Доницетти в Бергамо

Автор:Аида Воробьёвa

Доницетти в Бергамо

Фестиваль Доницетти в Бергамо. Фотографии – Рота/Фестиваль Доницетти

Фестиваль Доницетти, который прошел с 23 ноября по 4 декабря в итальянском городе Бергамо, предложил слушателям два исторических шоу, не ставившихся с XIX века, празднование 50-летия дебюта Риккардо Мути на дирижерском подиуме и концерт Лео Нуччи под титлом «Доницетти – отец Верди».

Два раритета

«Розамунда Английская» написана композитором в период расцвета его таланта после «Лукреции Борджиа», но в «Марии Стюарт» и «Лючии де Ламмермур».

Премьера оперы состоялась в 1834 году во флорентийском teatro La Pergola, Доницетти хотел поставить другую версию оперы под названием «Элеонора Энгиенская» в Неаполе, но по какой-то причине этого не произошло. Opera промелькнуло только в афише Ливорно в 1845 году, после чего окончательно канула в лету.

Впрочем, пытается реанимировать это шедевр Доницетти в ХХвеке предпринимались: английский лейбл Opera Rara записал вторую версию оперы с Рене Флеминг в заглавной партии в 1996 году.

Но только сейчас, когда Фонд Доницетти, который ноты композитора и внимательно следящий за соответствие музыки и текста оригинала, вернул результат, «Розамунда Английская» появились сначала в концертной версии во Флоренции и практически с тем же составом была представлена уже в полной постановке на Фестивале Доницетти в Бергамо.

Возвращение было обставлено с помпой: красная дорожка, празднично подсвеченному и украшенному Театра Доницетти, нарядная публика и окончательный триумф.

Театр Доницетти. Фотографии – Рота/Фестиваль Доницетти

«Розамунда», хотя и уступает более поздней и известной «Лючии де Ламмермур», заслуживает внимания публики, и в музыке, и в этой истории: неудивительно, что одной из арий оперы композитор вставил во французской редакции «Лючии».

Это мелодрама из английской истории (либретто Феличе Романи), к которому так любил контакт Доницетти (в прошлом году в Метрополитен-опера в Нью-Йорке была представлена его британская трилогия – «Roberto Devereux», «Анна Болейн» и «Мария Стюарт»).

Однако, в отличие от упомянутых выше, «Розамунда» основана скорее на легенды, чем факты, здесь используются заранее история о любви Генриха II Плантагенета к прекрасной Розамунде Клиффорд и попытка, потянув за законную жену Элеонору, сделать, королева, любовница.

Постановка Паола Рота соединил простейших сценических конструкций – две движущиеся стены с дверью (сценография и свет Николас Бове) – с довольно интересными костюмами главных героев с претензией на «средневековость» (Массимо Кантини Паррини).

Хор, одетый в черное, загримированный очень условно, в шляпках и с зонтиками (напоминание о погоде туманного Альбиона, я думаю), и вовсе не было отдельно. Режиссер ничего такого не предлагал, но я ничего не рушила, не мешая слушать певцов. Вернее, певиц, потому что две главные роли – Розамунды и Элеонор предназначены для двух сопрано.

В заглавной роли выступила австралийская певица Джессика Пратт, хорошо чувствуется в стиле бельканто, справляющаяся и с высокими нотами, и с кантиленой и с кружевной филигранью партии, что в полной мере оценила публика. Более драматичным, фактурное сопрано Евы Мэй хорошо легло на партию ревнивая королева, закалывающей соперником в финале оперы.

Партия Генриха, написана Доницетти для тенора, довольно сложно, потому что требует от певца одновременно и легких верхов и достаточного драматического наполнения. Дарио Шмунку, хотя преодолевшему трудности вокала, не хватает блеска и силы, проекции на голос в зал.

Бас-баритон Никола Уливьери в роли Клиффорда и меццо-сопрано Raffaella Липиначчи в роли пажа Артура были так убедительны. Оркестр оперы Доницетти очень уверенно вел Себастьяно Ролли, проверенный в этом репертуаре.

Если о «Розамунде Английской» все помнили, что это ранняя комическая опера композитора «Оливо и Паскуале» (1827) была забыта окончательно и бесповоротно, неудивительно, что в итальянских средствах массовой информации прозвучало, что опера Доницетти вернулась на сцену через 200 лет.

Потому что оперу поставить в Театро Сочиале (Публичном театре, чуть меньше, но старше своего знаменитого брата Teatro Donizetti), это дало прекрасную возможность подняться на фуникулере в средневеково-ренессансный citta’ alta (Верхний город), назван одним из самых романтичных мест в Европе.

