Екатерина Шипулина: «На Новый год я танцую в Иркутске и ныряю в Байкал»

Автор:Аида Воробьёвa

Екатерина Шипулина: «На Новый год я танцую в Иркутске и ныряю в Байкал»

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина — один из самых динамичных и равномерно светящих звезд современного русского балета. Без ее Жизели, Одетты-Одиллии, Китри, Эгина и многих других ролей, которые вы не можете представить себе плакат Большого театра.

А ее острая, опасная и неудержимо манящая Ундина в спектакле «Герой нашего времени» по Лермонтову стала одним из главных творческих открытий 2015 года, за который Екатерина вместе с коллегами из постановка выдвинута на премию «Золотая маска». А еще Кася — милый, улыбчивый, отзывчивый человек. Так, что в горячую предновогоднюю время я нашла время зайти в редакцию «Работы» и поговорить с его корреспондентом.

— Откуда вы так торопитесь?

— Прости, вообще-то балетные люди — одни из самых дисциплинированных в мире. Если опаздывают, так что совсем форс-мажор. А тут вдруг назначили примерке костюмов к «Дон Кихоту», который передает с Новой сцены Истории.

— Ты там главная героиня — Китри?

— Да, уже 10 лет. А до этого состоялась в этом спектакле весь путь: и сидела, и сидела в придворных, и стала в цветочницах, и она была повелительницей дриад, и танцевала вариации…

— Как говорится, от рядового до генерала.

— Абсолютно. В Большом театре это был железный принцип: отбирали только лучших детей из производства, но никогда не смотрели сразу в солистки — только в кордебалет. И ты была там, сидела, танцевала. С трепетом и тревогой смотрела, как танцуют народные артисты — Нина Ананиашвили, Надежда Грачева, Анна Антоничева, Галина Степаненко, Алла Михальченко, Нина Семизорова…

Сама параллельно готовила сольные партии, вас посмотрел, и тогда какой-то из них давали. Или не давали. То есть, возможность творческого роста, она была у всех, но от тебя зависит, как ее использовать. Для того, чтобы кому-то на блюдечке представил ведущую роль — это появилось, я думаю, что в недавнее время. Конечно, когда оглядываешься на свой путь, иногда мне жаль, потому что тогда я могла бы танцевать столько ролей! С другой стороны, это была отличная школа выносливости.

— Думаю, для вас главным событием 2015 года стала партия Ундины в «Герое нашего времени»?

— Знаете, каждый, даже рядовой спектакль — событие, которое может стать выдающимся, если ваши партнеры и corps de ballet — сливаются в едином порыве. Это так невероятно эмоциональным спектаклем стала две недели назад, «Легенда о любви». Уже давно не было, все по ней соскучились, в зале переаншлаг, является сам автор — Юрий Николаевич Григорович. Я танцевала партию Мехмене Бану, а партию Ширин в нашем составе в первый раз исполняла Анастасия Сташкевич. Может быть, в связи с этим было больше попыток, чем обычно, все старались поддержать Настю, чтобы ей было удобно, не страшно, не волнительно.

Но, конечно, мировая премьера — это что-то особенное. Подготовка произведения, которые специально предназначенных для Большого театра, для вас никто не танцевал, — всегда интересно, хотя иногда невыносимо трудный процесс. Важно, чтобы художник на 200 процентов выполнил задачу балетмейстера, а не жаловался: мол, мне здесь больно, неудобно, не нравится…

Отбором артистов занимался хореограф-постановщик Юрий Посохов. Я уже имела счастье работать с ним, делать с нуля совершенно новые постановки — «Магриттоманию», «Золушка», Поэтому его выбор роли приняла без возражений. Хотя, когда повесили составы — Бэла, Ундина, княжна Мери, Вера — некоторые солистки расстраивались: а почему не я — принцесса Мэри? Юра ответил: «да», чтобы дать вам эта герцогиня, у вас есть гораздо более интересные партии будет, поверь мне. Тем более, что Печорин-это ее никогда не любил… Конечно, это был риск и смелость — мне кажется, что никто ранее не пытался интерпретировать Лермонтова на балетном языке. На мой взгляд, получилось очень хорошо.

