Генрих Направлений: «Идея поставить «Чиполлино» родился в Новосибирске»

Автор:Аида Воробьёвa

Генрих Направлений: «Идея поставить «Чиполлино» родился в Новосибирске»

Генрих Майоров

Хореограф-постановщик балета «Чиполлино» Генрих Майоров рассказал о балетных простолюдинах и аристократах.

– Василий Александрович, я хочу узнать из первых рук, как началась работа над балетом.

– Стоит отметить, что идея родилась в Новосибирске. В 1971 году солист балета театра Александр Рыхлов увидел рисунок и сделаны на основе его либретто. Композитор понравилось, но возник вопрос — кто будет балетмейстером.

Карен Хачатурян обратился к однокурснику в консерватории Родиону Щедрину, и он для своей жены Майи Плисецкой. В то время я был молод, он выиграл еще несколько конкурсов балетмейстеров, и среди других имен была предложена моя кандидатура.

– И почему он выбрал Тебя?

– Я не знаю. Быть может, потому, что в 1973 году на Первом московском международном конкурсе артистов балета — он проходил на сцене Большого театра, блистала Надя Павлова и кроме классики исполнила мой номер. И еще несколько номеров поставил для игроков, целыми днями репетировал в Большом.

Устал после такого марафона, вернулся в Киев, а потом позвонил Хачатурян:

«Генрих, я написал результат нового детского балета, приезжай, послушай».

Несмотря на усталость, из уважения к известной фамилии я поехал. Карен Суренович сел за инструмент и начал играть. А я буквально увидел свой балет, это много юмора, шуток!

– И сразу же взялись за работу?

– С большим удовольствием. Он начал работать весной 1974 года, а уже в ноябре с успехом состоялась премьера в Киевском театре оперы и балета. Там в то время был сильный бросок с высокой работников культуры.

В 1976-м-спектакль получил Государственную премию, и это привело к его последующей славы. Киевский театр забрал балет на поездку в Москву, на спектакли приезжали критики из разных стран.

У меня началось постановочное «турне»: г. минск, Большой театр СССР, Большой театр Беларуси, Уфа, Кишинев, потом Вильнюс, Донецк, Харьков, Улан-Удэ, снова Москва, а в последнее время-Михайловский театр и театр Сплит в Хорватии. И так уж сложилось — у меня есть много других спектаклей, но этот балет для детей оказался самым ярким.

– Балет для детей — это сложно или просто на хореографию?

– Опера, симфоническое искусство и балет — элитарные искусства, они требуют специальной подготовки. И вы не можете рассчитывать на то, что молодой зритель, часто в первый раз приходит в театр, полностью готов к их восприятию. В то же время, детская опера, балет для детей, или для детей, симфоническая музыка, однако, должны быть определенными вымышленных видов. Поэтому и ответственность, которая лежит на хореограф, двойная.

Во-первых, нужна четкая сюжетная линия, где понятно, какой герой хороший, кто плохой, вокруг которого разворачивается интрига. Во-вторых, нужны соответствующие выразительные средства.

– Музыка из балета указала направление работы?

– Работать с композицией Хачатуряна-одно удовольствие. Имеет прекрасно выполнена драматургия, определенные переходные партии. И я сделал то же самое — у меня пластическая результат. Каждый персонаж имеет свою хореография, свой «говорок».

Чиполлино и Редисочка — не без причины, свободная пластика, а аристократки Магнолия и Вишня — элегантность, чистая классика. В драматургически острые моменты сосредоточены виртуознейший классический танец. Лейттема музыки — итальянская тарантелла.

Но, как и фруктово-овощные герои не похожи на итальянцев, так мой танец отличается от народной тарантеллы. Все это я услышал в партитуре.

– Была ли первоначальная версия балета исправления?

– Результат был рассчитан на три акта. Через некоторое время некоторые длинноты сократил и оставил два. Спектакль не длинный, но идет на высоких скоростях: только действие, и танец, не имеет пауз и длиннот, все время что-то происходит. Даже во время перемены декораций.

– Спектакль уже на последней прямой до премьеры остаются считанные дни. Какие у Вас впечатления от работы с командой?

– Когда летом приехал в театр, репертуар не шел —только уроки и мои попытки. Я восхищался силе своей команды. Впервые в моей практике солисты почти полностью «взяли» хореографии всего за семь с половиной дня. О чем это говорит? О безупречной дисциплины и профессионализма.

Интерес у меня был и практический — никогда не был в Новосибирске. Он знал своих танцоров — и прошлых лет и сегодняшних, но приехать и работать на свои собственные глаза и не бывало. Очень благодарен Владимиру Кехману за такой подарок — приглашение поставить мой балет, и за еще больший подарок в виде такой профессиональной труппы.

Ксения Чернова, «Новат»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