С древних оборонительных стен здесь открывается прекрасный вид на Бергамо нижний (citta’ basso) и теряющиеся в тумане альпийские дали. Здесь находятся самые красивые площади города и главные достопримечательности: Санта-Мария-Маджоре, Капелла Коллеони, где похоронен знаменитый венецианский кондотьер Бартоломео Коллеони и его дочери, Дуомо.

Для сценического воплощения «Оливо и Паскуале» пригласили творческое объединение «опер Алхимика», состоящий из двух молодых режиссеров Hugo Джакомацци и Луиджиди реки ганг, которые очень яркий и живой спектакль. В том, что происходит, сразу не понять, тем более, что постановщики перенесли действие в условную современность, насытить pied дробностью цвета: многослойные красочные тряпичные декорации и красочные костюмы (Сара Сарци Сартори).

Сцена с «Оливо и Паскуале». Фотографии – Рота/Фестиваль Доницетти

В спектакле не боятся выбирать публично, кататься по сцене и кричать – потому что в Бергамо представили вторую версию с диалогами вместо речитативов в неаполитанском диалекте (композитор стремился угодить публике в Неаполе, что во многом и предопределило гораздо больший успех, чем во время первого представления оперы в Риме).

Сюжет оперы прост и непостижим одновременно: богатый купец Olivo (домашний тиран) (Бруно Таддия) хочет выдать свою дочь, красавицу Изабеллу (Лаура Джордано) за своего торгового партнера Le Броза (Маттео Маккиони), который приедет из Кадиса.

Но Изабелла уже нашла свою любовь в одном из чиновников отца – Камилло (ПьетроАдиани), а свою надежду избежать нежелательного брака налагает на дядю Паскуале (ФилиппоМораче) – компаньон отца, душку, души не чающему в племянницы. В интригу включается и сотрудники Olivo, вхожие в его дом – Колумелла (Эдоардо Милетти), Матильда (Сильвия Бельтрами) и Диего (Giovanni Romeo).

Ранняя опера Доницетти, изобилующая красивые мелодии, красивые оперные арии и дуэты, все время как будто вручную: два нч – черствый папа Olivo и добродушный дядя Паскуале, два тенор – любимый Камилло и несостоявшийся жених Le Броз.

Поэтому, когда оперу показали в адаптированной версии для детей, ролевые двойники выполняли одни и те же певцы, и режиссеры-постановщики стали нарративно-прозаических композитор Доницетти и либреттистом Феретти, которые на глазах у зала оперы и пишу, и ставят. Молодая аудитория, что происходит, тоже принимает участие, и даже музыку выполняет – в, полученных в школах брошюрах оперы были ноты и слова «Хор моряков» – я должен сказать, абсолютного хита «Оливо и Паскуале».

См. также:Большой театр представляет российскую премьеру оперы Генделя «Роделинда»Пятьдесят лет за пультом

Одно из главных событий фестиваля пришлось на день рождения Доницетти–Dies natalis. В этот день в церкви Марии Маджоре проходит небольшой концерт и представление венков на могиле композитора.

Но в этот же день на фестивале отметили и 50-летие мира бизнеса Риккардо Мути: один из своих первых концертов выдающийся дирижер провел в Театре Доницетти в ноябре 1966 года, во время своего турне с чешским молодежным симфоническим оркестром «Вит Nejedly».

И на этот раз Риккардо Мути приехал в Бергамо с молодежным оркестром: созданный им в 2004 году оркестром им. Луиджи Керубини. После обеда во Дворце Муниципалитета Бергамо известного дирижера, заслуженного и награждена золотой медалью, произносили торжественные речи.

Мути очень хорошо говорил о том, что музыка сродни любви, что она объединяет, что слово симфония противостоит какофонии, что он, как и дети, которые присутствовали в зале, – продукт итальянской системы образования и гордится этим, о том, что Италия для всего мира – это прежде всего страна искусства и культуры. Ну а вечером в Театре Доницетти был концерт, на который специально прибыл президент Итальянской республики Серджио Матарелла.

В программе была Увертюра к «Дон Паскуале» Доницетти – единственной оперы композитора, которого Мути вел во время своей долгой карьеры, Четвертая («Трагическая») симфония Шуберта и Пятая Чайковского, именно она была в этой программе дебютном концерте 27 ноября 1966 года.

