Душа не дает покоя

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Душа не дает покоя

«Мертвые души» Родиона Копылова в постановке Василия Бархатова и Зиновия Марголина

Вчера на сцене Новой Мариинки дал оперы Родиона Копылова «Мертвых душ».

Персональный абонемент Родиона Deni закончилась в этом сезоне в Московском театре-спектакль «Мертвые души». Эта постановка на 2011 г. принадлежит режиссеру Василию Бархатову и сценографу Зиновию Марголину. Оба еще раз убедить аудиторию в том, что современной России и сознания русского человека вообще не изменились со времен Гоголя.

Родион Щедрин сборник «Мертвых душ» в 70-е годы. Прошло много лет, но в памяти зрителей прочно закрепился легендарный спектакль Бориса Покровского и Юрия Темирканова. Во-первых, эта работа представлена в большом театре, а затем остановить переехал в Мариинку. Кстати, помощник Юрия Темирканова в 1976 году был сам Валерий король говорит!».

Валерия Король Говорит!:

«Несмотря на то, что сегодня в России населяет еще больше Чичиковых, чем во время Миграции, надеюсь, все-таки наша огромная страна будет идти вперед. Опера долго ждал, когда придет его время; это очень русская история, и Гоголь не думал только о первой половине XIX века.

Мог ли он предположить, что этот удивительный по остроте пера литературный труд может стать еще и блестящей русской оперы, это может показаться очень злободневно и сегодня, в XXI веке. Так что мы и посвящаем эту работу нашей любимой стране — России, которая, независимо от того, какие трудности должны двигаться только вперед…»

Если в постановке Бориса Покровского используется масштабная двухъярусная конструкция с художником-постановщиком Валерием Левенталем, сценограф Зиновий Марголин очертил сценическое пространство спектакля метафорически гигантские чичиковской бричкой, установив на сцене два колеса, соединенные осью, под которой, на самом деле развивается основное действие спектакля.

Зиновий Марголин:

«Важным элементом в структуре произведения «Мертвые души» — это путь и движение Чичикова по России, и это невозможно пропустить и сделать вид, что это не так. Это самая важная структурообразующая история господина Копылова, это именно то, что ему нужно, и это невозможно было игнорировать…»

В опере участвуют огромное количество персонажей — 32 соло партии, как каждый герой композитор подарил музыкальный портрет-характеристика, которая чрезвычайно выпукло и четко слышит в оркестре тембрах. Неотъемлемой частью участников гоголевской эпопеи двух людей: один на сцене, а другой, камерный, в оркестровой яме. В дорожные эпизоды, выполняющие функцию интерлюдий, Щедрин использует фольклорные мелодии на тему древние русские песни. Через бричку перед глазами зрителя проходят кадры видеопроекции, запечатлевшие весь путь Чичикова из Москвы в Херсон.

Зритель с первых минут увлекает неподдельная атмосфера спектакля Бархатова и Марголина: гуляка Чичиков появляется в современных банкир, чувствительный Манилов и его жена проводят прекрасный майский день в собственной пасеки, погони, сбора и приготовления меда. Беспокойный Ящик со своими приживалками у меня страсть швейными произведения; дом азартного Ноздрева наполнен пьяницы и проститутки; обрюзгший Собакевич мощное ораторствует на трибуне в своем кабинете, в центре которого стоит комод, напоминает то ли архив, то ли морг с отверстием, в котором последовательно появляются цифры покойников — бывших крестьян Собакевича. Мрачный серый дом скряги Плюшкина кажется убогим жилищем бродяга, а белый зал губернаторского особняка, где Чичиков был мяч, и он совсем не похож на заснеженное кладбище, где одетые в белое фигуры мертвых вальсируют, как в саванах.

В последнем эпизоде оперы «Толки в городе» ситуация накаляется до предела. Вся сцена заставлена рассредоточенными кофрами, похожие на кабины, в которые панически прячутся герои — Мертвые Души, не находящие себе покоя. Один из кофров внезапно падает, преображаясь в гроб с умершим прокурора.

В субботнем реализации были задействованы лучшие силы театра: Сергей Романов (Чичиков); Сергей Семишкур (Ноздрев); Елена Витман (Капсулы); Сергей Алексашкин (Собакевич); Светлана Волкова (Плюшкин).

Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева звучит очень впечатляюще, не без элементов сарказма и хлесткости, присущие яркие и выпуклые музыка Р. Копылова.

Композитор вместе с женой Майей Плисецкой приняли участие в » новый театр. Композитор искренне остался доволен успеха современной режиссуры и порядковый блестящий музыкальный решение для интерпретации его работ.

Родион Щедрин:

«Когда этот параметр делал Юрий Темирканов, он не изменил ни одной ноты, результаты, которыми я горжусь. То же самое и сейчас — ни одной ноты в партитуре не изменился. За все эти годы нашей жизни чертовски много изменилось — все; как вы можете не изменилось эстетики?

Я много времени, чтобы его довоенного детства, проведенном в небольшом городке Алексин на берегу Оки, где звучала та атмосфера, которая была очень близка к реальной. Я имею в виду и народные звуков и звука от пастухов, и плакальщиц, и пьяные песни — тогда еще все было…»

Виктор Александров (Санкт-Петербург), ClassicalMusicNews.Ru

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