Диалог продолжается

Автор:Аида Воробьёвa

Диалог продолжается

Конференция музыковедов России и Польши прошла в ГИИ

Первая в истории конференция музыковедов России и Польши состоялся 16-17 ноября в Государственном институте искусствознания.

Конференция, естественно, оказалась в серию концертов польской музыки и музыкантов других музыкальных событий в городах России в прошлом ноябре, которые можно назвать «польским нашествием».

А это: гастроли оркестра Sinfonia » Varsovia под управлением Кшиштофа Пендерецкого (15 ноября в Перми, дирижер А. Сладковский; 17‑го в Москве и 19‑го в Санкт-Петербурге, дирижер К. Пендерецкий); выступление в Москве оркестра «Краковская симфониетта» и симфонического оркестра Польской Балтийской филармонии (дирижер T. Wojciechowski) с лауреатами Конкурса им. Шопена (Д. Шишкин, Л. Генюшас);

два концерта современной польской музыки на фестивале «Московская осень», (12 и 13 ноября): дуэт в составе М. Боянович (виолончель) и М. Францкевич (аккордеон, баян) исполнили камерные сочинения С. Духновского, T Щепаника, Ю. Душиньски, А. Новак, Н. Майкусяка и В. Блажека, а «ГАМ-ансамбль» — произведения В. Блажека и Р. Микетина (концерты прошли при поддержке Польского культурного центра); концерт «Романтик-квартет» (квартеты Х. Гурецкого и Р. Бацевич);

концерт польского органиста Романа Перуцкого в Римско-католическом храме на Малой Грузинской ул. (в программе, наряду с произведениями Баха и Видора — произведения польских композиторов М. Суржиньского и З. Кручека).

концерт Государственного камерного оркестра России заполнил «Каприччио» Пендерецкого для гобоя и 11 струнных (солист-А. Уткин).

11 ноября в Мемориальном музее им. а. с. Пушкина состоялся вечер по случаю Дня независимости Польши с участием молодых латвийских вокалистов P. Rey (сопрано) и К. Шеленжека (контратенор). Концерт посетили посол Республики Польша в России госпожа Екатерина Пэлчинска-Налэнч.

Встречи в Козицком

Конференция «Россия — Россия: музыкальный диалог» стала заметным событием в истории музыкальных и культурных связей двух стран. В связи с известными политическими событиями был отменен перекрестный год России в Польше в 2015. Однако многие из запланированных мероприятий удалось провести. Встреча в Москве, которая готовилась около года, было важно в процессе восстановления и развития культурного диалога наших стран.

Конференцию подготовили национальная газета «Music review» и Институт Адама Мицкевича в Варшаве. Ее подготовка и проведение курировали главный редактор «МО» Андрей Устинов и руководитель группы экспертов ИАМ Александр Ласковский. Партнерами конференции выступили портал cultura.pl и Государственный институт культурологии, доктор философских наук. Поддержали проект Посольства Республики Польша и Польского культурного центра в Москве.

Активное участие в конференции принял ГИИ. Как сообщила директор института Наталия Сиповская, именно в этом историческом доме в Козицком переулке (бывшая усадьба Лобковой, одно из немногих зданий, которые пережили пожар Москвы в 1812 г.), где находится ГИИ, в начале апреля 1828 года состоялся прощальный обед, свалили другом Пушкина Соболевским в доме его матери а. и. Лобковой в суде покидавшего Москву Адама Мицкевича. Присутствовали Д. Веневитинов, Е. Баратынский, братья Киреевские, А. Елагин, Н. Полевой, С. Шевырев. Мицкевича представил серебряный кубок с надписью: «Не позабудь», который был вложен листок со стихотворением И. Киреевского (его продекламировал Веневитинов).

Значительный международный статус был подчеркнут присутствием высоких официальных гостей. Русско-чешский музыкальный диалог с их выступления открыли специальный представитель Президента РФ по вопросам международного культурного сотрудничества Михаил Швыдкой и посол польши в России Екатерина Пэлчинска-Налэнч.

Отчеты

В конференции приняли участие ведущие российские ученые — исследователи полькой музыки XX и XXI века.

Руководитель сектора ГИИ, доктор искусствоведения Левон Акопян, автор словаря «Музыка XX века», рассказал о влиянии фестиваля «Варшавская осень» на советской музыки 1960‑х годов. Основная идея доклада: этот фестиваль был для наших композиторов «окном в мир».

