Дмитрий Башкиров: «Поздно эмигрировать в моем возрасте»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Дмитрий Башкиров: «Поздно эмигрировать в моем возрасте»

Фото: Кирилл Широков

В Москве впервые гастролирует Иерусалимский фестиваль камерной музыки. За два часа в столичной консерватории будет представлен обзор известных форум, основанный пианисткой Еленой Башкировой. Ее отец, один из столпов русской фортепианной школы Дмитрий Башкиров, тоже пришел в Москве: корреспондент «Вестей» ждал его после мастер-класса в музее Гольденвейзера Твери.

— Расскажите о фестивале, который привезла в Москву свою дочь.

— 13 лет назад Елена основала фестиваль камерной музыки в Иерусалиме, который теперь уже имеет мировое имя. В прошлом году ситуация была очень напряженной, в Израиле чуть ли не война началась. Дочь обзвонила всех участников, около 50 человек, и сказал: «Мы совсем не будем в претензии, если вы не приедете». Никто не отказался. И как будто в награду за это в преддверии первого концерта было заключено перемирие. А сейчас в Москве есть заинтересованные люди, которые решили дать презентацию фестиваля здесь, в Московской консерватории.

— Почему вы сами не выйдете на сцену?

— Я не играю уже три с половиной года. Когда мне исполнилось 80, я сказал себе: «Лучше я не могу, а хуже не хочу». С тех пор я полностью посвятил себя педагогике, которую всегда любил больше, чем игра.

— А почему вы не преподаете в Московской консерватории?

— Потому что руковожу фортепиано в Мадриде в школе королевы Софии. В Москве я преподавал 35 лет, но работать надо, действительно, объединить Мадрид не выйдет. Да, и почему это вообще должно быть на девять из десяти работают и там, и там? Я горжусь званием заслуженный профессор Московской консерватории, он для меня останется до тех пор, пока буду «куролесить». О жизни, в целом.

— Правда ли, что вы эмигрировали в Испанию?

— Дерьмо! Я даже не имею там жилья. В школе «рейна София» профессор приезжают со всего мира. В домах вокруг школы купили квартиры, каждый из нас имеет свою собственную ванную комнату с удобствами. Мы приходим на восемь дней в месяце, и чтим все учебные часы, а в остальное время работают помощники. Этой оригинальная система.

Но я живу в Москве, слово «иммигрант» ко мне не относится. Поздно эмигрировать в моем возрасте. Когда были у меня конфликты с властями, и все моральные основания для эмиграции, я не оставил. Почему вы уйдете сейчас?

— Каковы моральные основания?

— В 1980 г. я был «заблокирован», а также восемь с половиной лет я был невыездным. Но не озлобился, продолжать с удовольствием работать, гастролировал в СССР, обожал советской аудитории. И только в 1989-м меня выпустила.

— Так поздно?

— Ну, никогда не поздно.

— Я к тому, что перестройка уже подходила к концу.

— Выезд то регулировали уже три инстанции: в КГБ, в отдел культуры ЦК КПСС и Министерства культуры. КГБ меня отпустил: как сказал помощник председателя комитета, «из вас папа прядь». Я позвонил в отдел культуры ЦК: там тоже все было в порядке. А Певец не пускал до последнего. Когда я добрался до вице-министра Георгия Александровича Иванова (мы его называли КТ), он сказал: «Мы заботимся о вас». — «Как так?» — «Это вы выедете за границу, и ударить вас по голове и привести к невозвращению. Не понимаю, чем вы недовольны — мы даем вам разрешение, чтобы играть в своей стране». Сейчас это звучит невероятно, но, видите ли, я должен был чувствовать благодарность за то, что я позволил играть у себя на родине.

— Недавно я узнал от одного корейского друга, что поток иностранцев,которые хотят изучать фортепиано, играя в Москве, снизился: они говорят, что лучшие представители российской школы умерли.

— Отчасти я согласен с ними. С корифеями — Нейгаузом, Гольденвейзером, Обориным, Флиером, Гинзбургом — сейчас никто не может сравниться. С другой стороны, все еще учимся, и все же он был русский в школе, потому что я преподаю в Мадрид, ничего не меняется. Проповедовать это искусство, которому я научился в Москве. Я думаю, что это обязанность любого закона русской школы, работающих за рубежом.

