«Если три заслуживают награды третьего, почему бы ее не дать? Несмотря на это, три третьих, а не шесть шестых»

Автор:Аида Воробьёвa

«Если три заслуживают награды третьего, почему бы ее не дать? Несмотря на это, три третьих, а не шесть шестых»

Клара-Джуми Кан. Фото – Александр Иванов

В Новосибирске продолжается III транссибирский Арт-Фестиваль (основатель и художественный руководитель – Вадим Репин). Среди его участников – дирижеры Гинтарас Ринкявичус и Фрэнк Штробель, пианисты Даниил Трифонов и Константин Лифшиц, скрипачи Пинхас Цукерман и Алексей Игудесман, виолончелисты Миша Майский и Анри Демаркетт, а также многое другое.

В этом году форум проходит не только в Новосибирске и других городах России: он продолжится в Израиле, Южной Корее и Японии, где завершится 22 июня.

Среди наиболее ярких участников российской программы – скрипачка Клара-Джуми Кан, которая стала одним из резидентов фестиваля: прилетела в Новосибирск на полторы недели для участия в четырех концертах.

Летом Клара-Джуми Кан » стала лауреатом IV премии Международного конкурса имени Чайковского, хотя, по оценкам специалистов, прессы и зрителей, она заслуживала гораздо больше. По-видимому, с этим согласны такие музыканты, как Валерий Гергиев, Гидон Кремер, Юрий Темирканов, Владимир Спиваков и многие другие: из-за их приглашение гастрольный график скрипача стал еще более интенсивным.

Между концертами в Новосибирске и административном центре Ордынское с ней поговорил Илья Овчинников.

– Правда ли, что родители хотели отдать тебя учиться играть на фортепиано, но вы отказались?

Не отказалась – я начала учиться играть на фортепьяно, но скрипка мне понравилась больше. На ней играла моя сестра, и по сравнению со скрипкой фортепиано мне не понравилось совсем, просто на звук. На пианино не занимает много времени, даже если держать педаль. А на скрипке – гораздо дольше.

– Мы встречаемся в Новосибирске – в городе, с которым тесно связано имя вашего педагога Захара брона. Расскажите, пожалуйста, о нем и о других своих учителях – Валерии Градове и Дороти Делэй.

Замков был моим первым учителем, но я училась у нее всего год, в Мангейме, а потом поехала в Любек к Брону, слава его Репина и Венгерова. Сейчас трудно себе представить: в течение двух лет я уроки утром и вечером, по два урока каждый день!

Как ни странно, мне понравилось: когда тебе пять, ты не ходишь в школу и ничего больше не занят. А потом я уехала в Америку на учебу в Дороти Делэй, благодаря которой он освоил очень широкий репертуар: задавать каждую неделю, учить наизусть новый концерт! Это мне очень помогло, и каждому из учителей я обязана.

– Дороти Делэй говорит, как об очень властном педагоге, стремившемся собрать в свой класс всех лучших скрипачей Джульярдской школы, в том числе из классов и других учителей. Это так?

Мне трудно сказать, меня никто не забирала и научила очень многому. У нас тесные отношения, особенно в последние годы, была для меня как бабушка. В 2002 году ее не было, а мне до сих пор ее не хватает. Я одна из последних ее учеников.

– Почему после Германии и Америки продолжили обучение в Корее?

Главная причина – восстановление после травмы пальца, которая произошла в одиннадцать лет. Около четырех лет не играла, после чего нужно было восстановить как можно скорее. Я поехала в Корею к учительнице, которая знала меня с детства, и могла бы помочь вам как можно скорее прийти в форму – Пистолет был слишком занят.

См. также:Тюменцы писали признания Спивакову горчицей

Это оказалось лучшим решением: я все хорошо помнила и поднялась быстро, это вовсе не было похоже на то, чтобы начать с нуля. Как это возможно, я продолжал заниматься, но с осторожностью.

– В Новосибирске вновь встретились с российской аудиторией, которая была больна на вас на протяжении трех раундов конкурса имени Чайковского. Что вы чувствовали в большей степени, поддержка аудитории или что у каждого участника своих болельщиков?

