Клара-Джуми Кан. Фото – Александр Иванов
В Новосибирске продолжается III транссибирский Арт-Фестиваль (основатель и художественный руководитель – Вадим Репин). Среди его участников – дирижеры Гинтарас Ринкявичус и Фрэнк Штробель, пианисты Даниил Трифонов и Константин Лифшиц, скрипачи Пинхас Цукерман и Алексей Игудесман, виолончелисты Миша Майский и Анри Демаркетт, а также многое другое.
В этом году форум проходит не только в Новосибирске и других городах России: он продолжится в Израиле, Южной Корее и Японии, где завершится 22 июня.
Среди наиболее ярких участников российской программы – скрипачка Клара-Джуми Кан, которая стала одним из резидентов фестиваля: прилетела в Новосибирск на полторы недели для участия в четырех концертах.
Летом Клара-Джуми Кан » стала лауреатом IV премии Международного конкурса имени Чайковского, хотя, по оценкам специалистов, прессы и зрителей, она заслуживала гораздо больше. По-видимому, с этим согласны такие музыканты, как Валерий Гергиев, Гидон Кремер, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков и многие другие: из-за их приглашение гастрольный график скрипача стал еще более интенсивным.
Между концертами в Новосибирске и административном центре Ордынское с ней поговорил Илья Овчинников.
– Правда ли, что родители хотели отдать тебя учиться играть на фортепиано, но вы отказались?
– Не отказалась – я начала учиться играть на фортепьяно, но скрипка мне понравилась больше. На ней играла моя сестра, и по сравнению со скрипкой фортепиано мне не понравилось совсем, просто на звук. На пианино не занимает много времени, даже если держать педаль. А на скрипке – гораздо дольше.
– Мы встречаемся в Новосибирске – в городе, с которым тесно связано имя вашего педагога Захара брона. Расскажите, пожалуйста, о нем и о других своих учителях – Валерии Градове и Дороти Делэй.
– Замков был моим первым учителем, но я училась у нее всего год, в Мангейме, а потом поехала в Любек к Брону, слава его Репина и Венгерова. Сейчас трудно себе представить: в течение двух лет я уроки утром и вечером, по два урока каждый день!
Как ни странно, мне понравилось: когда тебе пять, ты не ходишь в школу и ничего больше не занят. А потом я уехала в Америку на учебу в Дороти Делэй, благодаря которой он освоил очень широкий репертуар: задавать каждую неделю, учить наизусть новый концерт! Это мне очень помогло, и каждому из учителей я обязана.
– Дороти Делэй говорит, как об очень властном педагоге, стремившемся собрать в свой класс всех лучших скрипачей Джульярдской школы, в том числе из классов и других учителей. Это так?
– Мне трудно сказать, меня никто не забирала и научила очень многому. У нас тесные отношения, особенно в последние годы, была для меня как бабушка. В 2002 году ее не было, а мне до сих пор ее не хватает. Я одна из последних ее учеников.
– Почему после Германии и Америки продолжили обучение в Корее?
Главная причина – восстановление после травмы пальца, которая произошла в одиннадцать лет. Около четырех лет не играла, после чего нужно было восстановить как можно скорее. Я поехала в Корею к учительнице, которая знала меня с детства, и могла бы помочь вам как можно скорее прийти в форму – Пистолет был слишком занят.
См. также:Тюменцы писали признания Спивакову горчицей
Это оказалось лучшим решением: я все хорошо помнила и поднялась быстро, это вовсе не было похоже на то, чтобы начать с нуля. Как это возможно, я продолжал заниматься, но с осторожностью.
– В Новосибирске вновь встретились с российской аудиторией, которая была больна на вас на протяжении трех раундов конкурса имени Чайковского. Что вы чувствовали в большей степени, поддержка аудитории или что у каждого участника своих болельщиков?
– Ваши болельщики – не сказала бы; в течение всего конкурса зрители не только внимательно слушала, но и была очень милой! Я чувствовала ее поддержку на каждом этапе и играла с особым удовольствием.
Если кто-то был болен, кто-то другой, я этого не почувствовала. Если общество этого не показывал.
