Филипп Херревеге
Московское филармонии с программой из кантат Баха и Букстехуде посетил знаменитый барочный ансамбль Collegium Vocale Gent во главе со своим начальником Филиппом Херревеге.
Между репетицией и концертом одной из икон европейского аутентизма интервью Григорий Кротенко.
— Почему вы дирижируете музыкой Баха? Потому что, как я понимаю, сам Бах так не делал? В чем заключается ваша работа на сцене?
— Все-таки немного подмахивал. Но не так, как современные дирижеры, стоя на подиуме перед оркестром. Он дирижировал, сидя за клавесином.
По сравнению с баховскими иногда ситуация сейчас совершенно иная: его музыканты играли в основном только его музыку. А возьмем, например, меня: я сегодня дирижирую Баха, на прошлой неделе — 5-ю симфонию Брукнера, а в следующем — Торжественную мессу Бетховена. Так, что видишь: и дирижер, и все музыканты нашего коллектива исполняют музыку всех поколений и стилей. Необходимость в дирижере сейчас значительно выше, чем во времена Баха. Особенно на испытаниях. Моя задача сказать: «мы идем по этому пути!» Ты был на репетиции, или нет? Так, что вы не видели, что я там делаю. А махать руками — это не так важно.
У нас в команде прекрасные музыканты, все. Даже если я не смогу выйти на сцену — заболею или просто забуду, — они, разумеется, отлично выступят и без меня в любом случае. Так, что моя наибольшую роль — провести испытания. А затем на концерте пытался дать что-то типа вдохновения. Занимаюсь музыкальным иногда я задаю темп, но, прежде всего, после того, что я на сцене, это вдохновлять.
Конечно, кантаты Баха — это не «священная Весна» Стравинского, где нужно гораздо больше показывать руками. Так же, как в каком-нибудь концерте для фортепиано с оркестром. Тогда мое дирижирование несет другую функцию.
— Вы можете легко переключиться из «интересного дирижирования» ансамблем старинных инструментов управления современным большим симфоническим оркестром?
— На следующей неделе я стану перед Роттердамским оркестром. Это, знаете ли, очень хороший оркестр. Мы делаем «Торжественную мессу» Бетховена, и это очень трудно. Там я должен буду вести на самом деле. В небольшом составе, которых мы здесь, в Москве, мы выступаем очень хорошо, всем друг друга слышно. Но в «Торжественной мессы» это не так. Музыканты смотрят на дирижера, чтобы получить представление о том, где они вообще, чтобы перекрывать.
— И вы меняете свою дирижерскую образом, в зависимости от программ и поездов?
— Ну, мне так кажется.
См. также:Жерар Мортье: «самое Главное-это иметь носа»
— А как налаживается контакт с современным оркестром? Как быстро они тебя понимают и принимают?
— Я дирижирую не только моим оркестром в Антверпене — это большой обычный оркестр, а они меня уже хорошо знаете. Я борюсь со всеми лучшими оркестрами Европы: Амстердамским, Роттердамским, zurich Tonhalle, Франкфуртским и т. д. Естественно, приглашают меня на такой репертуар, который, как предполагается, хорошо знаю. Потому что моя специализация сейчас — это не только барокко: весь немецкий XIX век — Мендельсон, Шуман, Брукнер. Никто не попросит меня продирижировать симфония Шостаковича. Я, конечно, считаю его важным автором. Но ведь это не мой мир, и в Шостаковиче я неопытный. Ни одной ноты не продирижировал, к сожалению! Кто знает, может, когда-нибудь…
Но Брамса я записал. Только Шуберта, Шумана. Эту музыку я точно знаю, и очень этим доволен. Если вы позволите, я проводник того же типа, что и Арнонкур. В любом случае он был моим учителем, я с ним немного работал. Мы с ним — специализированные дирижеров. Арнонкур ведь не примет Бартока.
— Ты все же сделал запись «Лунного Пьеро» Шенберга.
— Да. Но это, скорее, исключение. У меня в жизни был короткий период, когда я занимался только современной музыкой. И тогда мы играли в том числе и «Лунного Пьеро». Но большие симфонические полотна — это не моя специализация. Я имею в виду — Шостакович, Барток. Я даже Чайковского не так много дирижирую. Безусловно, мне нравится! Я немного им занимался.
Но, несмотря на все, я такой «необычный» дирижер: еще я делаю три проекта в год-от ранней полифонии, три раза в год баховские программы, и я не могу понять вообще все. Я предпочитаю ту музыку, которая мне очень нравится. И все взаимосвязано: Бах, Карл Филипп Бах, Гайдн, потом Шуберт. Для меня это музыка одного типа, почти такой же. А Шостакович — это что-то очень далекого, самостоятельная. Так же, как и Вивальди, Генделя, которые я никогда не играю.
