Евгений Волков: «мы продвигаем музыку, наполнены подлинным патриотизмом»

Автор:Аида Воробьёвa

Евгений Волков: «мы продвигаем музыку, наполнены подлинным патриотизмом»

Евгений Волков. Фотографии, сделанные пресс-службой Госхора имени А. В. Свешникова

Художественный руководитель Государственного хора Евгений Волков — об этапах большого пути, юбилейном концерте и судьбе гимны России.

Государства академический русский хор им. А. В. Свешникова исполнилось 80 лет. В преддверии юбилейного концерта (28 ноября, Историческая сцена Большого театра) на вопросы ответил художественный руководитель хора Евгений Волков.

— Евгений Кириллович, за 80 лет жизни хора произошло множество событий. Какие из них будут вам главными?

— Я хотел бы перечислить основные этапы в истории хора, связанные с его художественными руководителями — каждый из них оставил яркий след в истории команды. Это, прежде всего, Николай Михайлович Данилин — великий мастер старой школы, первым исполнителем «Всенощной» Рахманинова.

Затем хор вел Константин Петрович Виноградов, выдающийся педагог и теоретик искусства хоровое. Потом была великая эпоха, Свешникова, в начале которой пришлась в частности, попытка решить хора, находящегося в эвакуации.

Александр Васильевич на самом деле воссоздал его уже как Государственный хор русской песни. Появилась новая концепция, связанная с пропагандой народно-песенного искусства. Для ее реализации часть музыкантов даже отозвать с фронта… Значение имени и творчества Свешникова для нашей команды-это, без преувеличения, всеобъемлющим.

Далее хором руководил Игорь Германович Агафонников — дирижер из плеяды гигантов русской музыки. Потом был короткий период руководства чтимого мастера Владимира Николаевича Минина. В след за ним хор принял Евгений Сергеевич Тытянко, лихие 1990-е, который сделал все, чтобы сохранить профессиональный уровень команды, именно с ним — это очень важный момент — который получил название Свешникова.

Затем последовал интенсивный гастрольными поездками период руководства Игоря Ивановича Раевского, а дальше — блестящая, сопоставимые с данилинской и свешниковской, эпоха моего любимого Учителя Бориса Григорьевича Тевлина. Сохранить и приумножить то, что он сделал, уже моя задача.

Наверное, для понимания нашей истории тех времен-это главное. А дальше я могу рекомендовать читателям обратиться к записям хора разных периодов — в аудиозаписях и в интернете. Послушать, сравнить и выбрать то, что наиболее близко.

— Программа вашего общего с Госоркестром им. Е. Ф. Светланова юбилейного гала-концерта так разнообразна в плане стилей и жанров, что даже боюсь слушателей: примут ли они это концентрированный преподнесение. Чем руководствовались, когда делали такой богатой плакат?

— Здесь соблюдается правило контрастности. Все песни лаконично и понятно. Идея принадлежит директору хора Александру Сергеевичу Саргиджяну — показать общий творческий путь Государственного хора и Государственного оркестра, созданных в одном и том же году и идущих в музыке рядом друг с другом.

Создан сценарий, по его части задуманная последовательность номеров — надеюсь, что слушатели оценят ее логику. У нас будет замечательный ведущий — народный артист России Николай Буров. И ставит концерт еще один народный артист — Юрий Лаптев, феноменальный вокалист и режиссер. Нельзя не упомянуть с благодарностью и фонд «Открытое море» — организаторов проекта.

— В программе значится мировая премьера гимна СССР, написанного в то время Сергеем Прокофьевым. Долго эта музыка ждала своего часа…

— Это сочинение, слышали только члены жюри, представители правительства, а теперь его услышат гости гала-концерта. В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна СССР, был замечен более 200 проектов на текст Михалкова и Эль-Регистана.

Гимн Прокофьева в «большом финале» — на этом этапе для прослушивания активно подключился Сталин — не состоялся. Но осталась замечательная, исполнено в полном объеме, прокофьевской рукой результат с подробно выписанными акцентами и оттенками.

— «Патриотическая песня» Глинки, заявленная в программе, тоже в свое время фигурировала в качестве гимна?

— Да, и это не только в ельцинскую эпоху. В 1946 году состоялся конкурс на гимн СССР. Композиторы должны обеспечить клавир на стихи Степана Щипачева, а оркестровку делал Андрей Романович Рогаль-Проф. Вместе с Николаем семеновичем Головановым занимался практическим внедрением конкурсных работ.

Взяли глинкинский » эскиз «Патриотической песни», придали ей законченный вид, подтекстовали текст Щипачева и на одном из допросов играть. По воспоминаниям Рогаль-Левицкого, эта музыка перевесила все, что написано, современных композиторов.

