете технический контроль. Совместить технику с эмоциями – моя самая большая задача, потому что, когда люди поют только технически – да, это здорово, но чего-то не хватает.
Когда поют только эмоционально – ой, здесь не хватает техники. А совместить это было бы здорово. Пока никому это не удалось, кроме Марии Каллас. Ей это получалось. Многие могут сказать – техника не та, голос не тот. Ничего подобного! Ее энергия, ее артистизм, и то, как она вживалась в роль – пока никого такого нет. Она – единственная. Женщина-планета. Личность, не только техника или голос.
Для меня Каллас – идеал оперной певицы. В противном случае я бы не любила оперу. Я понимаю, что в первую очередь опера – это театр. Смысл, слово, звук – когда все это сочетается, это – вау!
Мария Каллас: хронология жизни
– Это судьба оперы – должен вызывать эмоции. А кто ходит в Израильской оперы? Какая у вас аудитория?
– К сожалению, у нас это искусство элитной: цены высокие. Много ходит русскоговорящей аудитории. В основном, конечно, пожилые. Но залы всегда полны, как ни странно. Солдаты привозят. Наша студия начала ездить по школам, по провинциям, мы собираем молодежь. Объясняют оперы на иврите – мы поем на иврите, чтобы было доступно.
Но не на что жаловаться – у меня есть благодарная аудитория, постоянные зрители ходят, слушают, радуются.
– Я не удивлена, потому что на сцене живет образ.
– Да, но это очень трудно – в какой-то момент придется рисковать и отказаться от академичность, сбросить с себя «control». А ведь оперное пение требует контроля, автоматически ничего не произойдет, даже если ты поешь каждый день. На автомате ничего из этого не будет. А многие боятся отпустить.
На самом деле, это касается не только пения. У спортсменов тоже, например, нужно одновременно и концентрация внимания и расслабление. Так это и магия, и страшная каторжная работа.
– Ира, а есть такая партия, которую вы мечтаете спеть?
Ира Бертман. Фотографии Йосси Цвикер
– Для меня важно, чтобы вообще петь. Я не имею в виду – петь все, и даже какую-то какафонию. Я хочу петь Пуччини, Верди, Джордано. Джоконду в «Джоконде» Понкьелли я хотела бы спеть, Адриенна Лекуврер… я Люблю веризм.
Манон Леско еще не спела тоже очень хотела бы спеть. Турандот хочет (улыбается). Но это все впереди. Я не тороплюсь. У меня медленно получается, не так, что раз – и все. Но очень верно и точно.
– Мы встретились на сцене с прославленными дирижерами. Кто оставил в душе след? Я знаю, что вы работаете с Даниэлем Ореном.
– Он замечательный! Один из лучших оперных дирижеров в мире. С ним очень здорово. Еще мне очень нравится дирижер Томаш Пал: я с ним пела в Будапеште, хотя это был не мой репертуар – Россини «Моисей в Египте». Но Фома так мне летит в сердце! Сразу видно, старая школа: и дирижер замечательный, замечательный человек и музыкант. Такое сочетание в наше время редко встречается. Он дает вам уверенность в том, что не угнетает так, что боишься дышать, нет, он дает вам свободу, и идет за тобой. Так, как вам удобно. С ним появляется удивительная связь. Если он хочет что-то сделать, это заранее, а не в процессе реализации, он скажет тебе об этом…
Я люблю таких дирижеров, потому что я считаю, что на сцене нет места на войне. Говорят, что идет какая-то война между певцами и дирижером. Почему война? Мы вместе работаем. Когда все вместе – тогда и начинается музыка. А когда кто-то против кого-то – к сожалению, музыки нет. Когда-то была эпоха певцов, потом – дирижеров, сейчас эра режиссеров. Но это все ерунда. Мы должны быть вместе. На сцене должно быть сотрудничество. Еще один дирижер, которого я очень ценю – Тадеуш Козловский. Да, у этих дирижеров не имеет громкого имени, но как они звучат, а как работает!
– А что вы считаете неприемлемым для исполнителя, который находится в человеке?
– Ты задаешь правильный вопрос! А по делу уже и ответил на него (смех). Ведь то, что неприемлемо в человеке, это неприемлемо, и исполнителя. Для меня это зло. Первичное зло.
Человек, а особенно художник, должен смотреть сбоку, должен быть психологом, как для других так и для себя. Необходимо проанализировать. Он должен понять, что безумие, особенно, идущая со сцены, ничего хорошего не даст ни публично, ни ему самому. Есть плохие люди и плохие художники. И ты видишь в их глазах гнев. А что ты можешь дать людям, если ты плохой? Ведь должен им что-то дать, а не брать постоянно.
Гнев – это страшная вещь. Я на себе это испытала. Конечно, все можно понять, но принимать не хочет. Поэтому, в первую очередь-не люблю злость. И, конечно, халтурность. Когда художник думает, «а, пройдет как-нибудь». Не, не пройдет. Неискренность в отношении общества абсолютно неприемлемо для меня.
– Вы чувствуете настроение публики, когда вы на сцене?
– Еще как! Я ухожу, и я чувствую, как это началось… Это ожидание чуда или разочарования: что я дам людям?