— Почему, кстати?
— Это не мой мир, вы не понимаете!
— Его почти полвека практики доказали, что, может быть, воссоздать оригинальное звучание баховской музыки. Но то, что с приемом? Можно и нужно ли его восстановить? Если современная публика не читает, содержащиеся Баха символы и коды, можно ли сказать, что музыка работает правильно?
См. также:Андрей Юровский: В оркестре — ни одного равнодушного лица!
— Безусловно, аудитория слушает сегодня здесь, в зале Чайковского, эти самые баховские кантаты, нравится им это или нет, которые написаны в 1724 году, или так. Так же, как и туристы, наблюдая в музей Пьеро делла Франческа (это художник такой, если не знаете) или Караваджо, они делают это иначе, чем современники этих художников. Это как Библия. Вы можете читать ее в 12, 18, 40 лет, и каждый раз будет другой. Я не особо верующий, так что лучше пусть это будет Шекспир. Как говорится у Шекспира — так же, мы слушаем Баха. Для сильного искусства очень естественно существовать в течение времени. Каждое следующее поколение читает и интерпретирует его по-своему. Но, несмотря на все, очень убедительно.
Я не верю в Бога. Но даже неверующие, играя в игры или слушая кантаты Баха, не может не заметить, как перед ним открывается фантастический музыкальный мир, преисполненный не только духовности, но и чисто человеческой поэзии. Понимаешь?
— Довольно. Скажите, как часто спрашивают о своих занятиях по психиатрии?..
— Всегда! В каждом интервью!
— …и помогают ли эти знания в занятиях с певцами?
— Ну, нет… вопрос частый, конечно. Ты же знаешь, психиатрия — это, однако, для занятий с больными людьми. У них часто отсутствует какая-то часть личности, это люди «неполной». А я работаю с художниками, личности, которых богаче, чем у обычных, нормальных людей.
Некоторые — Шуман, например, или Орландо ди Лассо — действительно, были тяжело больны. Но в основном музыканты (Бах, в частности) имели гиперздоровьем. И моих музыкантов, друзей, которые приехали со мной в Москву, нельзя назвать больными или сумасшедшими. Мне, как психиатру, сказать им ничего, мы друг к другу никак помочь не можем. Не шизофреники и невротики. Они нормальные, здоровые люди.
— В Москве есть несколько десятков оркестров, и ни один из них не может как следует справиться с музыкой Моцарта или Гайдна, с классикой. Какой бы вы дали совет, с чего начать? Или просто расслабиться и не пытаться?
— Что я могу сказать? Работать нужно. Даже с собственным оркестром, я должен повторять и повторять, другого способа не придумал. Все требует внимания: лад, ритм, мюзикл время, разные средства выражения. Но сказать, что это, самое главное, здесь не может быть. Нужно играть, а потом исправлять ошибки.
Другое дело, что в Бельгии, откуда я родом, исполнители на современных инструментах есть опыт со старой музыки, знания об этой культуре. В консерватории, в обязательном порядке проходят особенности барочной артикуляции и фразировки. Может быть, в Москве на данный момент дело обстоит иначе? Скажи мне, у вас есть здесь хорошие барочные оркестры?
См. также:Алексей Моргунов: «Необходимо искать талантливых детей и талантливых родителей»
— Есть несколько небольших полуподпольных групп, но такого, как ваш, конечно, не найти.
— Да… Знаешь, даже я избегаю играть Баха с современным симфоническим оркестром. В этом нет никакого смысла, я так думаю. Мне так нравится, Collegium Vocale, зачем мне играть Баха с кем-то еще, тем более, если они не знают, как это сделать?
— Еще одна особенность нашей культурной жизни — если вы хотите получить финансирование, вы должны любить власть так, чтобы она об этом знала. Что делать в Бельгии, чтобы дать тебе денег на проект? Может вступить в масонскую ложу?
— Не знаю точно, как это работает здесь, но, к счастью, в Бельгии есть Министерство культуры. И они дают деньги тем, кто хорошо играет. Эти решения, как правило, специальные комитеты, в которых сидят люди, которые понимают в музыке, — журналисты, композиторы. И я авторитетно заявляю, что там нет коррупции.
Тем не менее, я не хотел сказать, что коррупция в России! (Надеюсь, что в ванной комнате никто нас не подслушивает? Мне проблемы не нужны.) Так что с этим в Бельгии ок. Все, кто этого заслуживает, — драгоценные художники — рано или поздно будут поддержаны государством. А тот, кто играет плохо, быстро потеряет помощи и никогда ее не получил. Так что у нас все более или менее справедливо.
А что касается масонской ложи — знаешь, я должен что-то съесть. У меня концерт через пятнадцать минут. Надеюсь, что вы будете слушать?
Григорий Кротенко, colta.ru
Об авторе