После многолетнего перерыва в Москве работает, Хайнц Холлигер — легендарный дирижер, композитор, гобоист, которому было посвящено более ста работ. В рамках фестиваля «Окно в Швейцарию» дал концерт в Доме композиторов, где в компании московских солистов и исполнил собственные произведения, так и те, которые предназначены для него.
А сегодня, 10 апреля, в Большом зале консерватории под управлением Холлигера выступит Государственный академический камерный оркестр России. За его пультом маэстро представит композиции Гайдна и его современников, в том числе и свои, а в концерте Баха выступит в качестве солиста.
— Как давно ты не был в России? Кто вас пригласил на этот раз?
— Около тридцати лет назад приезжал играть Лютославского. Совершенно сумасшедший концерт, где исполняли также и Хренников! Сейчас пришли два приглашения — от Валерия Прошутинского (арт-директор фестиваля «Окно в Швейцарию». — Ред.) и от филармонии, выступить с Московским камерным оркестром (историческое название Государственного академического камерного оркестра России. -Ред.). Но главным инициатором был Валерий.
— Как были выбраны программы, для каждого из концертов?
— В обоих случаях это очень личный выбор. Если речь идет о вечерах в Доме композиторов, мне в первую очередь хотелось бы напомнить о нашей дружбе с Эдисоном Денисовым. Мы были близкими друзьями, наша переписка давно уже готовится к выпуску, и я надеюсь, что он выйдет рано или поздно. Концерт мы начали с «Романтической музыки» Денисова для гобоя, арфы и струнного трио. Это первый рассказ, который он написал для моей жены и для меня. Мы играли премьеру в Загребской биеннале в 1969 году.
— Денисову запретили ехать по приглашению фестиваля, но разрешили поехать в качестве туриста за свой счет. Ему было сорок, и это была его вторая поездка за границу.
— При Денисове постоянно был сопровождающий, который вошел в его комнату каждый вечер и каждое утро. После этого Денисов написал много произведений и для меня, и для моего друга — флейтиста Ореля Николе, в том числе для гобоя Соло и Соло для флейты, их тоже включил в программу концерта. Blow писал их по нашему поручению для коллекций, композиций, в которых использованы новые приемы игры.
Я также «Микроструктуры» с киева Леонида Грабовского. Никогда с ним не встречался, но его почерк я играл часто, в том числе и на Загребской биеннале: это была своего рода дверь на Запад, и его довольно притесняли в стране и плохо знали за ее пределами. Писал, быть может, самую сумасшедшую музыку, которую я когда-либо имел дело, наиболее авангардную с того, что сочинялось в СССР когда-либо! Особенно для ранних 1960-х годах, а Потом написал для нас с урсулой трио «Візерунки» для гобоя, арфы и альта», а затем «Маленькую камерную музыку № 2» для гобоя, арфы и струнных. Затем он уехал в Америку, и я потерял его след. Я слышал, что ему там жилось очень трудно, и придется работать почти ночной портье или продавцом дисков… как сейчас, не знаете?
— Я знаю, что он жив, здоров и передает тебе привет — украинского пианиста Евгения Интересный, с которым мы друзья на Facebook. Грабовский хочет узнать, не сохранилась ли у вас старая запись «Микроструктур», потерянный им в переезде в Америку.
— О, привет, — это здорово! Если запись где-то есть, я точно не знаю где. Буду благодарен, если ты дашь мне его адрес. В программе прозвучали композиции из моих друзей, таких, как Klaus Huber: «Noctes intelligibilis lucis» («Ночи умопостигаемого света») для гобоя и клавесина — одно из первых произведений, написанных для меня, еще в 1961 году. И один из самых любимых! От него начался список из более чем сотни произведений, посвященных мне.
Я восхищаюсь Михаилом Дубовым, который проделал со мной эту штуку, и он мог сыграть в ней все как надо — очень, очень трудно! Для нас с Орелем Николе, созданные дуэты для флейты и гобоя еще одного швейцарского композитора, Роберта Зутера: написал их в 1967 году на Всемирной выставке в Монреале — они тоже прозвучали в Доме композиторов.
— Что вы предложили аудитории с собственных произведений?
— Во-первых, эссе «Quodlibet pour Aurèle», написанная на день рождения Nicolet, где каждый из инструментов — портрет одного из членов его семьи. Флейты соло, конечно — же Орель Николе. Его партия начинается с цитаты из Флейтовой партиты Баха, и переходит от одной цитаты к другой, их всего 17 — это кводлибет! Вторая флейта — его жена Кристиана, тоже флейтистка, постоянно повторяется один и тот же фрагмент, как у шарманки. Его сын Коля Блахер, известный скрипач, скрипка, скрипка, показывает всю виртуозность, на которую способен. Его дочь, которой в тот момент было семь лет, — вторая скрипка. Она очень любила лошадей, а вот скрипка-не особенно, поэтому ее партия, похож на цокот копыт. В конце концов, его приемный сын Джереми играл на валторне, но он ненавидел делать, поэтому валторна, в принципе, кажется, звуки. Такой музыкальный портрет семьи, занимает три минуты.
Во-вторых, «Panrei» — рассказ, который я написал для Люцернского фестиваля на день рождения санта-Клауса Хубера в сентябре. Она предназначена для флейты, потому что его жена Сюзанн — флейтистка, и для команды, где есть скрипка, бас-кларнет, виолончель, гобой и ударные. При этом в партии», вы получите сообщение для санта-Клауса Хубера с помощью азбуки Морзе! А я играл на гобое за кулисами, и в моей партии зашифровано имя писания Хубера, посвященного мне, а также название гобойного концерта «Шелковый путь», который он посвятил мне его вторая жена-Young Hee, Park-Паан.
