Денис Мацуев: «Если я вижу, что идет девушка с букетом, я знаю: она точно русская»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Денис Мацуев: «Если я вижу, что идет девушка с букетом, я знаю: она точно русская»

Денис Мацуев. Фото – Екатерина Никитина

Несмотря на свою международную известность и безусловное восхищение каждого, кто хоть раз его видел и слышал, Денис Мацуев – человек совершенно непафосный.

На вечернюю фотосессию в Лондоне, приходит строго в назначенные 18:00. Говорит:

«Простите, наверное, я немного не в форме. Из-за меня «би-Би-си» снял фильм сегодня, несколько часов играл и отвечал на вопросы, а затем провел еще два часа мастер-классы в академии. Я буду дуться – говори!»

Ян признается, что не любит фотографироваться. Говорит, что на всех постановочных фотографиях часто выглядит слишком серьезным, хотя в жизни это не так.

«Вчера в интервью для меня хорошо поймала»,

– вспоминает Ян случайный кадр, на котором позирует вместе с музыкантом Ольгой Егуновой, бравшей интервью.

«Это потому, что ты там с красивой девушкой!»

«Точно,

– смеется Павел.

Береги Олю!»

Разговор двух музыкантов – всегда интереснее, чем обычная разведка. Собеседники понимают прекрасно: и об усталости, о вдохновении, о большой труд, который стоит за успехом. Ольга, london пианистка, известная читателям RG с предыдущего номера, спросила Дениса о всем и на все честные, простые ответы.

В качестве бонуса они с Денисом составляли «идеальную» программу, музыкальный, который редко когда сбудется, так как играть придется круглосуточно. Впрочем, зная невероятную производительность Мацуева, и это возможно.

— Мой первый вопрос, конечно, связан с Лондоном. Мы лондонский журнал и очень любим наш город. Скажи мне, когда я впервые был здесь?

— Это был 1994 год. Я приехал по приглашению самого Эндрю Ллойд Вебера. Незабываемые абсолютно прибытие. Вебер услышал меня с помощью фонда «Новые имена» и лично пригласил на свой фестиваль, который состоялся в имении Сидмонтон, под Лондоном. Там приезжают различные театры, группы, мюзиклы и так далее. Фестиваль большой, но классическую музыку для этого в программе не было – и в этом смысле был пионером. Я играл сольный концерт, а на бис он играл свои вариации на тему его произведений.

— И сразу же покорил его сердце?

— Он даже пригласил меня на следующий год, что противоречит истории и регламенту фестиваля – там никогда два раза не приглашают. Но дело не в этом. Для меня эффект от Лондона, что было сравнимо с эффектом от Парижа, где он оказался в 1990 году, когда еще жил в Иркутске и был совершенно зеленый ребенком… Впечатления от парижских площадей, улиц в моем сердце по-прежнему остались. И от Лондона 1994 года, конечно, тоже. Это абсолютно не так, конечно, как Париж. Но его вкус, воздух, дух и стиль в моем личном рейтинге в первой тройке, конечно, есть.

— В тройке после Иркутске и Москве?

— Ну, Иркутск – конечно, мой родной город. Давай лучше скажем так – в первой пятерке. Расширять горизонты, на всякий случай.

— А какие города в эту пятерку входят?

— Иркутск, Москва, Париж, Лондон, и, наверное, люцерн.

— Люцерн – из-за фестиваля?

— Из-за Рахманинова, Сенара, из-за… в Общем, колорит этого города не сравним ни с одним городом Швейцарии, хотя вроде бы все звучит как: озеро, горы, фондю и так далее.

— Ты сейчас живешь в Москве. Не думал ли о переезде?

— Я специально не поленился, когда летел в самолете. Я был в Москве в этом году 23 дня. То есть, можно сказать, что в Москве не жил. Конечно, там дом, там есть база, где вы можете одеть рубашку, съесть родительских пельменей – и поехать дальше. И поэтому дом – это очень субъективное понятие, тем более кочевой образ человека. Дом-это не отель.

— А у тебя, как у Гидона Кремера, когда вы просыпаетесь утром в отеле и…

…не могу вспомнить, где я? Это постоянно. С каждым музыкантом происходят две истории. Первая – сон на полный зал и невыученную программы. Вторая – полная потеря чувства пространства. Где я сегодня? Какой зал? Какой город?

— Напоминаю: мы находимся в Лондоне! Есть ли у вас любимые места?

