Год от дня «Тангейзера»

Автор:Аида Воробьёвa

Год от дня «Тангейзера»

«Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина

Кто где: Кулябин, Кехман, Мездрич, Специалист.

20 декабря 2014 года в Новосибирской опере состоялась премьера оперы «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина — блестящие постановки, которая в марте 2015 года, должно было изменить жизнь своих создателей и всего культурного сообщества России.

Год назад на сцене Новосибирской оперы режиссер Генрих Тангейзер снял последние фотографии для своего фильма «Грот Венеры»; затем на этой же сцене открыл Вартбургский кинофестиваль и гости фестиваля, чувствуя себя оскорбленным речь режиссера, бросились на него с кулаками.

Именно такую интепретацию придумал для оперы Рихарда Вагнера придумал Петр Кулябин. Он получил овации в финале и охапку восторженных отзывов прессы, спектакль прожил всего три месяца, до второй серии показов. Далее на оперу пожаловался в прокуратуру митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, вместе с режиссером, директором театра Борис Мездрич попал под суд, был оправдан, а затем уволен приказом министра культуры российской ФЕДЕРАЦИИ Владимира Мединского. На его место был назначен директор Михайловского театра Владимир Кехман. Критик Анна Гордеева, которая год назад в числе немногих жителей отправилась на премьеру в Новосибирск, теперь знает, что случилось с героями «дела о Тангейзере» за прошедший год.

Тимофей Кулябин, или Дорога уходит в даль

За год, прошедший с премьеры, Кулябин с «Тангейзером» успел побывать под судом за «оскорбление чувств верующих») и быть судом оправдан; потратить в «Красный факел», где он является главным режиссером, спектакль «Три сестры», над которой он работал в течение двух лет; приступить к постановке «Дон Паскуале» в Большом театре (премьера будет в апреле). Самый важный итог – это то, что он не сломался: это только потом, в легендах говорится о «выполненную биографию», в суде как таковой нет ничего эпического.

Для производства «Тангейзера» тридцатилетнего Кулябина уже была создана прочная профессиональная репутация, в корзине лежало несколько важных театральных премий; «Макбет», «Онегин», «KILL» в «Красном факеле» стали не только новосибирскими событиями, но события в масштабе страны. И вот что важно: когда театральной занялся критикой митрополит, а у стен театра начали прыгать с душеспасительными плакатами люди, никогда в этом театре не бывавшие, когда существует реальная опасность быть осужденным на провинции (а то и уголовного) о – Кулябин не изменился правильное его назвать ни в суде, ни позже – в театре: очень вежливо, очень тихо, совершенно непреклонно – борьба с дикостью, без дикости.

И далее тем же путем. «Три сестры», где не слышащие друг друга, сестры объясняли – в буквальном смысле слова – в языке жестов, с успехом прошли на «Территории». Летом их ждет Вена. А Кулябина ждет великая карьера, в которой «Тангейзер» станет лишь одним из эпизодов. На самом деле, это единственный человек в стране, для которого это будет именно так.

Борис Мездрич, или Директор театра

Железный профессионал, со всеми достоинствами и недостатками, Борис Мездрич меньше, как на революционера и опасного вольнодумца. Через три недели после премьеры «Тангейзера», это еще не представляя себе масштабов будущей атаки на театр – и сам бросился в атаку: в местной прессе обвинил совет экспертов «Золотой маски» прошлого сезона в некомпетентности и – на самом деле – в пренебрежении национальным достоянием. Таким достоянием, что счел за балет «щелкунчик» , выпущенный театром в прошлом сезоне – эксперты, призы не поставили его на коротком списке, и директор говорил о том, что это было не «Маска» приглашает сдвига западной хореографии, номинируя их, и забывает об сокровищницу национальной.

Балет «щелкунчик» в новосибирском театре действительно может похвастаться сказочно красивыми декорациями, но его хореография была сочинена Василием Вайноненом в 1934 году, и передача балетного текст не стал художественным событием. Борис Мездрич не только высказался в прессе, но и написал специальное письмо к ГУБАМ, – но пока «Золотая маска» сверяла статистику и доказывал с цифрами номинации в руках, что вовсе не пренебрегает русским балетом, в Сибири уже загрохотало серьезно и Мездричу стало не до этого.

Напомнить стоит, чтобы укорить после опального директора, выдержавшего затем судебный процесс, а давление Минкульта и атаки «патриотической» прессы. Но для того, чтобы напомнить себе: Мездрич – не «либеральный ангел», директор театра. И как директор театра держал удар, не поддался, не стал лепетать оправдания и обещания снять «Тангейзер», когда на него напустился начальник – министр культуры.

Когда восстание не идеологи, но уроды-pro – это важно. И это страшно для тех, кто хочет быть начальником – не удивительно, когда летом Мездрича пригласили стать директором петербургского Театра на Литейном (который технологически подчинена ленинградской области) – с самых московских верхов областных людям немедленно последовал окрик, а местные культурные достопримечательности руководители сдался, пробормотав что-то о несогласованности кандидатуры.

Мездричу 67; пенсионер и имеет право вообще не работать. Но если ему, последовательно ставившему на ноги Омскую драму, Новосибирск оперный театр, Ярославский Волковский театр и снова Новосибирскую оперу действительно в ближайшем будущем не получит театр – это будет страшным расточительством для страны. Где профессионалов – раз, два, и обчелся.

