Эннио Морриконе
Один из самых известных в мире композиторов музыки к кинофильмам, Hans Zimmer, говорит о том, что делает Эннио Морриконе уникальным.
Я вырос без телевизора. Мои родители считали, что телевидение-это зло, от культуры, поэтому в нашем доме телевизора не было. Так что нет никаких фильмов не смотрел.
Но когда мне было около двенадцати лет, я забрался в кино и посмотрел «Однажды на Диком Западе» (1968). Меня захватил не только сам фильм, но музыка в нем. Она указала мне путь, я знал, что я хочу делать.
Так я познакомился с Эннио Морриконе. Посмотрел все фильмы Серджио Леоне, однако через некоторое время начал слушать только музыку из них. Ходил и покупал саундтреки.
Воспитан я был в Бетховене, Малере и Брамсе, но вдруг обнаружил гениальный композитор, который испытывал явное влияние Баха.
Если вы слушаете музыку из «Однажды на Диком Западе», вы найдете в ней много ссылок на Баха, и даже для Моцарта. Морриконе успешно использует оба стиля, но в то же время говорит своим собственным голосом. Посмотрите на его счет, следует обратить внимание на ловкость и смекалку. Он является настоящим чемпионом.
Мне всегда было близко отношения Ennio для работы, как и его чувство эстетики. Ощущение, как будто мы родились в одних и тех же местах. Морриконе редко начинает работать без отличного мотива, а как меня учил другой композитор Стэнли Майерс, если у вас нет мелодии – нет у вас ничего.
Параллельные пути
Я очень давно не видел Эннио, потому что мы все время работаем. Но был один замечательный момент. Случайно мы оба одновременно оказались в Бонне, и в конце концов встретились у Бетховена. Это было удивительно: я был в доме Бетховена, а Эннио Морриконе рассказал мне о своих трудах. Этот день я запомню на долго.
Как Ennio, да и я пробовал экспериментировать с мелодиями и оркестровками, имела место и простая радость от постоянной работы с одними и теми же музыкантами. Я думаю, что у нас есть сходные черты в том, как оба они начинали в европейском кино.
Больших бюджетов не было, так что пришлось обращаться в музыкантов, в которых мы полностью уверены. Мы делали ставку именно на них, вместо того, чтобы, как это принято в Голливуде, чтобы использовать большой оркестр.
Позже оба все начали работать и с большими оркестрами, но потом – смешно – они вернулись в небольших элементов. Это приятно, а главное – это требует личного контакта с музыкантами.
У нас с ним разница в поколение, но в то же время мы оба принадлежим к той эре, когда записи стали еще один вид искусства. Звучание музыки Эннио в значительной степени зависит как музыкантов, так и студия, в которой велась запись.
Частично это показывает роль технологий в этом процессе – хотя под «технологией» я не имею в виду только технологию записи. Виолончель также является элементом технологии – сидишь с подрядчиком вместе и выясняете, каким образом с помощью этого инструмента можно извлечь звук, которого до сих pr у этого инструмента никто не слышал.
См. также:Бабий бунт Пиковой дамы, Кармен, Леоноры, Медея и АльциныРеволюция западный
Морриконе ввел вестерны электрическую гитару. Удивительно, однако, что, несмотря на то, что для него в таких фильмах, никто не думал о гитаре, в какой-то мере ему удалось сделать это так, что никто и не возникло вопросов. Только много позже кто-то начал интересоваться: «а как это случилось, что там звучит электрогитара?»
Нужно это звучание для того, чтобы яснее подчеркнуть мужественность героев, а ничего лучше гитары для этой цели не придумать. Поэтому, не долго думая, взял основу, дух времени 60-х годов и перенес ее в XIX веке. Кстати, изначально примерно то же самое сделали и те же фильмы.
В фильме «За пригоршню динамита» номер, который называется «Марш нищих». Это прекрасный пример выдающейся оркестровки, а также тем, что вы можете сделать, если у вас есть действительно хорошие исполнители. Прежде всего, Ennio не написал такой музыки, если бы не был уверен в исполнителях, потому что все это написано не для маленьких музыкантов.
Искусство начинается с «отрыжку» фагот – прямо в лицо, это наиболее грубый звук, который вы слышали – он длится до тех пор, пока музыка не становится более симфонически насыщенный. Вместо того, чтобы использовать реверберацию, использует церковный орган. В целом эта пьеса развивается от одного средства для всего оркестре и хорошо построен, как с точки зрения формы, так и с точки зрения акустики.
Использовать в музыке перспективу хотел еще Малер во Второй симфонии, когда размещал некоторых исполнителей за оркестра или на балконе концертного зала. Вдруг подобное стало делать намного проще, когда у нас есть запись.
Звуковые дорожки к видео, сегодня пишутся в 5.1, а те, кто любят фильмы в 3D не понимают, что музыку для кино начал писать в 3D намного раньше. Даже в шестидесятые годы, когда все было в моно, Ennio уже играл с перспективой звука, просто меняя положение микрофонов.