В конце концов, конкурс был как-то скомкан Российской Федерации и своего гимна не оказалось — как мы помним, гимн СССР был «альянс» гимн. И только недавно замечательный музыковед Борис Мукосей — создатель текстов нашего юбилейного буклета — я нашел в ноты архив Большого театра хоровой партии, которые сам Дмитрий Романович считал утерянными. А мы впервые в новейшей истории споем «Патриотическую песню» на стихи Степана Щипачева в том варианте, в каком она была представлена на конкурс песни РСФСР.

См. также:Рождественский фестиваль закроют «Мастера хорового пения»

— Концерт, я бы сказала, имеет четкую державно-государственную направленность.

— Я это охотно признаю, что и она будет продолжена на следующий день, потому что на втором концерте в Колонном зале Дома Профсоюзов, организованном при поддержке Министерства культуры, споем блестящий «Коронационную кантату» Глазунова. Мне кажется, что музыку, наполнены истинным патриотизмом, истинной, глубокой любви к Родине не только можно — нужно пропагандировать. Это очень важно для всех поколений и социальных слоев нашего общества.

— Патриотизм и хоровая музыка идут рука об руку. Ничто так не вдохновляет, как звучание многоголосного хора. Вы чувствуете свою причастность к судьбе страны?

— Об этой принадлежности можно говорить в режиме реального времени. Начиная с 2012 года мы реализовали ряд проектов художественно-образовательного плана. В том числе «Песни и гимны России», принят всеми слоями общества, независимо от мировоззрения. Там, кстати, была и война мировая премьера гимна СССР Прокофьева. А также пала вся галерея гимна: «Гром победы, раздавайся!» в проект гимна СССР Георгия Свиридова.

Во втором концерте подобного масштаба — «Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» — исполнялась музыка композиторов, оставшихся в городе во время осады, многие из них погибли. Кроме того, отмечали юбилейные даты, Михаила Лермонтова и Георгия Свиридова. Наши великие художники — часть Родины. Прикрепление людей к их творчеству, мы выполняем патриотическую миссию.

Мой отец (композитор Кирилл Волков. — «Известия») приводит в пример своего учителя Арама Хачатуряна. Когда к нему пришел, например, японец и показал музыку без национальных интонации, говорил: «я не слышу, что японский композитор. Вы ступаете в прах своих отцов, и не поешь их песни».

Человек, который называет себя «гражданином мира», все национальные культуры, в том числе и его собственное, столь же далеко. Становится Иваном, не помнящим родства; его художественное сознание, лишенное целостности, который дает опору на вековую культуру своего народа. В свою очередь, человек, сознание которого коренится в языке родном, национальном, становится то, о чем говорил Достоевский: всечеловеческую отзывчивость. Ты начинаешь любить и понимать не только близкие, но и далекие. Это наша задача. Она не изменилась со времен Свешникова.

— Артист хора — это стиль жизни, призвание?

— Мне кажется, что это уже жанр — хоровик (смех). И к нему относятся, и дирижеры, и художники хора. Ну и, конечно, стиль жизни и образ мышления — становитесь частью целого, а это важное ощущение.

— Юбилейный концерт — веха в истории своего хора, а потом что? На какой срок они творческие планы?

— Какие-то вещи видятся нам в ближайшем будущем, какие-то — в далеком. Среди наиболее интересных планов — ряд концертов в предстоящем Пасхальном фестивале, в том числе большой совместный концерт с нашими талантливыми друзьями и коллегами — грузинской командой «Мцхета». Мы, естественно, уже думаем о следующем этапе проекта «День России в мире», в котором участвовали два раза — 12 июня 2015 года, дав концерт в парижском зале Гаво, а в этом году — в лондонском Барбикане.

Как только будет известен зал, где мы должны работать вместе, по нему мы будем строить программу. Я хотел бы поблагодарить фонд «Классика», в сотрудничестве с которыми реализуются эти замечательные и важные для имиджа нашей страны проекты. В самых ближайших планах — работа над большим сочинением Алексея Льва Рыбникова.

— Можно подробнее — что это за музыка?

— Это конец его огромного литургического цикла, куда входят и Пятая, и Шестая симфония. То, над чем мы сейчас работаем, — масштабная, большая форма а капелла, посвященная прославлению Бога. Исполнители — несколько больших хоров и 64 солиста. Этот состав обеспечивает сложные и яркие полифонические сочетания.

При этом музыка, как всегда у Алексея Льва, написанная на традиционном языке, обращена к сердцу слушателя. Технически сложно, а понять очень ясно и близко…

Светлана Наборщикова, «Известия»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