— Я люблю районе Кенсингтон, Гайд-Парк, королевский Альберт-Холл, в котором я играл, эти маленькие улочки рядом… в Общем, Лондон – удивительный город: прошел 500 метров – и это уже совершенно другой стиль, другая энергетика, другие люди, другой темпоритм. Это мне очень нравится!

— С чем у вас в первую очередь ассоциируется Лондон?

— Это мой первый отель «Кверидж». Я там жил целых 10 дней подряд.

Очень хороший отель, а там прекрасный томатный суп.

— Молодец! И хороший бар. «London pride» — это хорошо.

— А разве он не везде одинаковый?

— Нет, что ты. В том-то и дело – нельзя его пить-лейн. Его нужно пить только в бутылке. Потому что, если разливной, теряет свой малый газ, который там находится, это все равно, что эль идет. Его нужно пить бутылочным, так что, если вы хотите пиво…

— …мы должны идти в отель.

— Да, да, да.

— Типичный ответ для музыкантов.

— Я не отрицаю. Ну и, конечно, Лондон ассоциируется с Вебером – это живая легенда, которой уже изучают на уроках музыкальной литературы в школах. Футбол мне тоже очень близок, я болею за разные команды. Скорее не, а я один, «Спартак», но я люблю красивый футбол. А в Лондоне столько футбольных стадионов! Это и «Стэмфорд бридж», и бывший Арсенальский стадион «Эмирейтс», «Уэмбли». В 1996 году чемпионат Европы проходил здесь; потом был погром, когда Англия с Германией сыграл здесь… Что творилось на улицах!

См. также:Андрей Миллер: «Мы звуками обнажаем душу, и здесь нам лгать невозможно…»

— Ты ведь не только болельщик, но и сам ты играешь в футбол?

— Да, конечно. У нас есть своя команда, которая базируется в Москве, в ней музыканты, и актеры, и просто друзья. Я специально планирую приехать для этого. Резервируем стадион, формируем спарринг-партнеров. Вот мы играли три дня назад.

— В Лондоне очень тебя любит публика. Вся польская диаспора, все польское общество кипит, когда видит твое имя на плакатах. Ты чувствуешь какую-то особенность лондонской публики?

Денис Мацуев. Фото – Екатерина Никитина

— Лондон, конечно, гремит в мире музыки. Но публика очень открытая. Хотя в целом я не разделяю зрителей по национальностям. Похоже, российская публика для меня остается самой трудной для сегодняшнего дня, потому что она другая, потому что она знала меня еще 13 лет, а каждый концерт-это подтверждение моего романа. В Лондоне или Нью-Йорке, или Париже играть легче.

— А ты подстраиваешься под публику разных стран?

— Нет, никогда. Я молодым музыкантам я говорю: ни в коем случае не идите на поводу, не идти на какие-то уступки, не изменить какие-то устои, критики, традиции. Нужно быть самим собой и давать себе все берет на себя, если вы находитесь в самом центре зала, или в маленьких городках в малой филармонии…

Кстати, в России гораздо больше молодых людей ходит на концерты, чем в Лондоне. Здесь и так больше и больше людей от 50. Если вы посмотрите…

— …на систему абонементов?

— И доступность. Я думаю, что это очень – очень-очень за такие цены послушать концерты такого уровня. Это феноменально. Особенно, когда за 5 фунтов можно в стоячий партер брать билеты и практически участвовать в непосредственной художником.

— И потом сразу дают цветы?

— Да, русские дают. Всегда, в любом зале. Если я вижу, что идет девушка с букетом, я знаю: она точно русская. Это такой знак: из России с любовью. Везде много русских: в Нью-Йорке и в Лондоне. Многие из них приходят на мои концерты, и я этому очень рад. А если еще и из Сибири, если они говорят, что они из Иркутска, это автоматически становятся почти что моими родственниками.

— Ты уже получил все основные концертные залы Лондона. Или любимый концертный зал?

— Я играл здесь много раз, я люблю играть со всеми лондонскими оркестрами. Естественно, чаще всего я играл с Лондонским симфоническим оркестром с Валерием Гергиевым. 40 программ, хотя бы играли. Мы уже зачислены и с London philharmonic orchestra, с Королевской филармонии много раундов было, и Royal Festival Hall и Wigmore Hall и Royal Albert Hall – я это очень люблю. Кстати, странно, что феноменального зале при этом в Лондоне не.

— Сэр Саймон Рэттл, надеюсь, что это скоро улучшится…

— Надеюсь, что ему это удастся. В данный момент единственный зал, который мне нравится акустически, это Cadogan Hall. Все остальное – это нормально, но средние залы. Хотя мне все равно, где играть, даже в плохом зале без акустики, может быть, самый хороший концерт.