– Что скажешь о результатах конкурса у скрипачей? Не странно ли присудить три третьих премии не признаться первой?
– Три третьих – не так странно, как и отсутствие первой: перейти почти в пять недель конкурса и оставить его без истинного победителя!? Этого я не могу понять. Хотя я не имею ничего против того, в каком порядке по очереди победителей.
Я знаю, что такое конкурс и как в один прекрасный день конкурса отличается от других: сегодня вы играете отлично, завтра в среднем. И если три заслуживают награды третьего, почему им этого не дать? — Я рад, что каждый, я думаю, что для них это хорошо, но три третьих, а не шесть шестых. (Смеется.)
Я довольна и своей четвертой наградой, а из-за спецпремии «За лучшее исполнение концерта с камерным оркестром» просто счастлива! Ведь это за Моцарта, а это один из моих самых любимых композиторов.
– Самое интересное, что в жюри результатов не был счастлив, наверное, никто. Как сказал Георгий Федотов, «Отзывы членов жюри оказались полностью противоположными, ситуация тупиковая. Жаль, что нет первой премии, и я не могу сказать, что результаты меня устроили. Я думаю, что не поставил никого».
– Да, я знаю. Но вы должны понять: привлекательным для участников конкурса были как раз то, что почти каждый из членов жюри – уникальный скрипач, известный по всему миру музыкант, выдающийся педагог. И когда пятнадцать такие личности встречаются, им очень трудно прийти к общему решению.
– Как складывались отношения между конкурсантами? Со стороны казалось, что между вами очень неформальная, дружеская атмосфера, почти никакого духа соперничества, правда ли это?
– (Смеется.) Нет никакой конкуренции, мы просто получали удовольствие, радовались за себя и сочувствовали друг другу. Мне, например, очень жаль, что лауреат ii премии не получил первую – почему? В конце концов он, как и победитель, и не. Три третьих премии – это тоже абсурд, их можно было разложить по-другому.
В любом случае, искренне болели друг за друга. Через пять недель друзья, хорошо узнали друг друга, провели много веселых минут, и сейчас мы поддерживаем контакт, а не только о скрипачах, но и о пианистах, и о виолончелистах.
Когда каждый из нас что-то публикует на facebook, первые «лайки» всем – от коллег из конкурса. Все мы желаем себе лучшего. Дело здесь, как мне кажется, в сильном составе участников: каждый был вполне уверен в своих силах, зная, что конкурс это всего лишь конкурс.
См. также:Алексей Любимов: «Для меня высшим примером была Мария Вениаминовна Юдина»
– Говорили, что во время конкурса, почти не спали?
– Да, я страдала от бессонницы с февраля: кевин от концертов, и одновременно нужно было подготовиться к конкурсу, а лучше не сочетать. В общем, бессонница началась раньше, а не потому, что я напряжена во время конкурса. Конечно, что сон важен, но состояние рук еще важнее.
– В финале играл концерт для Скрипки Бетховена, один из любимых. Правда показалось, что у вас и у дирижера Юрия Симонова различные представления, по крайней мере, о темпе?
– Понятия не имею, что произошло во время концерта! Пробы шли очень хорошо, казалось, что он понял и себя, и намного согласие, но на концерте все куда-то ушло: маэстро взял другой тариф, иначе расставил акценты, хотя и до этого на конкурсе надо быть готовым.
В конкурсе поневоле придется играть медленнее, чем для меня, конечно, потому что иначе мы бы разошлись с оркестром. А он играл, казалось, медленнее, еще медленнее, что мне не понравилось, конечно. Однако не имеет, куда бежать.
– Стало ли у вас больше концертов благодаря конкурсу?
Клара-Джуми Кан. Фото – Александр Иванов
– Да, конечно, это изменилось очень многое. Если бы не конкурс, у меня не появилось столько концертов в России. Я бы не познакомилась близко с Вадимом Репиным, пригласившим меня в Сибирь. Я никогда не встречал маэстро Гергиева, и многих других музыкантов.