— Это русская фортепианная школа как таковая до сих пор жива?

— Она будет жива, пока жива классическая музыка. Не может она исчезнуть. Слишком мощное явление.

— Не так давно, через социальные сети распространяется видео…

— …Где я упал во время мастер-класса. Это позорно. Очень плохие люди выложили фотографии в интернет. Мои ноги в этотом городе больше никогда не будет. Но, как бы не было смешно, падение пошло на пользу моей популярности. Например, в Зальцбурге я прочитал в местной газете: «Проф. Башкиров упал, но сразу вскочил на ноги, как будто ничего не произошло и продолжает профессию, в очередной раз удивив нас своей энергией».

— Для меня это тоже был поражением.

— Когда я работаю, все остальное — ничего, ничего не заметил.

— В разговорах с испанцами и другими европейцами вам был случай, когда я говорю что-то в защиту России?

— Когда меня спрашивают, я отвечаю. Выступать в роли судьи — не в моем характере, потому что любое политическое явление есть pro и contra, и я со своими любительскими мнения не хочу, чтобы выползти на страницу «Новости».

Я могу только сказать, что знаю себя. Вот, все говорят: есть свободная пресса. Да, что говорить! Они ничего не показывают! Я в начале подумал, что, может быть, это преувеличение. Не искать в одиночку, — так и есть. И еще хочу сказать, что в последние десять лет все события в мире, которые происходили с подачи Америки, кончались фиаско. То же самое случилось, только почему должен страдать украинский народ, я не могу понять. Для меня это очень чувствительно, потому что из многих десятков лет я регулярно играю в Украине, в том числе и в Донецке и в Горловке.

А штрафы, по-моему, только вред обычных людей — не политиков, а не олигархам. Каких-либо нравоучения от этих санкций не выйдет. Очевидно, что их авторы совершенно не понимают русского народа. Русский народ не от недоедания устраивает революции. Такой терпеливости, как у нас, нет никого.

— Пойдете в жюри конкурса Чайковского?

— В этот раз пойду, хотя отношения с этим конкурсом у меня сложные. В 1958 г., когда он проходил в первый раз, был вынужден участвовать. А я отказался. Вскоре после этого выиграли конкурс Маргариты Лонг в Париже, я сам удивлен этой победой и дал себе слово, что больше никогда в жизни не буду играть на соревнованиях. В то время, когда я вел себя, мягко говоря, смело. В оргкомитете страшно обиделись и никогда не приглашали меня в жюри — вплоть до конца 1990-х годов.

А теперь я понимаю, почему Валерий король говорит! » позвал. Во-первых, мы давно знакомы, я играл еще совсем молоденьким Валерой в Московской консерватории. И, во-вторых, для меня нет шлейфа мафиозной фигурой. Он понимает, что я мухлевать не буду.

— Какая мечта, если есть такая?

— Есть. Я хочу, чтобы как можно дольше, чтобы учить. На каждый урок или мастер-класс я посещал с радостью, которой мне хватает до следующего раза. У меня есть стойкое ощущение, что пока я могу заниматься музыкой, ничего катастрофического со мной не случилось. Я прошел через серьезные операции — например, тройное шунтирование сердца. Я был на грани выживания, но все прошло хорошо. Так что я оптимист, пример для подражания — как актер Владимир Зельдин или пианистка Людмила Сосина — всегда перед лицом. То есть, если я перестану учить, то мне точно каюк.

Ярослав Пашкевич, «Новости»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

2 комментария

Zwi LichtДата:7:24 дп - Мар 28, 2015

Скажите, уважаемый, вы совсем охуели, публиковать интервью переведенное с помощью гугл-транлэйтора?

RobertpaДата:1:32 дп - Апр 29, 2015

Классная статья, пользуюсь случаем и хочу пропиарить свой первый проект, https://vk.com/flokirovanie_na_zakaz_kharkov Буду рад посещению в группу

Оставить ответ