Ваши болельщики – не сказала бы; в течение всего конкурса зрители не только внимательно слушала, но и была очень милой! Я чувствовала ее поддержку на каждом этапе и играла с особым удовольствием.

Если кто-то был болен, кто-то другой, я этого не почувствовала. Если общество этого не показывал.

– Что скажешь о результатах конкурса у скрипачей? Не странно ли присудить три третьих премии не признаться первой?

Три третьих – не так странно, как и отсутствие первой: перейти почти в пять недель конкурса и оставить его без истинного победителя!? Этого я не могу понять. Хотя я не имею ничего против того, в каком порядке по очереди победителей.

Я знаю, что такое конкурс и как в один прекрасный день конкурса отличается от других: сегодня вы играете отлично, завтра в среднем. И если три заслуживают награды третьего, почему им этого не дать? — Я рад, что каждый, я думаю, что для них это хорошо, но три третьих, а не шесть шестых. (Смеется.)

Я довольна и своей четвертой наградой, а из-за спецпремии «За лучшее исполнение концерта с камерным оркестром» просто счастлива! Ведь это за Моцарта, а это один из моих самых любимых композиторов.

– Самое интересное, что в жюри результатов не был счастлив, наверное, никто. Как сказал Георгий Федотов, «Отзывы членов жюри оказались полностью противоположными, ситуация тупиковая. Жаль, что нет первой премии, и я не могу сказать, что результаты меня устроили. Я думаю, что не поставил никого».

Да, я знаю. Но вы должны понять: привлекательным для участников конкурса были как раз то, что почти каждый из членов жюри – уникальный скрипач, известный по всему миру музыкант, выдающийся педагог. И когда пятнадцать такие личности встречаются, им очень трудно прийти к общему решению.

– Как складывались отношения между конкурсантами? Со стороны казалось, что между вами очень неформальная, дружеская атмосфера, почти никакого духа соперничества, правда ли это?

(Смеется.) Нет никакой конкуренции, мы просто получали удовольствие, радовались за себя и сочувствовали друг другу. Мне, например, очень жаль, что лауреат ii премии не получил первую – почему? В конце концов он, как и победитель, и не. Три третьих премии – это тоже абсурд, их можно было разложить по-другому.

В любом случае, искренне болели друг за друга. Через пять недель друзья, хорошо узнали друг друга, провели много веселых минут, и сейчас мы поддерживаем контакт, а не только о скрипачах, но и о пианистах, и о виолончелистах.

Когда каждый из нас что-то публикует на facebook, первые «лайки» всем – от коллег из конкурса. Все мы желаем себе лучшего. Дело здесь, как мне кажется, в сильном составе участников: каждый был вполне уверен в своих силах, зная, что конкурс это всего лишь конкурс.

См. также:Алексей Любимов: «Для меня высшим примером была Мария Вениаминовна Юдина»

– Говорили, что во время конкурса, почти не спали?

Да, я страдала от бессонницы с февраля: кевин от концертов, и одновременно нужно было подготовиться к конкурсу, а лучше не сочетать. В общем, бессонница началась раньше, а не потому, что я напряжена во время конкурса. Конечно, что сон важен, но состояние рук еще важнее.

– В финале играл концерт для Скрипки Бетховена, один из любимых. Правда показалось, что у вас и у дирижера Юрия Симонова различные представления, по крайней мере, о темпе?

Понятия не имею, что произошло во время концерта! Пробы шли очень хорошо, казалось, что он понял и себя, и намного согласие, но на концерте все куда-то ушло: маэстро взял другой тариф, иначе расставил акценты, хотя и до этого на конкурсе надо быть готовым.

В конкурсе поневоле придется играть медленнее, чем для меня, конечно, потому что иначе мы бы разошлись с оркестром. А он играл, казалось, медленнее, еще медленнее, что мне не понравилось, конечно. Однако не имеет, куда бежать.

– Стало ли у вас больше концертов благодаря конкурсу?

Клара-Джуми Кан. Фото – Александр Иванов

Да, конечно, это изменилось очень многое. Если бы не конкурс, у меня не появилось столько концертов в России. Я бы не познакомилась близко с Вадимом Репиным, пригласившим меня в Сибирь. Я никогда не встречал маэстро Гергиева, и многих других музыкантов.