Риккардо Мути. Фотографии – Рота/Фестиваль Доницетти

Концерт Мути начал с Гимна Итальянской республики, потом, глядя в зал, сказал, что он исполнил Гимн в честь президента, а сейчас прозвучит Увертюра к «Дон Паскуале» в памяти Джанандреа Гавадзени – великого дирижера, двадцатилетие смерти которого отмечают в этом году. Саму оперу о свадьбе пожилого дон Паскуале на молодой девушке Мути воспринимает не как буффонную. Кстати, именно с нее начались его триумфы на фестивале Земля.

В Трагической симфонии Шуберта Мути показал это особое умение одновременно слушать до двадцати различных голосов оркестра, предопределившее особую прозрачность ее счета. И, конечно, в Пятой симфонии Чайковского, симфонии судьба, Мути в очередной раз показал, почему его сегодня называют великим.

Концерт завершился овацией: с верхних уровней дождем посыпались карточки, на которых на фоне итальянского флага и красно-желтые флаги Бергамо было написано:

«50 лет, которые Риккардо Мути горит Италии и мире, а история продолжается…»

«Дорогой маэстро Риккардо Мути, твоя музыка, твои слова помогают формировать надеюсь, делают нас лучше. Спасибо».

Немного жалко, конечно, но в итальянском стиле.

В Италии искусство неразрывно связано с политикой. Поэтому вместо того, чтобы «бисов» Мути обратился с речью к президенту и в зале, повторяя латинское изречение Святого Августина «Cantare mantises» и выразив надежду, что присутствие президента в зале помогает поддерживать культуру, чтобы молодые музыканты, которые сидят в оркестре Херувимы, нашли работу и были зарегистрированы у себя в доме.

Так что большой Риккардо Мути, что делает не только музыка, и социальное положение для него это не пустые слова.

«Доницетти – отец Верди»

Перед концертом Лео Нуччи в зале звучала польская речь: в эти дни в Бергамо состоялась итало-российская бизнес конвенция и вечером ее участники пришли послушать музыку. Бергамо – в целом, несмотря на мелкие размеры, один из самых богатых городов Италии после Милана и Брешии.

Лео Нуччи, родился в 1942 году, который дебютировал в 1967 году, продолжает петь ведущие партии в итальянских операх, на лучших мировых сценах – в Ла Скала, Венской опере, этой осенью он выходил на сцену Большого театра в заглавной партии «Симона Бокканегры» во время гастролей миланского театра в Большой.

В Италии Нуччи просто обожаю и за глубину понимания вердиевских героев, и за культуру исполнения (Нуччи никогда не форсирует звук), и за особую умный высокую легкость его искусства.

Аккомпанировал также в концерте небольшой инструментальный ансамбль. Первый филиал был равен Верди, ариям из «Риголетто» и «Макбет», и репертуар работ, а также попурри Паоло Марчиани с узнаваемыми мелодиями «Аида» и «Фальстаф». Второе отделение была представлена музыка Доницетти: арии из «Лючии де Ламмермур», «Дон Паскуале», «Дон Себастьяно» и «Фаворитки» в исполнении Лео Нуччи и инструментальная галерея романтических героинь Доницетти, во главе с Лючией в исполнении команды.

Лео Нуччи

Но на этом закончилась только официальная, «ученая» часть программы, который сопровождал очень широкий (64-страничный) брошюра о соединении двух композиторов. Был еще и третий отряд «бисов», состоящую уже хиты же Нуччи, его героев, где были и Фигаро из «Севильского цирюльника», и Риголетто со своей знаменитой арией «Куртизаны, демон порока» (я ведь на «бис»!), и благородно умирающий маркиз де Поза из «Дон Карлоса»… А в самом финале концерта прозвучала бергамасская канцона, которой подпевал весь зал.

Несмотря на сокровища искусства и истории Бергамо – город не очень туристический и, в значительной степени благодаря тому, которая сохранила свое истинное лицо. Прогулки по нему доставляют истинное удовольствие.

Город, который имеет память прошлых эпох, считается родиной знаменитого Труффальдино (Арлекин), многочисленные храмы, наполненные произведениями искусства (особенно хороший Бергамо изображениями Лоренцо Лотто, который жил здесь 13 лет), а Академия Каррара является одним из лучших музеев в Италии.

Любителям музыки нужно учитывать следующее: на следующем фестивале Доницетти, который пройдет с 22 ноября по 3 декабря 2017 года, планируют представить еще два ранних раритета композитора – одноактный «Пигмалион» и «Бургомистр Саардама», а также по случаю 200. летия со дня смерти Джакомо Кваренги – петербургского архитектора, который родился в Бергамо, строитель Эрмитажного театра и Дворца института и многих других известных зданий.

Вера Степановская, «Независимая газета»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