Государственный академический хор «Латвия» п/у своего художественного руководителя Мариса Сирмайса москвы дал слушателям прекрасный подарок: два мотета Баха: «Jesu, meine Freude» («Иисус — моя радость») BWV 227; один из самых популярных его мотетов «Komm, Jesu, komm» («Приди, Господи, приди»), BWV 229 и русскую литургию для хора a capella, солиста и свирели «Запечатленный ангел» Родиона Щедрина.
В концерте принял участие Московский камерный оркестр «Viva Music» (худ. руководитель Александр Рудин).
Концерт состоялся 19 марта 2015 года в Концертном зале им. П. И. Чайковского в рамках абонемента Московской филармонии № 3 «Пороге бессмертия. Великие оратории». Баховские мотеты, безусловно, гений, но это, однако, не до конца «оратория». Отсюда напрашивается вывод, что большой ораторией сочли «Запечатленного ангела» и » нашего современника и соотечественника Родиона Щедрина. Можно ли согласиться с такой дефиницией? Довольно. На такие громкие называть это русская литургия может подать заявку. Конечно, свой вердикт вынесет время, но я лично считаю, что последние хоровые фрески Родиона Щедрина великих ораториями.
С программой концерта связана с интересным внемузыкальное обстоятельство. В то время, когда отношения России с остальным цивилизованным миром, сложились, мягко говоря, не самый лучший, программа, содержащая большое эссе, в настоящее время живущего российского автора, поет в Москве иностранный хор. И как поет!..
Начался концерт исполнением мотета Баха «Jesu, meine Freude», BWV 227. Это мотет морг, основанные на стихах из 8 главы Послания к римлянам» апостола Павла. Это грустная, но не трагическая музыка, в ней через отблеск радости из-за того, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу…», и что в смерти душа воссоединяется с Создателем.
Это настроение, можно сказать, командной строчкой: «Печаль моя ясна». В те времена было совершенно другое отношение к смерти, чем сегодня. Вера была действительно местом для жизни. И главное-жить так, чтобы обеспечить себе жизнь вечную — как отличие от вечной смерти.
Следует напомнить, определение вечности в романе глубоко верующего писателя Франсуа мориака «Подросток былых времен». (Это не цитата, пересказ, но за точность изображения ручаюсь.) Представьте себе алмазный куб с гранью в один километр. Раз в тысячу лет прилетает ворон и чистит о этот куб свой клюв. Это время, когда весь куб изотрется, мгновение в вечности! На мой взгляд, более точным и одновременно более поэтичной иллюстрация вечности — не найти.
Мотет «Jesu, meine Freude» был сделан с полным понимаемых смысла текста. Хор звучал безупречно. А какая отличная игра перерывами была в первой части!
Идеально вписался в настроение первого отдела и мотет «Komm, Jesu, komm». И он тоже о стремлении соединиться с Творцом в жизни вечной.
Иисус, приди;
Он был ослаблен плотью,
Уходят силы с каждым днем;
И я стараюсь
В Вашем офисе;
Мой тяжелый путь-это невыносимо.
Мы слышали этот мотет в исполнении хора «Латвия» на сцене КЗЧ в 2012 году. Их изготовление этого шедевра Баха можно только восхищаться. Да и все первое отделение в очередной раз показал, что в барочной музыке этот замечательный хор, стилистически невероятно точный и имеет отличный вкус.
Родион Щедрин (р. 1932 г.) — по праву самый известный и титулованный из ныне живущих русских композиторов. Он был учеником Юрия Шапорина (композиция) и Якова Флиера (фортепиано). Наибольшую известность ему принес балет «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы жоржа Бизе «Кармен» для струнных и ударных), написана для его жены — гениальной балерины XX века Майи Плисецкой.
Творчество Р. Щедрина отметить его многолетнего интереса к русской христианской музыкальной культуре. И не только формальной, но и старообрядческой. У Щедрина есть несколько крупных произведений, вдохновленных русской церковной музыкальной традиции — концерт для оркестра «Колокола» (1968), «Фрески Дионисия» для девяти инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на тысячелетие крещения Руси, 1987), концерт хора «Запечатленный ангел» на старообрядческие духовные тексты (1988), опера «Боярыня Морозова» (2006).
Этот интерес свидетельствует о его древних музыкальных и духовных поисках. Натуральная и его интерес к старообрядческой музыке. Он говорил, что умеет читать крюковое музыкальное письмо.
Прозвучавший во втором отделении «Запечатленный ангел» — один из самых сложных хоровых произведений Родиона Щедрина. Песня а капелла, написанная в 1988 году, в самом начале церковного (и псевдо-церковной) бума в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси. Это, кажется, более часа, но час этот короткий, время летит. «Запечатленный ангел» написан Щедриным под впечатлением этой повести Николая Лескова. Интерес к творчеству великого писателя, разработанная еще в сочинение оперы «Левша».
Прямых связей драмы с повестью Лескова в этой хоровой литургии не имеет. Нет и традиционных литургических текстов, но
«заглавная идея нетленности художественной красоты, магической, возвышающей силы искусства посильно трактована средствами музыкального языка. В романе Лескова ведется рассказ об иконописце Севастьяне, «распечатлевшем» оскверненную сильными мира сего древнюю чудотворную икону, о раскольниках-староверах. Лесков там и здесь бросается на страницах романа великие строки старообрядческих песни, литературные тексты, которые частично лежат мной на музыку»
— сказал Родион Щедрин.
Это не первая попытка хора «Латвия» к «Запечатленному ангелу». В 2009 году на фестивалях в Люцерне и Рейнгау коллектив исполнил эту русскую литургии Щедрина, получил восторженные отзывы автора и горячий прием публики.
Если речь идет о способности прославленного коллектива в целом, поражают идеальная ровность голосоведения в группах и навыки дыхательной цепи. Звук очень красивый, во всех динамических диапазонах: от тончайшего пианиссимо до мощного фортиссимо, к которому хор прибегает очень редко. Хор тщательно различает стиль исполняемых песен. Это совершенно по-разному звучит в музыке Баха и Щедрина. Это, казалось бы, естественно, но там, к сожалению, не так часто, как хотелось бы.
Как солисты очень хорошо выступили артисты хора, и это определило высокое качество команды. Среди солистов в исполнении «Запечатленного ангела» играл выступили учащиеся Хорового школы им. А. В. Свешникова Николай Абрамов (мелодия) и Андрей Липатов (альт). Особенно красиво, просто по-неземному звучал дискант Абрамова. Слушая такие голоса, ты знаешь, что это именно хор мальчиков наиболее подходит для исполнения средневековой и барочной церковной музыки. Их голоса, в отличие от женщин, не столь чувственный и хоры мальчиков в больших храмах насчитывают многовековую историю. Напомним, существующий Томанерхор из церкви святого Фомы, в которой кантором в течение многих лет был Иоганн Себастьян Бах.
Партию флейты, или тебя в «Запечатленном ангеле», очень хорошо исполнила Марина Рубинштейн — солистка ансамбля «Студия Новой Музыки». Отлично прозвучал ее сольный номер (4): «егда славнии учéницы». Rabbioso L’istesso tempo.
В сопровождении мотетам Баха прекрасно выступил Московский камерный оркестр «Musica Viva» (Художественный руководитель Александр Рудин), который состоит хороший, тонкий ансамбль с хором «Латвия».
Как и в прежние времена, каждое выступление хора «Латвия» в Москве становится настоящим праздником мастерства и высокого парения духа музыки.
Владимир Ойвин
Об авторе