— Многих удивило, что в дополнение автором был хореограф и режиссер Кирилл Серебренников.

— Кирилл в техническую часть балета не вмешивался. Только стремился к тому, чтобы было больше непрерывного действия, а не только несколько концертных номеров. Мне подсказывал какие-то вещи эмоциональные — где сделать острее, где романтичнее…

— Я думаю, что вам, человеку энергичному и деятельному, ближе к первой.

— Многие так думают. Поэтому, например, «Жизель», я танцевала позже, чем «Лебединое озеро» или «Дон Кихот». Хотя обычно бывает наоборот, этот спектакль является менее сложным. Там действительно нет супертехники, сумасшедших оборотов, как и в других постановках. Но его сложность другого плана — эмоционального. В возрасте 18 лет это не поймешь, не прочувствуешь. Мы с моим воспитателем татьяной Николаевной Голиковой мечтали, чтобы я выступила в «Жизели», но мечта сбылась уже после того, как Татьяны Николаевны не стало…

Многие фанаты, не сомневаясь в моей технике, но, зная мой нрав, они боялись: а ну как выйдет из домика Жизель не скромной сельской девушке, а сама миссис виллис Мирта. И были в восторге — мне удалось сломать стереотип, доказать, что я могу быть балериной романтического плана. Кстати, моя мама Людмила В. Шипулина в 1993 году получила премию Москвы в области литературы и искусства именно за исполнение партии Жизели.

— Раньше бывало, Одетту и Одиллию в «Лебедином озере» танцевали разные балерины, так это несхожие роли.

— Ну, этого уже давно нет. Хотя люди, не слишком близкий к балета, до сих пор иногда спрашивают: что лебедя танцует, белого или черного? И очень удивляются, услышав: того и другого. В самом деле, балерина в «Лебедином» работает только с «белого» закона. Конечно, чисто «свертеть» фуэте в партии Одиллии тоже важно, но главная трудность — независимость в стиле, «певучесть» рук — все это Одетт. Вы видели лебедей в жизни? Это большая, смелая и даже агрессивная птица. И она, Одетта, доказала свою силу, она спасла Зигфрид. Правда, уже спасти не удалось.

— От примы в театре многое зависит? Вы можете, например, можно подойти к генеральному директору и попросить себе в тот или иной спектакль?

— Театр — очень большой и сложный механизм. У нас 10-ок, если все будут подходить и выставлять свои требования, не имеет репертуара не хватит. Конечно, арт-директор балета старается, чтобы все были довольны. Но если, скажем, «Лебеди» в этом месяце и в следующем, не работает одна танцовщица танца оба спектакля: другие тоже имеют право на эту роль. Но тебе обеспечена разнообразие: за «Лебединым» будет «Спартак», а затем «Жизель»…

— Вы уже можете танцевать вне Большого театра?

— Как не пафосно это звучит, я-патриот Великого. Так нас учили с детства: язык театра — абсолютный приоритет в жизни. Но, конечно, я выхожу, танцую в разных частях мира, одна из моих последних серьезных, больших работ — «Анна Каренина» с командой Бориса Эйфмана.

— Мариинский театр случалось танцевать?

— На выездных спектаклях Большого. А в свои спектакли не очень нас зовут. Больше их художники к нам ездят. Почти половина питерских ок у нас работают.

— Говорят, сильнее-Петербург оборудование, а Москва — эмоциональной непосредственностью.

— По-моему, это миф. Московские художники имеют и высоким уровнем техники и эмоционального выражения. Дай Бог-петербурге такой иметь. Быть может с приходом Николая Максимовича Цискаридзе в Академии » что-то меняет? Я занималась у него в классе, и я знаю, какой он трудный. Я желаю ему добавить московского эмоций в размеренную питерскую балетную жизнь.

— Мир балета красив своими художественными результатами, но внутри, бывает, кипят такие страсти — может и кислотой в лицо плеснуть.