Польская музыка этого периода представляла собой одно из ведущих мест академического авангарда: Лютославский, Пендерецкий, Бацевич, Гурецкий, Bird — лидеры европейской музыки 1960‑х годов. Советские музыканты имели возможность уехать в Польшу и общаться с ними, на самом деле их творчество знакомились и замачивают в последние мировые тенденции. В СССР можно было приобрести ноты и диски и новейших произведений польских авторов.

Кроме того, на «Варшавской осени» можно услышать музыку из первой половины XX века, практически неизвестной во времена СССР (Стравинского, Бартока, нововенцев) и современной (Булез, Штокгаузен, многое другое…).

Как отметил Л. Акопян, в самом деле, «Варшавская осень» «стала для советских композиторов основным источником информации о процессах, которые имели место на Западе. И русский музыкальный авангард — важным стилистическим ориентиром не только для молодых советских нонконформистов, но и для некоторых представителей советского композиторского торгового центра».

Возможно, советские идеологи 60‑х, усыпленные том, что поляки были «братьями соцлагерю», не знают, какой это удар, «дыру в заборе», через которую к нам проникла западная академическая музыка. Ну, музыкантам это было на руку…

Ведущие научные сотрудники ГИИ, доктор искусствоведения Ольга Собакина и Ирина Никольская осветили творчество польских композиторов 2. половины XX и начала XXI века, до сих пор, к сожалению, мало известных в России: Анджея Пануфника, Романа Палестера и Зигмунда Краузе.

И. Никольская — крупнейший исследователь и знаток польской музыки в России, автор книги «Беседы с Лютославским» (первый проект издательства «МО» с 1994 года). В 2012 году, в канун 80-летия со дня рождения К. Пендерецкого, вышла ее книга «Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Opera. Эссе».

С интересным докладом выступил главный редактор Польского музыкального издательства (PWM) Даниэль Чихы: «70 лет службы в польской музыки». Опыт и пример ШИМ является очень плодотворным и полезным для России. Если наши музыкальные издательства, за редким исключением, имеют огромные сложности или на самом деле развалились, это ШИМ в подобных условиях не только выжили, но и успешно развивается.

Уникальным опытом поделился Роберт Камешек, руководитель музыкальной редакции TVP Культура: «Как показать большие музыкальные события». Об особенностях этой работы рассказал на примере телепоказов Конкурса им. Шопена, главного и известного во всем мире польского музыкального проекта.

Доклад профессора искусствоведения Университета им. Адама Мицкевича в Познани Мартина Гмыса был посвящен новому взгляду на музыку «Молодой Польши» — направления польской музыки рубежа XIX и XX веков.

Зам. директор радио «Орфей» Роман Берченко и Александр Ласковский рассказали о ежемесячном проекте «Институт Адама Мицкевича в гостях у «Радио Орфей»».

Этот проект начался в прямом эфире Радио «Орфей» 25 января 2013 года, в день столетия В. Лютославского. Цель проекта-продолжить и укрепить традиционные исторические связи наших музыкальных культур, познакомить российских любителей музыки с наиболее значительными российскими музыкантами, от Шопена до наших дней, самыми крупными произведениями польской музыки XX в., музыкальной жизни современной Польши, памятными и юбилейными датами музыкального календаря.

За три года в эфир вышло более 30 изданий, состоялось много премьер в российском эфире: оперы «Пассажирка» М. Вайнберга, «Венецианский купец» Андж. Чайковского, «Нежданная ласточка» Ш Laax, множество симфонических и камерных произведений.

С 13 по 22 октября 2015 Радио «Орфей» и института Адама Мицкевича при поддержке Польского радио и Института Фредерика Шопена ввели масштабный медиапроект, который стал продолжением и развитием концепции общей трансляции: трансляции из Варшавы третьего тура, финал и концерт лауреатов 17-го Международного конкурса пианистов имени Фредерика Шопена.

Программа арт

Проект «Россия — Россия: музыкальный диалог» включал в себя богатую концертную программу. В первый день состоялся концерт джазового трио из Польши, во главе с известной саксофонисткой Алиной Млечко.

