Екатерина Мечетина
Трехсторонних со знаменитой пианисткой Екатериной Мечетиной.
Обсуждают журналист Вячеслав Кочнов и историк Наталия Таньшина.
Вячеслав Кочнов: — Екатерина, вы Можете сыграть в один вечер, Второй и Третий концерты Рахманинова, и они сделали это совершенно удивительные, очень лично и, наверное, интересно, — вы боитесь эту музыку, как никто другой. Расскажите, пожалуйста, о Своих отношениях с этими произведениями.
И маленький подвопрос: не кажется ли Вам, что провал Первой симфонии op. 13 и враждебная критика, вопреки общему мнению, в конце концов, сыграли определенную конструктивную роль в создании Рахманиновым всемирно признанного шедевра — до-минорного Концерта, кол-во в упак. 18?
— Вот я из этого подвопроса и начну. Мне кажется, что судьба Рахманинова — счастливый пример того, как кризис помог художнику выйти на новый этап развития своей изобретательности. Не у всех так происходит, это зависит от внутренней силы, от личностного стержня.
Я считаю, что это чудо — выйти из глубокой депрессии, пусть и с помощью доктора Даля, в результате каких-то своих ресурсов. В любом случае, врач только помогает, а ресурс, стержень — наш собственный. До-минорный концерт, как будто началась с Рахманинова одним дыханием. И это только дыханием.
У меня с Рахманиновым все, как ни странно, началось с Рапсодии на тему Паганини. Почему я говорю «странно»: мне было одиннадцать лет, я была ужасной лентяйкой – мне все легко давалось, педагог думала, что я много делаю, раз у меня так хорошо, но моя мама видела, как я дома «я делаю». Это было чисто добычи данных.
Моя мама пошла и пожаловалась на меня моей учительнице: «вы думаете, что она работает, а она в самом деле отъявленный бездельник». Моя учительница сказала: «Ах так! Ну, это вам «на слабо» — «Рапсодия на тему Паганини», подготовьте текст».
Мне это очень понравилось, когда он взял меня «на слабо», а не просто вынужден решать стандартные задачи. У меня мама Консерваторию заканчивала с этим опусом, и я знала, что это Паганини-Рапсодия уровень сложности, просто не могла этого не знать. Взяла ноты, и летом, когда нужно было этюды да сонатки разбирать, сидела с Рапсодией. И я ее добила, она сыграла с оркестром в 5 классе.
Сейчас эта история кажется мне какой-то полуправдой. Но есть плакаты, есть запись, как это было. В принципе — да, можно, но это был хороший психологический ход, мне нужно было поймать, чтобы мне стало интересно. Я любила Рахманинова, уже тогда он был моим кумиром.
И это завышение планки играет в конце очень правильную роль — в возрасте 13 лет снялась Третий Прокофьева. А потом я подумала, что Третий Концерт Рахманинова — это был бы настоящий подвиг! В восьмом классе я получила первую часть с огромным cadence, в девятом — доучила вторую и третью. Для Второго концерта очень долго шла.
В это время очень дружила, и сейчас дружу с Луганской Филармонии (да, да, тот же Луганск!). У них был очень хороший оркестр, они меня регулярно приглашают в качестве студентки, я должен был что-то выиграть, а у них какие-то свои задачи были решены. В общем, это взаимовыгодное сотрудничество.
И они мне говорят, что, когда я была курсе на третьем: «давайте играть Второй концерт Рахманинова». Я думаю: «Как это хорошо, я как сразу его узнаю!» Учился играть, все очень мило. Далее на четвертом курсе Консерватории я получил звонок от Спивакова: «Катя, ты играешь Второй Рахманинова? Здесь нужно с Владимиром Теодоровичем порепетировать». Я говорю: «пора идти на репетицию — что это значит?». Поэтому я не понимаю, чего от меня хотят. Оказалось, мне пора на репетицию, чтобы обучить оркестр, а играть на концерте будет уже Кисин.