— Балетный век короткий. Если у драматических артистов есть возможность продления его возрастом ролями, это у нас жестко: в 20 лет, и ты идешь на пенсию. Хочет за это время потанцевать как можно больше работать с разными балетмейстерами, покататься по миру. От этого напряжения — психологические гнева, обид. Вы можете не быть в курсе, насколько ваш организм устал и нуждается в отдыхе. Больно — помазал, сделал укол, перебинтовался и пошел танцевать.

— Тебя тоже не прошли травмы?

— Однажды, в первом акте «Спартака» я лежу после его соло на полу, партнер должен выполнить, чтобы поднять меня, но ведет настолько неудачно, что прыгает мне на руку. На морально-волевом усилии дотанцевала спектакль — как-не рука, нога, и снова в зале автор, Юрий Николаевич Григорович. А уже после этого знала: перелом. Потом весь отпуск (это был последний спектакль сезона) ходила с гипсом. А в другой раз на репетиции неудачно приземлился после прыжка, и травмированное колено вывело меня из строя на 13 месяцев.

— А что из классических театральных подлостей, как шарики под ноги, как в фильме «Шоугелз»?

— Это, скорее, легенды. В моем возрасте если что-то подобное происходило, это, конечно, не по чьей-то злой воле, а случайно. Реальный случай: балерина рваные бусы на сцене, а потом я ухожу. К счастью, сцена имеет наклон, и все это быстро упал в оркестровой яме. В то, что какой-то художник может сознательно портить вам ленту на пуантах или разлить лужу на сцене, я не верю. Перед выходом к зрителю все мысли только об одном — как самому достойно выступить.

— Николай Цискаридзе (может шутка?) он объяснял свои травмы происки Пиковой дамы, которые де-мстила за нарушение ее судьба в искусстве Роланда Пети.

— В мистику я тоже не верю. Например, я танцевала «Notre Dame de paris» того же Пети, где меня на виселице повесить. В «Жизели» каждый из нас сколько раз умирает… Ну и что?

— То, что балет-это красивый, но суровый, можно наблюдать на самих балеринах. Издалека все немыслимо красиво, а вблизи видишь и изможденные лица и ноги с закругленными переломанными пальцами. Но не у вас! Как удалось сохранить красоту?

— Спасибо природе, родителям. Но, конечно, и самой тоже надо что-то делать. Кстати, о лице, ты заботишься в последнюю очередь. Пока сделаешь все процедуры реабилитации, — ты пойдешь к массажисту или остеопату, если у вас где-то что-то вылетело-съехало, или поплаваешь в бассейне, посидишь в сауне или просто в ванной в дом, погреешься на остальное просто не хватает времени и сил. Лучшее лекарство — это сон, но его очень не хватает.

А возвращаясь к худой человек — это не только от тягот профессии. Важнее характер, который с возрастом все больше и больше отражается на внешности.

— Судя по твоим свежего улыбчивому лицу, у вас есть отличный характер.

— Не жалуюсь!

— Твоя сестра-близняшка — тоже в балете?

— Нет, хотя из балета семьи. Аня, на 15 минут старше, но характерами мы совершенно разные. Если я активная, то намного спокойнее. Но когда у тебя есть родители танцоров, выбора практически нет. В любом случае, мы с Аней особо не спрашивали, кем мы хотим быть, когда провожал в Пермское хореографическое училище. В детстве у меня не было коньков, ни велосипеда — мама считала, что от них не те мышцы крепнут.

Категорически отказалась отдать меня на фигурное катание — только балет. У балетных детей, можно сказать, вообще нет детства… Потом родителей пригласили в Москву, в театр Станиславского и Немировича-данченко. Естественно, взяли с собой и нас, мы вместе прошли в москве хореографическую академию, но сестра сказала, что это конец балета. Училась в ГИТИСе на производителя, сейчас воспитывает дочь.

— Подходит Новый год, почему тебя нет в афише самого замечательного зрелища в мире — «щелкунчик»?