— Говорят, что вы совершенно некапризен. Вы играете всегда и везде, и с удовольствием.

— Абсолютно.

— Что может тебя остановить? Если позвонить и предложить что-то, почему ты не можешь сказать «нет»?

— Это, наверное, мой минус. Говорить «нет» и, быть может, до сих пор не научился.

— Страдаете ли вы от того, что вы не можете сказать решительное «нет»?

— Нет!

— В этом сезоне у вас есть 224 концерта, если не ошибаюсь? Зачем такие нагрузки?

— Ты знаешь, о чем идет речь… Когда говорят, что ты устал от концерта, это значит, что у вас что-то не вышло. Потому что от концерта вы не можете устать от концерта, а наоборот, заряжаешься. То, что ты оставил в зале, должно к вам вернуться в любом случае.

— А если он вернется с задержкой? А тебе уже надо играть в другом месте?

— Бывает, конечно.

— В те моменты, как ты аккумулируешь силы, как ты восстанавливаешься?

— Дело в том, что я не зацикливаюсь том, что было. Наверняка у вас есть много вкладываешь, отдаешься. Но у вас нет возможности переварить все, потому что завтра уже другое. Ты уже оставил там. Если я устал – это моя проблема.

Если концерт удался, если ты закончил два отделения и еще 9 бисов, это ты тогда летаешь, вы можете не спать всю ночь, у вас есть блестящая настроение. Проблема в том, что сейчас я начинаю ощущать эти переезды-перелеты, смену часовых поясов.

— Но никаких специальных чаев не пьешь?

— В баню хожу.

— Баня, пельмени, футбол?

— В-в-в. А вообще вам нужно приехать ко мне домой, на Байкал. Там отдохнуть, окунуться в озере несколько раз, и вы поймете, что на несколько месяцев у вас уже достаточно точно.

— А может ли сама музыка, чтобы помочь справиться со стрессом?

— Конечно! Мне помогает музыка, которой непосредственно занимаюсь. Гергиев в последнее время буквально спровоцировал меня выучить Второй концерт Прокофьева за восемь дней. Это отличная тренировка для мозга – выйти из зоны комфорта. Полезно иногда брать себя «на слабо». Еще я люблю отключиться и погрузиться в записи великих джазистов. Я люблю Оскар Питерсон и Кита Джерета.

— Трудно ли вам идти на компромиссы при принятии бизнес-решений, связанных с вашими фестивалей, меценатской, социальной и творческой деятельности?

— О деле я не могу сказать, потому что у меня к нему абсолютно не имею ничего общего. Единственный человек в моей семье, у которого была эта леска, это была наша бабушка, которая была в советские времена пять квартир. Жилищно-строительные кооперативы. Была трагическая. Продала втихаря одну квартиру, отдала 18 тысяч долларов перед отъездом в 1991 году в Москве и сказала: «пока».

См. также:Государственный симфонический оркестр РТ и Александр Сладковский пригласил для участия в концерте в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже

— Ничего себе!

— Она бы в это время развилась очень серьезно. Мы не такие. Но гибкость нужна во всем. В первую очередь, в мышцах – это тоже важно. С другой стороны, с самим собой, нужно быть честным. Если ты выходишь на сцену, надевая маску, обманывая зрителя – это первое преступление, которое к вам вернется бумеранг немедленно. Может быть, даже на том же концерте.

— Ты не упрям?

— Я упрямый, в хорошем смысле этого слова, если я чего-то хочу добиться.

— Значение классической музыки сегодня – в двух словах?

— Огромное. Это музыкальная терапия. Это сценотерапия, который лечит и людей, которые приходят в залы, и самого человека, который играет.

— Может быть, благодаря этому ты 250 концертов и терпеть.

— Да, на вопрос о том, как это все работает. Была масса таких случаев, когда я выходил с температурой, да и просто после 12-часового перелета, прямо на сцене. При таком стрессе, в движении часто получаются хорошие концерты. Музыка не только лечит, она объединяет, мирит людей.

Не дай бог позвонить в политике это дело, но в 2000 году мы сыграли шесть концертов подряд в Тель-Авиве. Каждый день – зал, заполненный до краев. И на этих концертах и арабы и евреи сидели вместе. Понимаешь? Концерт – это то место, где все конфликты остаются за стенами концертного зала. И, конечно, это повод, чтобы уйти от всех проблем, которые у вас есть. Это как медитация.