Я как-то внутри обиделась, мол, я буду тренироваться, а играть буду уже не я. И я говорю: «Не пойду». Представляете, какая глупая я была: возможность представлялась со Спиваковым поговорить, а я обижалась! Но судьба взяла свое: через неделю они мне опять позвонили и говорят: «Катя, ты как хочешь, но никого не нашли. Так что будь так добра, завтра с Спиваковым проба». Я села и сыграла.
На самом деле, это было для меня одним из самых важных событий этого времени, да и вообще в жизни. Потому что сейчас мы с Владимиром Теодоровичем большие друзья. Каждый раз, когда вижу тебя, мы помним эту историю, как он меня вытащил, не как у Рахманинова, конечно, но с подобной депрессии. Это знакомство произошло на самом деле счастливым важной вехой в развитии.
В. К. — Первый и Четвертый Концерты Рахманинова почему-то не такие, репертуар…
— Четвертый, я играла. Но это не так широко известная и, честно говоря, очень сложный. Чтобы играть, нужно иметь железные нервы. Вот в каком-то признакам замечаю: Рапсодия в одиннадцать лет, потом Третий концерт в тринадцать — чем быстрее выучишь, тем легче играть.
Ведь путь в нейронах протаптываются лучше всего именно тогда. И это, к сожалению, Четвертый концерт я училась 10 лет назад, и сейчас я только смутно помню руками, какие-то фрагменты. Все, чему ты научился после 25-ти уже, к сожалению, не золотыми нотами, введенные в мозг. Все, что для этого возраста — из кармана достал, взял да сыграл.
См. также:Тони стон. Денис Мацуев об итогах Конкурса Чайковского
Если сейчас попросить меня сыграть Рапсодию, я сделаю это без проб, хотя в последний раз она играла ее в октябре-ноябре. Я всегда говорю своим студентам, особенно, когда на семинары приходят маленькие дети: «до тех пор Пока не достигнет определенного возраста, изучение всего, что есть».
А Первый концерт я в следующем сезоне я играю. я Жду, когда, наконец, я открою эти ноты, потому что одно дело знать музыку на слух, а что еще взять ее в руки — это совершенно разные уровни знакомства с произведением. Разобрать все, до последней косточки, просмаковать. И я оставляю на десерт — мне так жаль, что для меня это последний концерт Рахманинова, который остался. На второй день она написала на Facebook: «Как бы хотелось, как в фильме «люди в черном»: стереть память, чтобы снова услышать это».
Наталия Таньшина: — Катя, мне кажется в Вас эта детскость, свежесть восприятия сохраняется, Вы на сцене, совсем как молодая девушка. И мне кажется, когда вы настолько погружены в музыку, живешь ею, что вовсе не думать, как выглядит.
— Это тоже приходит с опытом — не думать о том, как я выгляжу. Конечно, в подростковом возрасте было по-другому, когда молодец-девушка, которой я была, начинает формироваться в девушку. Это сложно, представить не в джинсах, а в розовых платьях с цветами. Такой кисель начинает.
Инструктор мне говорит: «Что тебя не было, ты по-прежнему чувствовать себя в брюках». Такие примеры, как Татьяна Петровна Николаева, Мария Вениаминовна Юдина.
В общем, важно, чтобы не попасть в эти рюшечки. Сейчас уже, конечно, я могу с этим справиться. Сейчас уже, конечно, не важно, какого цвета платье, помада, волосы и т. д. Но когда на тебя Рахманинов смотрит с портрета над сценой— вчера на меня огромное впечатление произвело. Первый раз со мной происходит. Я просто сидела на сцене и переживает сильные эмоции.
H. T — Можно ли говорить о каком-то специфически женского начала в исполнительском искусстве или все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей человека, независимо от того, какого он пола?
— Ты знаешь, что 95 % женщин за фортепиано производят свет типичные женские исполнительство. Скажем, 95, но 60% точно, плюс 35% – это такая группа «неопределившихся», ни там, ни здесь.
H. T — Это Ваш трек, так в какой-то степени может быть названа мужской?
— Я бы хотела, чтобы это было так. Однажды я прочитала в одной критической статье: музыкант был сделан такой изысканный комплимент, который сочетает в себе огненный вихрь с таинством молитвы. Я это так помню, так откликнулся во мне.