— Я в нем участвовала, когда только пришла в кордебалет. Потом несколько лет был в шестерке лучших солистов. Тогда «Щелкунчики» начинались 18 декабря, как сейчас, а уже с 1-го дня. Два представления в день! То есть их могло быть до 30 штук, с тем, что нужно было работать и в других постановках. Я натанцевалась этого ролика до конца жизни.

А это Маша, к сожалению, не довелось подготовить. Мой рост — метр семьдесят пять, и почему-то считает, что Маша должна быть совсем дюймовочкой… Но, как для других художников с середины декабря до середины января наступает жестокая страда с такими «Щелкунчиками»-двойники, у меня это — время тишины. Сейчас, например, до Нового года осталось мне станцевать только один «Светлый поток», а следующий, «Лебединое озеро», уже в январе. Я могу наслаждаться подготовкой к праздникам, встреч с друзьями, ходить в драматические театры, в кино, на выставки. Да просто почитать на диване.

— Но «Спящую красавицу»-это танец. Это тоже сказка, почему бы ее не поместить на плакат на Новый год?

— Я не знаю. Хотя это роскошный спектакль. И «Золушка» она была прекрасной постановкой, но сейчас не идет. «Чиполлино» снят с репертуара… в Общем, есть ряд спектаклей, можно сказать, обязательных для театра уровня Великого, но уже два сезона не идет «Баядерка». «Корсар» не имеет сезона три. А когда она шла в последний раз «Раймонда», не могу вспомнить. Хотя, быть может, мои молитвы были услышаны? Кажется, с февраля «Баядерка», «Корсар» и «Раймонда» снова у нас в репертуаре.

— Ни для кого не секрет — твоя дружба с пианистом Денисом Мацуевым. Вы познакомились на творческом проекте?

— Нет, просто на открытии ресторана у общих друзей.

— Но было у вас и совместное выступление?

— Да, в проекте американского продюсера Сергея Даниляна «Отражения». Там 5 балерина, на каждый введенный номер является одним из 5 балетмейстеров. Мой номер ставила канадка Азур Бартон. Пианист на сцене играет «думку» Чайковского, это такой же участник композиции, как балерина.

После американской премьеры мы показали спектакль в Москве, и тут Сергей говорит: это здорово, если бы Денис сыграл… я обещала спросить — и вдруг Денис ответил, что в эту субботу будет «удастся пойти». Конечно, на репетиции нет времени, мы могли только немного попробовать, перед самым выходом на сцену. Темп, в котором мы танцевали, Иоанн назвал «заунывным» и категорически заявил: «я Буду играть так, как написано у Чайковского». Пришлось мобилизовать организм. Но что за сюрприз для публики!

Представьте себе, перед номером полностью погашен свет, и прожектор высвечивает пианиста, потом выходит балерина. Денис в афише не было, но, конечно, его сразу узнали, он пошел шум, вспыхнули аплодисменты. Уже успех! Да, я и станцевала три раза быстрее, чем было поставлено.

— И они не спорили, не говорили, что вам неудобно?

— А зачем качать права? Я помню ответ, Геннадий Николаевич Рождественский, дирижировавшего у нас «Щелкунчиками», одна танцовщица, которая попросила: маэстро, вы не можете играть свою вариацию спокойно, я не понимаю. Он ей сказал: не танцуй! — до свидания, Чайковский обойдется без вас.

— Где встретить Новый год?

— Мы уже много лет встречаемся раз в Иркутске, на родине Дениса, на традиционном новогоднем фестивале. И на этот раз будет музыка, танцы, обязательные погружения в Байкал.

— В тюрьме?!

— А что? Красивая традиция. Тем более для меня, рожденной на Урале, где зима сильно, московской. Получаешь такой заряд энергии, что весь год не хватает. Я не представляю себе новогодний праздник под пальмами. Уже огромное количество и музыкантов и балетных людей благодаря Денису прошло это сибирский крещение.

— Чего вы ждете от следующего года?

— Как говорят, если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах… В нашем безумном мире все так быстро меняется, что планировать нереально. Самое главное — здоровье. Если балетного человека прошел год без болезней и травм, считайте, что его уже успех.

Сергей Бирюков, «Труд»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