На концерте 17 ноября в КЗЧ оркестр Sinfonia » Varsovia под управлением Кшиштофа Пендерецкого исполнил «Классическую симфонию» Прокофьева и Симфонию № 7 Дворжака. Всемирно известные российские музыканты молодого поколения-скрипач Никита Борисоглебский и альтист Максим Рысанов солировали в Двойном концерте маэстро Пендерецкого.

В начале концерта К. Пендерецкий продирижировал своей «Чаконой», которая была сделана в память о жертвах терактов с 31 октября на борту российского самолета в Египте и 13 ноября в Париже.

В дни конференции в Зеленом зале ГИИ состоялась выставка картин и коллажей, А. Устинова из альбома Инструментарием.

«Пассажирка»

Центральным событием конференции стала презентация проекта «Моисей Вайнберг «Пассажирка». Первая постановка в России».

Это совместный проект Екатеринбургского оперного театра и Института Адама Мицкевича. Кураторы — Андрей Устинов и директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин. Консультант проекта — А. Ласковский. Официальный пресс-агент — газета «Музыкальный обзор».

«МО» уже писала, что российская сценическая премьера оперы в Екатеринбургском театре оперы и балета состоится 15 сентября 2016. Проект был представлен в Польше, широко освещалось в СМИ. Презентация в Москве вызвала большой интерес среди критиков, музыковедов, журналистов.

А. Шишкин, который открыл презентацию, остановился на достижениях ЕГАТОиБ последних лет. За 5-6 лет театр сделал огромный шаг вперед. Поднимаясь по 2‑е столетие своей истории, что каждый год музыкального сообщества работы, которые заслуживают самые высокие оценки. Это подтверждают многочисленные «Золотые Маски», премии «МО», награды региона.

Блестящие «точечными попаданиями» стали приглашения В. Самодурова в 2011 году. на должность главного балетмейстера, П. Клиничева (в 2010) и О. фон Дохнаньи (в 2015) на должность главного дирижера; приглашения на постановки режиссера А. Тителя и дирижера М. Гюттлера. Такие премьеры последней «пятилетки», как оперы «Любовь к трем апельсинам», «Борис Годунов», «Граф Ори», «Отелло», «Летучий Голландец», «Сатьяграха», недавний «Кармен»; балеты «Вариации Сальери», «Цветоделика», «Cantus Arcticus» и многие другие, безусловно, ставят театр в ряд лучших в России.

А. Шишкин представил авторов «Пассажирки» (дирижер Оливер фон Дохнаньи, режиссер и художник-постановщик Тадеуш Штрасбергер, художник по костюмам Вита Цыкун).

А. Ласковский рассказал о Зофье Посмыш, автор радиопьесы и романы «Пассажирка», узнице Освенцима. Ей недавно исполнилось 92 года, но она постоянно посещает премьеру «Пассажирки» по всему миру. Надеюсь приехать и в Екатеринбург. Был показан фрагмент видеоинтервью с З. Посмыш и ее привлекательность для зрителей предстоящей премьеры в столице Урала.

А. Лассковский рассказал об истории выступлений и спектаклей «Пассажирки», начиная с первого концертного исполнения в Москве в декабре 2006 года.

А. Устинов остановился на параллельной программе проекта. Это, прежде всего, более широкое понятие творчества Моисея Вайнберга, которого считают своим и в Польше, где родился и жил до 20 лет, а в России: концерты (в том числе «День музыки и кино» Weinberg), выставки, программы, литературные (подробнее об этом в одном из ближайших номеров «МО»).

Были показаны веб-сайт проекта, который находится в стадии разработки и будет открыт в ближайшее время.

На презентации присутствовал известный политолог Сергей Медведев, сын либреттиста оперы «Пассажирка» А. В. Медведева.

В ходе конференции в Большом театре России состоялась встреча руководителей организаций, принимающих участие в конференции и директора ГАБТ Владимира Урина. В. Урин, А. Шишкин, А. Устинов, Н. Сиповская, А. Ласковский подписали Протокол о совместном участии в организации и проведении в феврале 2017 конференции, посвященной М. Вайнбергу и связанную с выпуском в ГАБТ его оперы «Идиот». На конференцию будут приглашены исследователи творчества Вайнберг из Европы, США и России. Проект будет включать в себя два спектакля: «Идиот» (премьера 19 февраля 2017) и «Пассажирку» ЕГАТОиБ, для просмотра которых будут организованы выступления театра в Москве.

«Музыкальный обзор»

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