— Не слишком типичные для вас программа — обычно вы соединяете, как наиболее далекие друг от друга произведения, из совершенно разных эпох.
— Согласен, для концерта с Московским камерным оркестром предложил совершенно другую программу. И я должен сказать, что восхищаюсь высоким уровнем музыкантов! Между прочим, я выбрал одну из самых сложных пьес, когда-либо написанных для камерного оркестра, — «Musica Concertante» моего учителя Шандора Вереша. Однако несколько попыток, они его хорошо подготовили. Вереш был главным моим учителем, у него я научился почти всему. Затем отработка еще одного швейцарского композитора, моего друга Рудольфа Кельтерборна: «Вариации для гобоя и струнных». Это первый рассказ, написанный для меня, еще для Хубера!
Кроме того, я дирижирую своей пьесе «Мета Arca», написанной к 50-летию оркестра Camerata Bern. Я с ним, я уже писал неоднократно и пытался нарисовать музыкальную биографию оркестра, с портретами всех концертмейстеров за 50 лет и многими другими скрытыми и явными / в истории оркестра. А «Мета-Арка», конечно, анаграмма слова Camerata. В начале я также буду играть Гобойный концерт и. с. Баха a-dur, а заканчивается программа «Траурная» симфония Гайдна. Это для меня тоже очень личная программа. Предложить ей было рискованно: я не знал заранее, какой уровень оркестра. Но теперь я их услышал — и счастлив.
— У вас по-прежнему появляется несколько новых песен каждый год?
— Обычно, да. Это был для меня тяжелый период после смерти жены (знаменитой арфистки Урсулы Холлигер; для ее дуэта с мужем написан ряд произведений, в том числе таких композиторов, как Шнитке, Денисов, Лютославский, Хенце, и многими другими. Умерла 21 января 2014 года. — Ред.), когда я не сочинял примерно полгода. Но теперь все в порядке.
Для меня очень дорого, что мой рассказ «Янус» для скрипки, альта и камерного оркестра, впервые исполнена в Зальцбурге в 2012 году, это был заказ летнего фестиваля — в течение последнего года упало еще три раза (швейцарская премьера состоялась 1 февраля 2015 года в Базеле под контролем автора. — Ред.). Год назад, после 12-летнего перерыва в Базеле двенадцать раз прошла моя опера «Белоснежка» в новой постановке Ахима Фрайера. Я также записал все оркестровые сочинения Шумана с Оркестром Западногерманского радио в Кельне — вышло три диска, на очереди еще несколько, планируется также хоровое. В свою очередь, Оркестр Южногерманского радио в Штутгарте мы записываем цикл оркестровых произведений Дебюсси, надеюсь успеть его завершить.
Буквально две недели назад завершилась наша экскурсия с группой Swiss Chamber Soloists, где исполнялись произведения Моцарта, наших современников Nicolas Боленса и Урсулы Мамлок, а также двух моих, в том числе недавно завершена «Колыбельная М.» для английского углу соло — первый раз!
— Вы не раз говорили, что много концертов отвлекает вас от писания.
— Да, и я стараюсь ограничить их количество. В мае у меня будет два-три свободных недели, которые я полностью посвящу песню, у меня столько планов… Обычно, когда я сажусь за стол, у меня уже все сочинено в голове. Теперь мне будет закончить песню для сопрано и ансамбля, посвященного 90-летию со дня рождения Пьера Булеза, по заказу Люцернского фестиваля (23 августа в программе фестиваля — «день Пьера Булеза»: серия концертов в режиме нон-стоп, в котором прозвучат композиции Булеза, а также специально заказанные новые произведения Матиаса Пинчера, Вольфганга Рима, Дьердя Куртага, Хайнца Холлигера и других композиторов. — Ред.).
Я посещал дирижерские курсы Булеза в Базеле и учился у него композиции. И я один из немногих истинных его учеников, потому что официально преподавал композицию только с 1961 по 1963 года в Базеле. Больше учению, он с тех пор никогда не занимался. Сегодня пожелал ему здоровья, очень плохо себя чувствует. Еще два года назад был очень активен, но в последнее время его состояние здоровья значительно ухудшилось — у него неважно со зрением, пережил два перелома. Для человека, который всю жизнь был так активен, это, конечно, трагедия.
— Вы по-прежнему растет список работ, посвященных?
— Да, в последние годы сыграл много премьер. Это концерты для гобоя и оркестра Йорга Видмана, Роберта Площади, Пять песен для гобоя и фортепиано Рудольфа Кельтерборна, гобойный квартет Харрисона Бертуисла, гобойный струнного квинтета и Трио для гобоя, виолончели и фортепиано Фридриха Церхи, а также ряд камерных произведений швейцарских композиторов, которые не так хорошо известны. Из посвященных мне произведений, кроме указанных выше, игра Хубера мне дороже всего Концерта пассакалия Вереша, Секвенция VII для гобоя соло Лучано Берио и Гобойный концерт Эллиота Картера.
Музыку Картера я до сих пор часто играю; недавно он записал двойной альбом с его камерными произведениями, в том числе и поздними, которые ранее не были зарегистрированы. Картер был уникальный человек: он дожил до 103 лет, но сохранил дух 20-летнего человека. Многие молодые музыканты могли бы позавидовать ему, — он был полон жизни! Кому это удавалось в истории искусства?
Илья Овчинников, colta.ru
Об авторе