Я бы хотела, чтобы у меня был аналогичный подход к тому, что я делаю за инструмент. Вихрь должен гореть абсолютно, потому что если сам не хотите, то никто в зале не загорается. Это означает, что если вы хотите добиться, чтобы там кто-то затлел, вам нужно сделать ядерный взрыв на сцене.
И это таинство — это, должно быть, даже для самого музыка — в том, что на сцене иногда происходят вещи, совершенно неожиданные. Это может быть инструмент, который освободил тебя на импровизации: если качество фортепиано высока, он позволяет делать вещи, удивительно даже для самого себя. Это может быть какой-то настроение: когда ты выходишь на сцену, не всегда знаешь, какое будет настроение, иногда в самый неподходящий момент охватывает волнение. 15 минут назад я даже не думал, что придет, а я, как назло, пришло.
А иногда наоборот: вчера, например, я думала, что я буду играть из последних сил, на честном слове и на одном крыле. Но нет, как ни странно, силы откуда-то взялись. Может помогли ампулы с женьшенем, которые с утра выпила, а может быть, это явное неравнодушие к исполняемой музыки.
H. T — А если вы услышите запись, Можно определить, женщина играет или мужчина?
— Чаще всего да. Хотя сейчас и мужчины очень разные, иногда можно и мужчину, и за женщину принять.
H. T — Екатерина, мир музыки – это, по преимуществу, мужской мир: композиторы, дирижеры, партнеры по камерному команды – все это, в основном, мужчины. Как комфортно себя чувствует в мужской среде?
— На мой взгляд, мир сцены – это мужской мир, а мир музыки именно женщина: дети учителей – это очень часто женщины. Но мне теперь в этой мужской среде сцены очень хорошо и очень приятно.
Трудно было на этапе становления, когда тебя никто не хочет принимать всерьез. Я это на себе чувствовала очень большие силы, я всегда знала свой ресурс. А на меня смотрят большие дяди и думают: «что это за пигалица? Максимум, на что ее стоять, ходить туда-сюда по сцене». Сколько раз я слышала эту фразу в жизни, знаешь! «Зачем тебе играть? Иди туда, и обратно!»
Люди думали, что это смешно, что это комплимент. Теперь я думаю об этом уже спокойно, но бывали моменты, когда меня это раздражало. Я не понимала: то ли люди видят только это? Хотя в определенном возрасте это нормально. Ты была такой милой девочкой, совершенно не загрязнены всеми приметами современной жизни, мне очень хотелось играть, создавать свою аудиторию.
См. также:Владимир Спиваков получил звание народного артиста Башкирии
Сейчас уже нет таких людей, которые рассматривали меня как куклу за роялем. Сейчас, мне кажется, мне удалось найти какой-то баланс.
H. T — Кася, Вы являетесь членом президентского Совета по культуре; какие, на Ваш взгляд, наиболее серьезные проблемы в шкафу, и в общем гуманитарном образовании?
— Теперь у меня еще одна ответственная должность получила —председатель учебно-методического объединения по вопросам музыкального образования при Министерстве образования. Должен сразиться со всей этой бумажной волокитой.
Мы считаем, что он пришел на специальность, сыграл учитель, потом приходишь на музлитературу, сольфеджио, история и ты идешь в свою сторону. А сколько за всем этим стоит совершенно канцелярских бумажек! И с чиновниками, конечно, это не просто — лучше, хочет, чтобы там сидели люди, которые специализируются на правовом поле, так и художественной. Но на самом деле таких людей, к сожалению, не существует.
Там сидят юристы, которые думают: у физиков, врачей, ветеринаров, даже каких-то космических пилотов являются групповые занятия, а почему у вас, музыкантов, индивидуальная? Это так народные деньги транжирите? Далее, также ходить на групповые занятия!
Или приходят всевозможные проверяющие и спрашивают: «А почему у вас на экзамене по специальности, дети не вытягивают билеты?» Как здесь объяснить, почему они не вытягивают билеты? Потому что три месяца этой программы готовят, не могут выучить 20 билетов и сыграть на экзамене один из 24 этюдов Шопена. Каждый. Это всегда имеет дело.
