Один из самых известных оперных режиссеров мира Дмитрий Черняков размышляет о процессе против постановщика «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, где Меланомы, когда он дебютировал.
Если совершено какое-то преступление или преступление, то кто пострадавший в этой конкретной ситуации? Кого конкретно родился ущерб? И в чем он? Кто, посетив оперный спектакль в театре, будет травмирован настолько, что он почувствует угрозу для своего религиозного сознания? Я даже не могу это себе представить. Для меня это какое-то извращенное преувеличение.
Если кто-то искренне убежден в своих верованиях, что в театральном спектакле может им грозить, и что он может оскорбиться? Разве истинная вера может быть поколеблена, чем то, что происходит на сцене, даже если человек верующий, то, что происходит преступление?
Но ведь он в жизни видит очень многие вещи, с чем согласиться нельзя. Но жизнь нельзя трогать. Почему вы можете улучшить свой театр? Театр пытается рассказать о жизни все, не утаивая и не приукрашивая. Если вы не можете доверять людям, зрителям, что они будут в состоянии сами справиться сами принять решение во всех сложных? Или люди — это потоки некоторой немыслящей субстанции, от которой нужно что-то скрывать и где-то направлять?
Я могу себе представить и понять чувство неполноценности и обиды от какой-либо прямой выпад против религиозных догм и храмов, сделанные в реальной жизни. Но в театре или в искусстве вообще рассматривать невозможно и невероятно. Для меня это какой-то неприятный и стыдный примитивный подход. Искусство — территория, всегда берутся в кавычки. Она всегда отодвинута на расстояние, и в ней может быть все, даже самое худшее. Так же, как в наших мыслях и мечтах. И их тоже нельзя трогать!
Но даже эти соображения не имеют никакого отношения к спектаклю «Тангейзер», так как сам спектакль Тимофея Кулябина вообще без какого-либо религиозного дискурса. Гораздо более, чем оригинальный текст либретто Рихарда Вагнера. Новосибирск спектакль рассказывает совершенно другие вещи. В этой ситуации, скорее, сам великий композитор Вагнер может быть фигурой, к которой можно попробовать прицепиться.
Как рассказал оперы «Тангейзера» один из самых уважаемых немецких режиссеров, работающих в опере, Петер Конвичный, это произведение о том, что персонажи в конце его пути освобождаются от власти папы и догматов церкви.
Я в данный момент работаю другую оперу Вагнера, «Парсифаль», которая, в целом, в соответствии с рекомендациями автора, содержит сцены религиозной службы, причастия, страстной пятницы. Но это альтернативный, придуманный, авторские богословие. И это великое произведение искусства, исполняющееся уже около 130 лет широко во всех странах и имеет огромное количество толкований. И религиозную тему этой оперы все относятся очень по-разному, от восхищения до критического неприятия этой темы в «Парсифале» как подделки и иллюзии Вагнера.
Вот вчера на репетиции мы писали о том, что религиозный ритуал в церкви по определению не может быть воспринято критически, это просто всеохватывающим принято, в отличие от богослужения на театральной сцене, которая всегда будет восприниматься критически. Всегда мы будем оценивать, как это сделано, придумано, сыграно и так далее.
Я вообще не представляю себе какого-либо автора произведения искусства, который имеет намерение создать спектакль, фильм с намерением кого-то направлена как раз оскорбить. Все такие намерения всегда читают люди со стороны. Я в своей работе театрального знаю, сколько раз я что-то делал в театре, с искренние, наивные, даже почти блаженных намерений рассказать другим людям о чем-то, о чем я могу сказать: «Посмотрите, как красиво».
А потом, готовый, получил обвинения в цинизме, в издевательстве, в очернении, в вульгарности, в грязных и вредительство. И я глубоко поражен, я никогда не понимал, откуда берется такая потребность видеть все только ущерб, повреждения, заговор. Откуда столько негатива и ненависти? В конце концов, по-христиански ли это? Есть ли люди, для которых вера — реальный и глубокий опыт, в состоянии так воспринимать мир?
Мы знаем, что всегда и везде найдется какое-то количество людей, которые будут призывать к стандартизации в мире, будут указывать на ошибки и напоминать, как и что должно быть. Всегда найдется кто-то, кто скажет: «ваша позиция неправильная и не подходит для моего понятия и восприятия мира». Но когда они принимают официально и на государственном уровне сайт такой маргинальной общественной группы, возникает очень опасная ситуация. И мне страшно даже себе представить последствия.
Ведь для безопасности, внутреннего комфорта двух-трех гипотетических болельщиков проводится гораздо более разрушительное действие. И это, наверное, еще не понял во всей своей ужасной правде. Причем, извините за патетику, разрушительное действие против нашей страны в целом. Наносится уничтожительный удар для российского искусства в целом, которая является такой же, российской значением, как и религия. И это не только значение, но и то, чем мы в России можем гордиться, действительно, не обманывая себя.
Появление истинного, бумаг, нового в искусстве так редко, что, кажется естественным, что все должны стараться поддержать, помочь, защитить. Но, к сожалению, то, что кажется естественным, человеческим или просто здравым смыслом, в том числе земельные участки внезапно отменилось. Могу себе представить, какую глубокую травму эта история может привести к Тимофею Кулябину лично. И кто, как оскорбленных зрителей спектакля будет потом нести личную ответственность за это? За уничтожение труда многих людей, кто делал этот спектакль, кто вкладывал туда сердце, кто так же страдал над тем, чтобы это было завершено и отличную форму?
А делать театр — это очень трудно ремесло. Всегда и везде мало людей в театре, кто может это сделать действительно. И то, что сейчас происходит, это в некотором смысле первый шаг в направлении уничтожения русского театра генов! А не является ли это преступление, за которое следует подать иск в прокуратуру?
Открытая Россия
Об авторе