Денис Мацуев. Фото – Екатерина Никитина

— Все ли понимают важность классической музыки?

— Это отдельная история. Я очень много делаю для этого в России – для того, чтобы на концертах классической музыки, появилось новое поколение. И в течение последних 10 лет я вижу изменения в лучшую сторону. В залах сегодня огромное количество молодых людей, и они пришли туда не только потому, что их заставили, а потому, что сами начали в этой музыке понять.

Начать прививать любовь к музыке, конечно, лучше с популярной, красивой, узнаваемой… Это не должен быть урок музыкальной литературы, на котором лектор-музыковед будет расшифровать, что там написано. Это должен быть ассоциативный погружения, может быть, даже с каким-то видео рядом, с каким-то киномоментом, который будет связан с личными переживаниями. Если кто-то начинает брать (в хорошем смысле этого слова) на классическую музыку, это его уже от нее не отделишь.

— Как важно, чтобы научить детей играть на музыкальных инструментах?

— Конечно, важно. В Советском Союзе, я помню, практически в каждой семье было пианино, а ребенок ходил в музыкальную школу. Это было не так дешево, 23 рублей в месяц выделено на то, чтобы ребенок ходил в музыкальную школу.

Понятно, что 95 % из этих детей не стали выдающимися музыкантами. Есть много тех, кто просто ненавидел это дело, ходил по жизни. Заставлять, конечно, не нужно, особенно человеку, который не имеет таланта. Но музыка, безусловно, развивает у ребенка другое полушарие мозга.

— Но как не заставлять? В 6-7 лет серьезно заниматься музыкой – это было трудно.

— Я думаю, что в какой-то момент заставлять ребенка что-то сделать в любой области, нужно, потому что ребенок сам по себе ленивый. Это печально. Но может случиться, что кто-то действительно пройдет, а кто-то эти музыкальные занятия идут во благо. Разовьется ассоциативное, музыкальное мышление, чувство ритма. Музыка развивает воображение. Советую посмотреть уроки Пясецкого в интернете: это уникальный учитель музыки, работающий в системе Артоболевской.

— Какова роль родителей в этом процессе?

— Ключевая. Я всегда говорю, что талант родителей, не менее важный, чем талант ребенка. Если мы в ребенке талант, нужно понять, как его начать, к кому идти, у кого учиться, отдавать ли ребенка «музыки» или не в полной мере. Речь идет об очень хрупком, тонком теле талантливого человека. Талант – это штучная история.

— Расскажи мне немного о своих детях – их 12 фестивалях.

— Детях – это точно! Первый-это, конечно, Иркутск, 2004 год. Уникальная, общество, семья, места, друзья, Байкал, лес. Региональные фестивали начали проводить потом в больших количествах: в Казани, Тюмени, Оренбурге, Перми, Челябинске, Пскове, Сочи…

«Крещендо» – это второй ребенок, наша гордость. Мы сделали большое дело, собрал музыкантов в России. В 1990-е годы, многие из страны уехали, и не по своей воле, а потому, что так случилось. Потому что у нее была трудная жизнь. Хотя для меня 1990 – самые счастливые.

— Почему?

— Я поступил в консерваторию… Хотя если тебе 18-20 лет, я думаю, что чтобы не происходило, ты будешь счастлив в любом месте. Да, были трудности, но, тем не менее был какой-то такой драйв! Был участником создания чего-то совершенно нового. Я приехал в Москву в 1991 году, когда рухнул Советский Союз. В августе он упал, а в сентябре я приехал. В этой абсолютно непонятной для Москвы, черную, грязную, где в магазинах ничего не было. И мне пришлось уехать из своего города, где у меня было все.

— Ну, не забудем про 18 тысяч! Я думаю, что это помогло. Что бы ты в противном случае он был так счастлив.

— Кстати! Это абсолютная правда: если бы не бабушка, еще не известно, чем бы это все кончилось.

См. также:Рене Папе: «я курю, да. Но ведь бас»

— Давайте вернемся к списку. Откуда пришла идея? Вы играете, путешествуете, выступаешь. А здесь, организационная работа.

— Я еще с детства любил что-то организовывать. Несмотря на плотную учебу, я был старостой двора, так и «Зорро». Дома у гувернантки были, бабушка бросила работу, завтрак в постель, баба такой, а выходил на внутренний двор – и это все! Но я буду бороться за справедливость, решил все проблемы в боях, а, скажем, на футбольном поле. Даже споры с соседской шпаной я переносил на футбольное поле.

— Иметь самому?

