Денис Мацуев: «что за Чушь, что в Челябинске нет симфонического оркестра и новом концертном зале»

Аида ВоробьёвaАвтор:Аида Воробьёвa

Денис Мацуев: «что за Чушь, что в Челябинске нет симфонического оркестра и новом концертном зале»

Денис Мацуев. Фото – Вячеслав Шишкоедов

Не помню, почему мне когда-то, да, я помню фразы из книги Всеволода Рождественского «Страницы жизни», где очень точно описал величие Шаляпина: «Он заполнял собою все пространство распахнутой двери…»

В этом тексте речь идет не о Шаляпине, хотя и с музыкой тоже. Пианист Денис Мацуев, на мой взгляд, заполняет собой пространство, не дверь, а по всей комнате, столько в нем энергии и жизнеутверждающей силы.

В Челябинске есть специальный гость. Как, впрочем, и в других 15 регионах страны, где пропагандирует классическую музыку в рамках ежегодного авторского фестиваля, организует концерты музыкантов мирового класса и открывает дорогу молодым талантам из глубинки.

Благодаря стараниям Дениса Мацуева в провинциальных городах открываются новые площадки, появляются инструмент высокого класса. Ведь нужно на чем-то играть — ему и его коллегам. И говорит об этом с такой простотой и легкостью, что начинаешь задаваться вопросом, возможно ли это.

Своевременный вопрос

— С 2012 года исходя Общественный совет при Министерстве культуры российской ФЕДЕРАЦИИ. Можно ли вам, музыкант, влиять на принятие решений на уровне министров?

— Я никогда не занимался ни политикой, ни чиновничеством. И если я почувствую, что это мешает моему творчеству, я отстранюсь от этой деятельности, потому что главное для меня-это сцена и музыка. В совете мы можем только высказать свои рекомендации. Но есть кое-что, что можно.

Например, участие в процессе принятия закона об образовании. Я должен признать, что новые стандарты никак не подходят к нашей великой культуре. Можно ли допустить, чтобы профессионально заниматься музыкой, дети могут только с 12 лет? Это на стволе угробило нашей замечательной школы. И мы сделали это, чтобы этого не было. Также увеличение количества часов, предназначенных на некоторые предметы.

— Что дает тебе силу, с легкостью, по крайней мере, внешней, решать организационные вопросы и в то же время оставаться в творческом потоке?

См. также:Юрий Башмет: «Фестиваль искусств в Сочи будет культурной начинкой Олимпиады»

— Иногда достаточно на время и в нужном месте задать вопрос. Во время встречи с губернатором государства Борисом Дубровским спросил меня, как мне зал Прокофьева. А мне очень нравится этот номер, потому что выступал здесь, когда он был еще молодой. Здесь замечательная акустика. Но для вас он слишком маленький. А это значит, что нужен новый зал, большие размеры.

Или, например, нет симфонического оркестра в Челябинске. Это нонсенс для меня. Не стали привозить с собой свой оркестр, потому что у вас есть «Классика». Вместе с музыкантами из театра оперы и балета и других учреждений они отлично справились с самой сложной программой. Но по-прежнему нужен симфонический оркестр.

— Вы можете многое сделать для поддержки начинающих одаренных музыкантов. Это молодое поколение — как это? Зачем они идут в музыку? Для искусства? Или для славы?

— Теперь это удивительное, уникальное поколение, если речь идет о пианистах. Я не буду говорить о духовиках и струнниках, потому что там, к сожалению, не так хорошо. Но есть дети, которые играют концерты Рахманинова и Чайковского так, что если закрыть глаза, можно подумать, что на сцене взрослый музыкант. Наше поколение так не было, в возрасте 12 лет.

Кроме того, они живут в другом темпоритме: читают книги, ходят в театр и кино, занимаются спортом, являются владельцами двух или трех иностранных языков, компьютерных технологий. И на все мало времени. Есть рациональное в хорошем смысле этого слова. И это, как на свой возраст зрелости влияет на игру тоже. Бывает, что самородки из разных причин исчезают с горизонта, когда они закончат 16-17 лет. Одна из причин — родители. У взрослых звездная болезнь появляется раньше, чем у их детей. Но в этом мы решаем эти вопросы в фонде «Новые имена».

Сцена — первый препарат

— Вы много концертируете в регионах. Классическая музыка сегодня спроса со стороны зрительской аудитории? Особенно в условиях кризиса?

См. также:Нежность и демонизм Даниила Трифонова

— Она не просто спрос. Классическая музыка сегодня — это главный терапевт не только в России, но и во всем мире. Она дает огромные отречение, вдохновение, положительный заряд. Так будет всегда — и через двести, и через триста лет.

Несмотря на кризис, Россия переживает какой-то бум. Залы переполнены не только на моих концертах. Посмотреть, что происходит в москве, екатеринбурге филармониях: когда с горы открывается продажа абонементов на будущий сезон, билеты будут в течение нескольких часов. Людей было меньше денег, но тратят их на концерты классической музыки. Здесь абсолютно уникальная формула.

В течение последних 15-20 лет в России произошло рождение нового поколения зрителей, которые приходят слушать классическую музыку. Столько молодых лиц в зале нет ни в одной стране мира. Не буду скрывать, что приложил много усилий, чтобы у нас появилась новая аудитория. Я горжусь этим и не собираюсь останавливаться на достигнутом.

— Я знаю, что придумали термин «сценотерапия»…

— Да, потому что сцена лечит всех: и музыкантов, и слушателей. Например, на моих концертах в Японии в каждом номере есть специальный ряд с местами для людей с ограниченными возможностями. Доказано, что после концертов классической музыки им становится легче. Я уже не говорю, что беременные женщины просто показано слушать классику.

— Но что касается тебя, сколько нужно силы, чтобы выдержать 250 концертов в год, и при этом постоянно проживать эту энергию со зрителем? Или есть моменты, когда хочется отдохнуть?

— От чего? От езды и удовольствие, которые я получаю на концертах? Именно на сцене я и уединяюсь, как ни странно это звучит. Там не звонит телефон, там нет Интернета. Остается только контакт с музыкой. Я выполняю роль связного между композитором прошлого и аудиторией, которая сидит в зале сегодня.

См. также:Певец всей планеты. Юбилей Монсеррат Кабалье

И, если я делаю это правильно, я делюсь этой энергией на сто пятьдесят процентов, это доходит до публики, и мне вернется в два раза больше. От концертов не может устать. Можно устать от перелетов, переездов, изменения часовых поясов. Но сцена-это первое лекарство.

— Что тебя вдохновляет?

— Природа. Женщины. Женская энергия, кстати, особенно сильно чувствуется во время концертов. Я ее, конечно, отделить от мужской. Она дает особое восхищение. Но, прежде всего, меня вдохновляют люди, в целом. Доказано, что хороших людей больше, чем плохих. Мне в жизни, как правило, они именно такие, уникальные, бескорыстные, добрые люди. И я хочу, чтобы люди жили в хороших условиях и могут слышать и видеть вокруг себя то, что будет их одухотворять. Для этого я всегда это делаю.

Екатерина Сырцева, «Южноуральская панорама»

Об авторе

Аида Воробьёвa

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