Мечтая об Америке
Существует прямая связь между Куртом Вайлем и Морриконе. Я уверен, что все еще есть снобы, которые считают Вайля «опереточным» композитором, однако оба этих автора имели дело с Америкой, которой не было – Брехтской Америкой.
См. также:Оркестр Мариинского театра покорили Испанию
Даже в фильмах, как «Неприкасаемые» (1987) Эннио Морриконе-прежнему смотрит на Америку итальянскими глазами, слышит ее итальянский ухом.
В фильме «Однажды в Америке» делает одну замечательную вещь. На экране – железнодорожный вокзал 20-х годов, можно услышать, как играет диксиленд, и по мере смены кадра диксиленд вдруг начинает играть «Yesterday» Пола Маккартни. И так: «Ну, это ничего, это же двадцатые года!», а сами мысленно уже окажетесь в шестидесятых годах.
Я думаю, что они хорошо провели время, когда придумали такие-то. Но ведь работа художника заключается в том, чтобы быть немного впереди времени: ты делаешь что-то новое, а люди просто не могут до конца почувствовать это. Фильм быстро возвращается в свое время, а люди уже немного в замешательстве, обнаружив что-то новое. Капля удивления – это всегда хорошо.
Так работают композиторы – генерации идей и препятствий на них, а потом найти структуру, в которой можно удобно разместить в смущение. Смущение полезно для музыки. Эннио сделал много интересных вещей, связанных с авангардом, алеаторикой. Он не прячется от всего этого, как не уклоняется от возможности коснуться своего слушателя. Не все должно быть сладким, иногда что-то должна войти под кожу. Часть его музыки провокационна и резка.
Одна из лучших работ Эннио – музыка для фильма «Булворт» (1998). В течение всего фильма звучит рэп, а потом он вдруг зацепит вас с первой нотой. Первая нота, играют струны, буквально переворачивает. И Уоррен Битти знал, что сможет сделать что-то подобное, только с Эннио Морриконе – нет другого автора, который был бы в состоянии сделать это так же, как он.
Оммаж и развлечения
Для Эннио, как и для большинства других композиторов и исполнителей, важно то, что ключевое слово для музыки – «игры». Это связано с не-взросление и старение, а также не-терянию любопытства и желания экспериментировать.
Моя музыка к фильму «Сломанная стрела» на самом деле была оммажем гитариста, с которым он работал Эннио. Мне всегда казалось, что он стремился к звучанию, аналогичному звучание дуэйна Эдди.
Частично проблема в том, что большинство композиторов рано или поздно пытаются написать оммаж Баха, и Ennio не является исключением. А эта моя работа – не столько желание отдать дань уважения Эннио если вообще сделать посвящение к такого рода гармоничного мышления, который вы начинаете использовать, а потом видишь, что попал на территорию Баха. Для меня это всегда огромная радость.
Мы любим свою работу и для нас это развлечение, в любом случае, это не всегда серьезное занятие. Я думаю, что трудности восприятия миссии композитора, связанные с большим количеством опубликованных интервью европейских авангардистов. Но музыка должна нравиться, музыка – это то, что вам нужно сделать. Слушайте музыку Бернстайна, послушать, как рассказывает о музыке. Это, если можно так сказать, серьезный бизнес, основанный на радости.
См. также:Юрий Аранович: «Жизнь, разорванный пополам»
В моем саундтреке к фильму «Пираты Карибского моря: На краю света» есть одна тема, которая является вариацией на номер «Человек с гармоникой» из фильма «Однажды на Диком Западе». Это я так играл. Там еще бас в стиле Баха и «Реквием» Моцарта с горы.
Место в истории
Эннио Морриконе – уникальный талант XX века, если речь идет о киномузыке. Больше никого нет. Есть и другие стили. Есть, конечно, Джон Уильямс, Эрих Корнгольд, Бернард Херрманн – ряд выдающихся композиторов. Но для меня лично Эннио гораздо выше их всех.
Его музыка не банальная, хорошо воспринимается, и при этом в ней есть и мужество, и эмоциональность – она написана сердцем. Кто из других композиторов музыки к фильмам так открывает свое сердце, как Морриконе?
Его музыка очень личная, она обращена к конкретному человеку. Масштабные результаты, обращаясь к толпе, и каждое произведение Морриконе, как будто написано лично для человека, который будет его слушать – и это действительно важное достижение. Вот почему люди хотят его слушать все больше и больше – она интимна. Это прекрасные мелодии, в хорошем состоянии технически. Примерно так Альфред Брендель играет сонаты Бетховена – обращаясь непосредственно к слушателю.
В этом сила музыки Морриконе, в этом его сила. В его песнях можно услышать самого человека, а мастерство, с которым он пишет, становится неважным. У Морриконе не хватает мужества, чтобы позволить вам заглянуть в свою душу и увидеть что-то наиболее ценным. Ему не хватает мужества, чтобы довериться, как слушателям.
Я думаю, что любовь к музыке Морриконе – это наше уважение к этому доверия, которые он нам дает. И еще я думаю, что пока Эннио жив и здоров, киномузыка тоже жив и здоров. И она очень живая и здоровая.
Hans Zimmer, журнал «Gramophone» (2011). Перевод – Борис Лифановский.
Об авторе