— Ну, конечно. Хотя те, кто были врагами в детстве мои близкие друзья до сих пор. То же самое было в Москве. Когда я приехал в Москву, в ЦМШ была на бульваре Карбышева, в каком-то ужасном районе, и там была ужасная шпана, которая била музыкантов. Они считали, что те были такие чудики. Я тоже справился с этой проблемой, примирил их: мы играли в футбол, хоккей на льду, и до сих пор дружим с этими ребятами…

— Фестивали…

— Да, сейчас скажу. Я любил это делать, потому что получалось. То же самое происходит, когда я делаю свои фестивали. Я понимаю, что это работает. И от того идет невероятный драйв. Те, кого мы приглашали, никогда не отказались от участия, в том числе и Гергиева, Темирканова, Башмета, Янсонса, Мазура, Плетнева, Федосеева и многих, многих других наших выдающихся музыкантов.

Также приглашаем музыкантов моего поколения, с которыми мы организовали свою команду и по футболу, и на сцене. Это поколение, эта команда действительно те, кто прославляет русскую исполнительскую школу по всему миру. Нашей задачей было вернуть их к России. Не жить (хотя многие и вернулись), но они должны выступать перед своими слушателями. И хотели, просто не было никакой возможности.

— У нас новогодний номер, поэтому спрошу: что вы пожелаете нашим читателям?

— Чаще ходить на концерты классической музыки! Потому что это реально, это непродуктивно, это лечит. Не только классическая музыка, кстати. Рок тоже может быть. Если это настоящий классический рок. Rolling Stones, Deep Purple, Pink Floyd, Beatles, конечно, их можно сравнить с классикой, потому что это будет звучать и через 100 лет. В классической музыке, в принципе, больших новых имен среди композиторов не появляется.

— Поэтому вы редко играете современной музыки…

— Я стараюсь, и я с нетерпением жду новых открытий. Если я пойму, что у меня есть контакт с современной музыкой, я обязательно буду ее играть. Есть несколько композиторов, слава богу. — Дмитрий Курляндский, великолепный. Является Курбатов – композитор, о котором, возможно, мало кто знает, но пишет отлично. Есть Павел Карманов.

Так, что у нас, можно сказать, композиторская школа живет. Но это и так слишком мало… В общем, я жду новых открытий и новых работ, новой музыки, которая будет делать что-то у меня внутри.

— То есть вы желаете нашим читателям ходить на концерты.

— Абсолютно! И, что самое главное – не забывать о том, что русские в своем сердце – романтики. В темпе нашей жизни часто не до этого, но я хочу пожелать, чтобы вы по-прежнему в ней было место для романтики. И еще для импровизации – она тоже важна. Это как джаз. Я люблю джаз, я играю его, но ведь это не просто музыка, это состояние кратковременного просветления, когда что-то быстро хотел сделать. Вот завязать вам глаза и переехать в Париж.

— Есть ли что-то, чего ты боишься?

— Я боюсь пропустить что-то интересное. Боюсь кому-то не по вкусу, кого-то пропустить и не дай бог кого-то обидеть, скажем, не перезвонив на один из моих 458 пропущенных вызовов.

— Каков ваш девиз?

— Все будет хорошо, на волне! В хорошем смысле этого слова.

Если бы я играл концерт, продолжительностью в 24 часа…

Программа

00:00
С. Рахманинов – 18 романсов
С. Танеев – Фортепианный квинтет
Б. Барток – квинтет для Фортепиано
Д. Шостакович – фортепианное трио № 2

03:00
Л. Ван Бетховен – Фортепианный концерт № 3

05:00
Р. Щедрин – Фортепианный концерт № 2
И. Стравинский – Каприччио для фортепиано с оркестром

07:00
J. S. Bach – Партита Баха до минор
J. S. Bach – Прелюдия и фуга
В. А. Моцарт – Фортепианный концерт № 17

11:00
Р. Шуман – Крейслериана
Э. Григ – Поэтические картинки и Соната

14:00
К. Шимановский – Симфония № 4 (кончертанте)
С. Прокофьев – Фортепианный концерт № 2
И. Стравинский – Петрушка
С. Рахманинов – Фортепианный концерт № 1 и № 4

20:00
Дж. Гершвин – Рапсодия в стиле блюз » и концерт для Фортепиано
Ф. Шопен – Ноктюрны
J. Sibelius – Этюды
Ф. Шуберт – Экспромты

23:00
С. Рахманинов – Фортепианный концерт № 3

Вход – Екатерина Никитина
Беседовала Ольга Егунова, russiangap.com

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