Вы можете их разочаровать или очаровать, или дать веру в добро, даже, пусть это и наивно, в то, что на данный момент произойдет что-то хорошее. На самом деле, это даже как один экстрасенс сказал, глядя на меня: «ты Знаешь, какая цель у вас в жизни? Не творческая деятельность или не вокальное пение. Ваша задача лечить людей со сцены, у тебя зеленая аура, вы в состоянии лечить людей».
После того, как он мне это сказал, я подумал: а ведь действительно, искусством можно лечить людей. Я помню, когда я была маленькой и болела, и у меня была температура под сорок, мама включила проигрыватель с The Beatles. Ну, the Beatles, казалось бы, что слушала музыку, и мне вдруг стало так хорошо! Я пропотела, температура упала, и буквально через несколько часов я пришла в себя. Вот она, великая сила искусства.
И теперь сама чувствую, как люди возвращают мне эту силу – я не слышу, как в меня стреляют, но я чувствую, как меня слушают. Я слышу эту тишину. Бывает, что зрители начинают кашлять, или развивать и сосать конфеты, или смотрят в сторону выхода, с выражением «когда это закончится», а иногда – слушают в гробовой тишине. И стоит, когда подходят ко мне после выступления (а может и не совпадать) и говорят: я проревела, или – у меня был катарсис.
И тогда я думаю: слава Богу, это значит, что все-таки не без причины. Не зря все эти мучения, весь этот путь, потому что это тяжелая-тяжелая-тяжелая профессия. Легких путей не имеет. Как Анна Нетребко – считается, увеличилось, и это все. А там, на вершине, нужно сопротивляться! Если ты не развиваешься именно в этой профессии, то ты идешь назад. Нужно все время идти вперед.
– Какой вы представляете свою Абигайль? Как ее увидит наше общество?
– Я не представляю себе, обиженной женщины, обделенной любовью. Она зла на своего отца, потому что она для него – не любимая дочь. Это ужасно, когда ты живешь и видишь, какое отношение к сестре, а к тебе. Эти гнев и зависть накапливаются. А здесь еще и тенор отказался (смеется). И мало того, что отказался, это еще – с кем!
Она зла на весь мир, на весь еврейский народ, а потом, она сама была еврейка – незаконная дочь от еврейских рабов. Но Эбигейл поплатилась за свою злость. Злость съедает изнутри. У всех героинь, съедаемых гнев, плохой конец. Я понимаю, что это есть в каждом человеке и во мне. Бывает, день позлишься, два позлишься, но нужно отпустить, простить и так далее. Гнев ничего хорошего не добьешься. Ты сам становишься болен от этой злости. Так, что моя Абигайль – это женщина, обиженных судьбой. Но она – женщина, и мне ее ужасно жаль.
– Как выглядит типичный день Ира Бертман? Вы просыпаетесь утром и…начинаем?
– Ой (вздыхает). И вспыхнула. На самом деле иногда я, как курица без головы (смеется). Я занимаюсь с очень хорошим пианистом Александром Волохом, хочу заметить, хорошо. Знаете, 25 лет работал в Ташкенте концертмейстером.
Саша очень тактичный – не лезет в мою технику, и знает все оперы, но по-русски (смеется). Живет достаточно близко, а это важно, потому что если мне нужно быстро узнать какую-то партию, мы занимаемся каждый день. Каждый! Так что, в принципе, у меня занят весь день.
Ну и, конечно, я понимаю, что на женщине дом держится. Поэтому – обычный день обычной женщины. Только плюс и пианино в доме.
– Как ты отдыхаешь? Что вам помогает снять напряжение дня?
– Честно говоря, не очень активна. Я отдыхаю дома перед телевизором. Очень люблю смотреть телевизор.
– Действительно, как самая обычная женщина.
– Да (смеется). Мне нравятся разные телепередачи, и сериальчики, бывает, смотрю. С интересом смотрю документальные фильмы. И я очень люблю путешествовать, чтобы именно ехать куда-то и смотреть, смотреть, смотреть. Ходить, ходить, ходить…. Природу очень люблю.
Мне в Израиле очень не хватает четырех времен года. Здесь только лето и дождь. Не имеет изменений в году, чтобы природа была, как здесь. Тут я вышла из аэропорта и мороз! Супер!!! Все ругают, а я сразу вспомнила детство.
– Мы прошли с этими морозами – у нас тут недавно было минус 25.
– Ой, да. А в Москве я, кстати, не в первый раз. В детстве пела в еврейском хоре «Кинор», даже стала его солисткой.
На иврите «кинор» переводится как скрипка, но в целом кинор – арфа Давида, очень древний инструмент. Откуда я знала песни на иврите? Именно оттуда – ведь она пела там три года. А мы с хором «Кинор» много выступали.
Когда мы поехали на фестиваль в Москву, у меня было 13-14 лет. Выступили мы в Колонном зале Дома Союзов, получил гран-при и сразу же уехали, даже не успели посмотреть город. Можно сказать, что теперь у меня есть первый сознательный визит в Москву. Надеюсь, что в этот раз успею на прогулку.
Беседовала Ирина Шымчак
Об авторе