Конкурс отличался от предыдущих, прежде всего, благодаря передаче на канале Медичи. Я получила столько поздравлений и приятных слов от замечательных музыкантов, например, от Вадима, что я поняла – так и должно быть: поехать на конкурс, в финале и выиграть четвертую награду. Это значит, что я это заслужил.
– График ведь до конкурса Чайковского было достаточно густая?
– Да, но теперь к нему добавились концерты в России и выступления в других странах с российскими музыкантами, такими как Федосеев, Темирканов и другие. И это тоже выглядит так, как будто этого было: мои первые учителя были из России, российские композиторы – среди моих любимых. Я чувствую себя особенно, наверное, перед российским обществом, с российскими оркестрами и дирижерами.
– В течение сезона вы выступали также с двумя командами, во главе которых известных скрипачей, в прошлом победители конкурса Чайковского: «Кремерата Балтика» Гидона Кремера и «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова.
– Оба они были среди тех, кто сразу же поздравил меня с наградой: Спиваков позвонил, Гидон прислал письмо.
С ними обоими у нас уже были концерты, и они будут еще. Например, с «Кремератой» играла Fratres Пярта, скоро мы с Гидоном играем Concerto Grosso № 1 Шнитке. А с Спиваковым, мы исполняли Двойной концерт Баха, летом у нас запланировано выступление на фестивале в Кольмаре и в следующем сезоне – в Москве.
– В этом сезоне вы также выступали с командой «Берлинские барочные солисты», и мой вопрос – о своем отношении к аутентичному исполнительству и музыке барокко.
См. также:Шанцев проведет экскурсию для главного дирижера Мариинского театра
– Потому что я родилась и живу в Германии, Бах для меня как родной язык. А барочная музыка – как хобби, очень люблю ее. Дома часто играю в стиле барокко скрипка, это позволяет сделать звук более четкий.
Конечно, в первом туре конкурса, мне хотелось сыграть Чакону Баха в стиле барокко скрипка, но на соревнованиях с Бахом нужно быть особенно осторожным и стараться найти золотую середину, чтобы не раздражать членов жюри.
– В свое время лицом южнокорейского косметического бренда…
– На самом деле нет! Забавно, что когда-то это написали в газете, с этого времени эта часть кочует из одной моей биографии на другую.
Однажды в Корее у меня был концерт, как раз с Федосеевым; экскурсия состоялась при поддержке LG, у которых, между прочим, является и косметические марки-официальный спонсор поездки. Меня попросили в рекламных целях сделать один кадр, и я согласилась. Вот откуда пошла эта история.
– Однако в одном из интервью вы говорите, что сделали это, чтобы заработать на новый смычок…
– Да, потому, что журналисты очень хотели услышать что-то в этом роде, а я не хотела говорить, что она сделала это по просьбе спонсоров.
– Какие у вас сейчас смычок и скрипка?
– У меня есть бразильский смычок за две тысячи евро, очень плохо. А скрипку страдивари «Ex-Штраус» 1708 года, подал фонд, Samsung. На какой срок, в таких случаях, как правило, неизвестно. У меня появилась в апреле прошлого года, в конкурсе я уже была с ней.
– Каких событий следующего сезона вы ждете больше всего?
– Двух выступлений с Гергиевым в Графенегге из Концерта Чайковского, и в Роттердаме, Первый концерт Шимановского.
Я тоже стараюсь играть как можно больше камерной музыки, у меня много любимых партнеров, очень успешное трио у нас сложилось с Генюшасом и Бузловым: мы играли в Мюнхене, Второе трио Шостаковича, и мы надеемся повторить его в России. Было в этом сезоне и другие интересные трио с Дебаргом и Ионицей. Оба эти опыты оказались необычно – чаще мои партнеры по камерному команды намного старше меня, как, например, Березовский и Майский, с которыми мы играем на днях (22 апреля стало известно, что Борис Березовский в концертах фестиваля заменит Константин Лифшиц).
С аналогами – значительно реже, а тем более приятно, когда это происходит; в этих двух трио все, кроме Бузлова, даже моложе меня!
Илья Овчинников
Об авторе