Конкурс отличался от предыдущих, прежде всего, благодаря передаче на канале Медичи. Я получила столько поздравлений и приятных слов от замечательных музыкантов, например, от Вадима, что я поняла – так и должно быть: поехать на конкурс, в финале и выиграть четвертую награду. Это значит, что я это заслужил.

– График ведь до конкурса Чайковского было достаточно густая?

Да, но теперь к нему добавились концерты в России и выступления в других странах с российскими музыкантами, такими как Федосеев, Темирканов и другие. И это тоже выглядит так, как будто этого было: мои первые учителя были из России, российские композиторы – среди моих любимых. Я чувствую себя особенно, наверное, перед российским обществом, с российскими оркестрами и дирижерами.

– В течение сезона вы выступали также с двумя командами, во главе которых известных скрипачей, в прошлом победители конкурса Чайковского: «Кремерата Балтика» Гидона Кремера и «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова.

Оба они были среди тех, кто сразу же поздравил меня с наградой: Спиваков позвонил, Гидон прислал письмо.

С ними обоими у нас уже были концерты, и они будут еще. Например, с «Кремератой» играла Fratres Пярта, скоро мы с Гидоном играем Concerto Grosso № 1 Шнитке. А с Спиваковым, мы исполняли Двойной концерт Баха, летом у нас запланировано выступление на фестивале в Кольмаре и в следующем сезоне – в Москве.

– В этом сезоне вы также выступали с командой «Берлинские барочные солисты», и мой вопрос – о своем отношении к аутентичному исполнительству и музыке барокко.

См. также:Шанцев проведет экскурсию для главного дирижера Мариинского театра

Потому что я родилась и живу в Германии, Бах для меня как родной язык. А барочная музыка – как хобби, очень люблю ее. Дома часто играю в стиле барокко скрипка, это позволяет сделать звук более четкий.

Конечно, в первом туре конкурса, мне хотелось сыграть Чакону Баха в стиле барокко скрипка, но на соревнованиях с Бахом нужно быть особенно осторожным и стараться найти золотую середину, чтобы не раздражать членов жюри.

– В свое время лицом южнокорейского косметического бренда…

На самом деле нет! Забавно, что когда-то это написали в газете, с этого времени эта часть кочует из одной моей биографии на другую.

Однажды в Корее у меня был концерт, как раз с Федосеевым; экскурсия состоялась при поддержке LG, у которых, между прочим, является и косметические марки-официальный спонсор поездки. Меня попросили в рекламных целях сделать один кадр, и я согласилась. Вот откуда пошла эта история.

– Однако в одном из интервью вы говорите, что сделали это, чтобы заработать на новый смычок…

Да, потому, что журналисты очень хотели услышать что-то в этом роде, а я не хотела говорить, что она сделала это по просьбе спонсоров.

– Какие у вас сейчас смычок и скрипка?

У меня есть бразильский смычок за две тысячи евро, очень плохо. А скрипку страдивари «Ex-Штраус» 1708 года, подал фонд, Samsung. На какой срок, в таких случаях, как правило, неизвестно. У меня появилась в апреле прошлого года, в конкурсе я уже была с ней.

– Каких событий следующего сезона вы ждете больше всего?

Двух выступлений с Гергиевым в Графенегге из Концерта Чайковского, и в Роттердаме, Первый концерт Шимановского.

Я тоже стараюсь играть как можно больше камерной музыки, у меня много любимых партнеров, очень успешное трио у нас сложилось с Генюшасом и Бузловым: мы играли в Мюнхене, Второе трио Шостаковича, и мы надеемся повторить его в России. Было в этом сезоне и другие интересные трио с Дебаргом и Ионицей. Оба эти опыты оказались необычно – чаще мои партнеры по камерному команды намного старше меня, как, например, Березовский и Майский, с которыми мы играем на днях (22 апреля стало известно, что Борис Березовский в концертах фестиваля заменит Константин Лифшиц).

С аналогами – значительно реже, а тем более приятно, когда это происходит; в этих двух трио все, кроме Бузлова, даже моложе меня!

Илья Овчинников

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