Изначально я была полна иллюзий, что это откровенные глупости, и просто о них рассказать, чтобы немедленно исчезли — лед растает на горячем солнце. Но глупая уйдут, другие придумаются. Чиновники тоже должны за что-то получать свой хлеб, и они постоянно стремятся к тому, чтобы все были похожи на всех.
Хотя в законе об образовании счастлива статья, которая говорит, что образование имеет много функций. И мы с этой статьей, как с писанной торбой ходим и все ей объяснить. Сейчас в рамках моей работы в президентском совете я увлеклась одним проектом, который мне сами студенты и цинк.
Идея: много, потому что учились в детстве музыке, но не все пошли дальше развиваться, кто-то пошел и в Бауманку, кто-то в слесаря. Но это не повод, чтобы отказываться от игры на инструменте! Оказалось, что таких студентов много. Они объединились, создали клубы, подружился с консерваторцами. Об этом сказал президент, и сказал, что это очень хорошая идея.
Речь идет о том, чтобы не потерять навыки: ведь это замечательно, иметь это высоко интеллектуальные, благородные хобби. Это из тех парней, это все началось, они большие энтузиасты. Ребята были вдохновлены на небеса, что у них такая высокая поддержка, и доверие, и сейчас мы работаем над тем, чтобы создать ассоциацию клубов классической музыки.
В то время, когда мы практикуем, Рахманинова, я пошла к ним в Консерватории: создали оркестрик с помощью и профессиональной поддержкой консерваторцев, без них, конечно, было бы трудно. И, например, только в оркестре 30 человек, но половина любителей, из МГУ, Бауманки, высшей школы экономики. И нормально так сидят, играют. С ними дирижер работает, тоже студент. Это очень важно, чтобы инициатива шла не сверху, когда президент говорит: «А, пусть у нас будут студенческие клубы!». Это, надеюсь, будет развиваться в ассоциацию в ближайшее время.
H. T — Кася, слушая Вас, я думаю, что у нас есть кандидат на место министра культуры.
— Знаешь, не дай Бог. Я слышу это в первый раз, почему люди считают, что я им помочь. Как хорошо быть художником, я так только после того, как немного коснулась мире чиновников. Но как представлю себя в этой роли, я понимаю, что моя жизнь станет скучной чтение бумажек.
Я еще больше полюбила свою работу, я поняла, что я самый счастливый человек. Я могу выходить на сцену и играть концерты Рахманинова, Прокофьева, Равеля. Но нет ничего хуже, чем иметь необходимость разбираться во всех этих бумажных проблемах, несет какую-то страшную ответственность перед людьми.
Вы не можете просто так сидеть и думать: «Ах, как что-то само». Нужно это делать на совесть, но зачем идти до конца в это тому, кто имеет счастливую возможность заниматься творчеством. И еще одно: конечно, художников кто-то любит, кто-то нет, не нравится всем. Но каждый из них имеет своих поклонников, свою аудиторию.
А у чиновников никаких фан-клубов, есть только строгие критики, хотя чиновники разные бывают. Посмотри на нашего президента. Столько может быть проблем, если бы не поддержка для большинства наших граждан. Но это вообще исключение из правил. Большинство людей еще больше любят критиковать, чем поддерживать. Критиковать — это так приятно! Кого-то поругал, и сам поднял. Эта особенность у людей, которые мало над этим серьезно подумать. В интернете о таких пишут: «подушки войска». Я люблю это выражение.
W. H. – Катя, скажи, Нужно часто играть произведения композиторов, которые были, мягко говоря, очень пьющими людьми — Бетховен, Шуман, Брамс, Мусоргского, Чайковского, Шостаковича. Это особенная психология… Как Ты это делаешь?
См. также:A prima vista. Жизнь с листа
— Не скажу, что я трезвенница, но пью много. Крутой вопрос, заставляет задуматься. Я сама не очень знала, мне учителя объяснили: что вот в этой музыке рассказывает, что умник сидит, плачет, русский сплин такой. Как-то с детства привыкли к восприятию великих композиторов существа.