Владимир Кехман, или Туда и обратно

Статус «фруктового короля», главного на бананы, детали получения Кехманом высшего образования – все это не очень интересовало петербургскую публику, в то время как в 2007 году этот человек был назначен директором Михайловского театра. То есть, слухи о нем ходили и до этого в виде анекдотов (организовал поездку Хосе Каррераса и, как говорят, по этому случаю, безусловно, спел на вечеринке для ошарашенной оперной звезды), в форме сообщения о разной степени скандальности и курьезности, но пока все укладывалось в какие-то рамки.

И вдруг рывок в театр: бизнесмен становится чиновником, непрофессионально — директором второго по значению оперного театра в санкт-Петербурге. Михаила, до этого момента влачил плоские бессобытийное существование; об отношении расстаться с работой старом директор Станислав Гаудасинском мы плакали мало. Новый был энергичный, улыбчивый, целеустремленный – и, когда в честь собственного сорокалетия он взял в репертуаре «Сельскую честь» (честно говоря, напомнив о том, что это была любимая опера героя фильма «Крестный отец») – все думали, что у него все в порядке и с чувством юмора.

Нет большего соблазна, чем соблазн действия. Жизнь в театре теплилась едва-едва, а тут приходит человек, сыплющий именами, которые потом, действительно, появляются в театре — художественных руководителей оперы и балета Кехман сразу назначил мировых звезд, Елену Образцову и Фаруха Рузиматова, соответственно.

Готовят к премьере, и ремонт разрушенный зал, а зрители тем временем по уши влюбляется в этого директора. Любят его и те, кто по профессии, стоило бы хранить хладнокровие – журналисты, аналитики, критики. Ух ты, кричит балета народ – он взял из Лондона хореографа и педагога Михаила Мессерера! И воскликнул удивительный испанец Начо Дуато! И первоклассных танцоров подбежал к нему!

Им вторят оперных: вау, предлагается ставить Дмитрий Черняков и Андрей Могучий! И, радуясь счастливым событиям сцены, сознательно или бессознательно, просто в надежде на лучшее», мы (и я тоже про Михаила писала), старались не замечать ни нравов, ни купеческих выходки директора — например, однажды, покупая дорогие пульт, хотел повесить его на место уже во время репетиции оркестра. Слишком много, казалось, что это не имеет значения. Только работал, чтобы жизнь кипела – выигрыш в сторону, сколько воспитанных сидят и ничего сделать не могут.

И выпуск значительных премьер заслонял все: и невыпуск «премьер» (скандальные закрытия обещанных проектов – например, «Орестеи» Александра Сокурова), и чехарду худруков (которые реальной власти не имели), и выход совершенно китчевых проектов — таких как «Спартак» с настоящими тиграми. И Кехман, кажется, поверил, что ему позволено все. Попросите Чернякова на стоянке – charmed режиссер меломаны простят директора всякую гадость. Дай приют опущен в Большом и Мариинском звезд – балетоманы сами изготовят нимб и доставят директора в кабинете.

Ну, а дальше пошли сообщения об иске о банкротстве компании JFC (которые связаны с Кехманом), подала в непосредственной банков во главе со Сбером. А еще через какое-то время — реплика самого Кехмана о том, что «Тангейзер» оскорбляет его как православного и еврея, быстро его назначение директора Новосибирской оперы на место Бориса Мездрича, разрушение спектакля и создание исторических интерьеров Новосибирской оперы в трогательно-бордельном стиле.

И все это смогло случиться только потому, что все согласились с тем, что могут быть люди, важные и неважные. И с ними, в зависимости их важности и неважности, можно отмечать по-разному. Хмыкнул серьезными проблемами в бизнесе, Владимир Кехман искал господдержки министерства, и тоже, видимо, решил, что ему простят Кулябина и Мездрича и то, как он с ними обращался. Ну, он же потом новых пригласит, гораздо лучше.

То, что не простил – и каждый день напоминают, и следят за «подвиг» уже без всякого снисхождения – это произошло, вероятно, шок. Еще вчера он был уважаемым деятелем культуры – теперь снова стал объектом насмешек. И истерики, которой звук дребезжит каждое выступление Владимира Абрамовича – от восторга. Ну да, он вернулся, откуда пришел. Только второй раз тот же путь, ты не пройдешь – потому что это не та.

«Тангейзер», или в прямом Эфире

7 декабря Борису Мездричу вручили статуэтку «Звезды театрала» — зрительское интернет-голосование, которое решит судьбу номинантов на эту награду, назвал «Тангейзера» лучшим музыкальным спектаклем прошлого сезона. В начале ноября эксперты «Золотой маски» специально отмечается спектакль – добавить в финале его не было, потому что он уже был официально снят с репертуара, но попал в лонг-лист, как одно из самых важных событий сезона, а председатель совета экспертов Екатерина Бирюкова подтвердила, что спектакль был фаворитом.

В спектакле – декорации уничтожены, дирижер Айнарс Рубикис покинул Краков. И спектакль существует – существует запись, она передается из рук в руки, как магнитофонный самиздат в годы застоя; его смотрят на «квартирниках» здесь и там, и эти споры о спектакле, которые должны были идти без какого-либо вмешательства со стороны прокуратуры и Минкульта, продолжаются в сети. «Тангейзер» уже стал фактом истории искусства – и становится фактом жизни новых людей, что смотрят на эту запись. Прошел первый год жизни кулябинского «Тангейзера». Далеко не последний.

Анна Oc, teatrall.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