Фестиваль «Возвращение», как собрание редкостей и курьезов

Автор:Аида Воробьёвa

Фестиваль «Возвращение», как собрание редкостей и курьезов

Участники фестиваля «Возвращение». Фото Сергея Лютенко

Фестиваль, в этом году после возвращения в отреставрированный, уже не скрипучий, Малом зале консерватории, как обычно, состоялся в первой половине января и состоял из четырех программ. Каждая из первых трех собрались — иногда очень причудливые — вокруг какой-то темы.

На этот раз первый же вечер сталкивал жанр сортов с музыкой композиторов-источников. Например, после виолончельной сонаты Жана-Пьера Дюпора шли фортепианные вариации Моцарта на тему Дюпора, а потом — Паганини «каприс» для гитары соло, о Серенады из моцартовского «Дон Жуана» и вариации Йозефа Горовица для четырех саксофонов на тему Паганини.

Второй вечер исследовал происхождение цыганщины в серьезной музыке от Гайдна до Брамса. Третий составлял портрет Шуберта, мастерски дозирования без авторской музыки по болезни, — только с помощью того, что повлияло на него, и на что повлиял он сам.

Четвертый концерт, и каждый год под названием «Концерт по заявке» и составляющийся из пожеланий участников, в этот раз тоже как-то сам собой сосредоточился на одной теме — эпохи 20-30-х годов прошлого века, полной альтернативных путей.

Важными пунктами программы были: сюита из балета «Сотворение мира» дариуса Мийо, соната для валторны, трубы и тромбоны Франциска Пуленка, Камерная музыка № 1 Богуслав Мартину (написана в конце жизни, в 1959-м, но относится к парижской молодости композитора), Концерт для клавесина и камерного ансамбля, Мануэля де Фальи и сочинение 18-летнего студента в Royal college of music Бенджамина Бриттена.

К тому, что когда-то молодежный фестиваль «Возвращение» собирает хороших музыкантов нового поколения, у нас после 19 лет его существования привыкли. Все они снова здесь, во главе с неизменными руководителями — скрипачом Романом Минцем и гобоистом Дмитрием Булгаковым.

Из новых замечательных приобретений этого года я бы выделила чуткого пианиста Андрея Гугнина с хорошо развивающейся начать международную карьеру и известного скрипача из Московского ансамбля современной музыки Владислава Песина.

Однако все более отчетливо проявляется еще одна особенность фестиваля, когда он раз и навсегда постановил, что вы не можете играть то, что уже было сыграно в предыдущие годы. Соблюдение закона, «Возвращение» становится все радикальнее и радикальнее в репертуарном плане. И если раньше его главной достопримечательностью было хорошо, молодые и драйвовое performing arts, это скорее музыка, которую вы никогда не слышали и вряд ли когда еще услышите.

Она может быть глупой и совсем незнакомые, а может, — вдруг свежо и интересно. Но в любом случае, эта удивительная изобретательность, с которой составляется программа, перемещает горизонт и показывает в прямом эфире процесс вместо узаконенных музейных памятников.

В этот раз, например, неинтересным и бестолковым композитором был Людвиг ван Бетховен нудно дивертисментным Септетом для духовых и струнных. А мало кому известный в настоящее время живет американец Джон Харбинсон с сочинением под названием «19 октября 1828 года (это дата смерти Шуберта), имеющая подзаголовок «Галлюцинации в четырех атак» — наоборот, очень тонкий и трогательный.

Одним из главных событий фестиваля — не столько музыки, сколько театральной природы — стали, полученные с 1977 года, «Вариации слона» для контрабаса и струнных венгерско-голландского автора Гезы Фрида. Здесь, конечно, не обошлось без художественного соло Григория Кротенко.

И настоящим откровением, оказался завершивший фестиваль » опус номер один молодого Бриттена — симфониетта для камерного оркестра, во время выполнения которой Максим Рысанов, более известный публике в качестве альтиста, он обнаружил свою дирижерскую.

Фестиваль — замечательная коллекция редкостей и диковин, прежде всего, недавнего прошлого и настоящего. В древние времена экскурсы тоже бывают, но осторожный. На этот раз за главный барочный акцент ответил маэстро Филипп Чижевский, под руководством которого команда исторически информированных музыкантов и меццо-сопрано Дарья Телятникова штурм Генделя (ария «Ринальдо» из той же оперы).

Но теперь оказывается, что веселье на фестивале — это в xx веке, приправленный двадцать первый. Из него на этот раз это были два взаимоисключающих opus — исполнительски эффектный «Лесной царь» (2015) Сергея Ахунова и концептуально-умозрительный «Шмоцарт» (2006), Бориса Филановского.

Мировой премьеры — то есть, специально заказанного произведения — на этот раз, правда, не удалось: кому попало заказывать не хочется, а не так, что кто хочет гонорар, а времена сейчас тяжелые.

Независимый и веселый фестиваль, впрочем, уже во второй раз запустил программу краудфандинга, а также музыкальным спецпроектом телеканалу «Дождь». Всю необходимую сумму собрать не удалось, но все-таки какая-то помощь.

Следующее «Возвращение» — воскресенье. До этого рубежа фестиваль подходит для взрослых и модно, а времени на репетиции все меньше и меньше музыки, которой уже не может играть все больше и больше.

Екатерина Бирюкова, «Colta.Ru»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