Я понимаю, что это абсолютно банальный подход, а сами они были в повседневной жизни обычных людей, также сидели, как какие-то разговоры очень праздные вели. Музыка и вообще произведение искусства иногда может быть значительно выше своего творца.
H. T — Екатерина, когда вы играете, не посещает ли Вас мысль: «Здесь, в этом месте я бы что-то изменила, а тут улучшилось?»
— Я иногда так делаю, но позволяю себе это очень редко. В крайних случаях даже варьирую текст, но здесь нужно быть очень убежден в своей правоте. Во Втором концерте Рахманинова-это одна нота, которую я играю не так, как написано у него. Я там с такта 44 я делаю 54 . Но я глубоко убеждена, что это помогает раскрыть суть фразы.
Вообще стараюсь не ходить в этом скользком пути. Нас с детства убеждали, что авторский текст – это святое писание, а значит, каждая нота, каждый штрих должны быть изучены, желательно, чтобы во всех редакциях.
W. K. — исполнителя следует понимать, по-вашему, о чем композитор он думал, когда писал то или иное произведение, что он чувствовал?
— Исполнитель — medium. Встречаются талантливейшие люди, наделены от природы, но бывает, что на пути их развития совершаются ошибки.
В одной азиатской стране в мастер-классе у меня был такой случай. 14-летняя девочка игра fa-незначительные Изменения Гайдна, такие трагические, страшные, но ничего не понимает вообще. Ноты все сыграла.
Я задаю ей вопрос через переводчика: «О чем эта музыка?». Смотрит — вот такие пуговицы на меня, не может ничего ответить. Я говорю: «не бойся ответить неправильно, здесь нет хороших и плохих ответов. Интересно, это ваше внутреннее эмоциональное отношение. Какая она там, трагическая, комическая?». Молчит. Я говорю переводчице: «Может она не понимает?». А переводчик отвечает: «У нас не принято задавать такие вопросы».
А что вам нужно? Показать, что здесь играть крещендо, а здесь сделай сфорцандо? Никакой музыки не может играть без своего собственного внутреннего понимания. Изначально в этой ситуации главная вина учителя — девочке, которой 14 лет, а она не привыкла отвечать на такие вопросы, не нужно давать Вариации Гайдна фа минор.
В. К. — Катя, сейчас любят говорить, что время гениев прошло эффективности, что теперь не имеет Гленнов Гульдов, Горовицов и Рихтеров…
— Я парирую в таких спорах, когда говорят о том, что раньше были гении, а теперь все обнищало, его глубокой убежденностью, что люди всегда одинаковы, и процент гениев в каждом поколении всегда равна.
Но почему нам кажется, что сейчас гениев мало? Потому что это были не сами гении, было много разных, но вопрос – кто остался на веки? И теперь, глядя через толщу лет, мы видим только других гениев, и мы видим, что их много… Для правильной оценки нужна временная дистанция.
H. T — Сейчас такая волна интереса к классической музыке, классической культуры, билеты в филармонии проходят в течение одного дня. Как вы думаете, с чем это связано? Это потребность людей в высоком или это просто мода?
— Дай Бог, чтобы это была мода! Это была бы лучшая мода! Я вообще по многим причинам я уважаю Дениса Мацуева, это мой большой друг, но одной из этих причин является то, что использует каждую возможность, каждое интервью, чтобы сказать, что у нас идет рост интереса к классической музыке.
Если в начале он не прав по отношению к реальности, то теперь, стало именно так, приложил огромные усилия и помог осуществить мечты. На самом деле интерес возрос! Это его заслуга. И рояльное движение, фразу, которую недавно придумал.
То же самое со всеми друзьями, в том числе с губернаторами, с министрами, с которым легко может сказать губернатору: «вы знаете, здесь фортепиано у вас не очень. Как приеду, на чем я буду играть?». И губернатору не остается ничего другого, как пойти и купить пианино.
Вячеслав Кочнов, «Завтра»
Об авторе