Что не так с памятником Плисецкой. Так и со всеми другими памятниками

Автор:Аида Воробьёвa

Что не так с памятником Плисецкой. Так и со всеми другими памятниками

Девятиметровая Плисецкая челябинского скульптора Митрошина представлена в роли Кармен. Изготовлен на основе статуэтки, которую, по преданию Майя Михайловне учитель дал после ее слов «давным-давно, давным-Давно, ты, Витюша, для меня ничего не лепил». Фото Артем Геодакян / ТАСС

Москва панически боится пустоты и по-прежнему заполнить все возможные места, монументальные скульптуры.

Покупка этой недели – памятник Майе Плисецкой на Большой Дмитровке.

Александр Можаев интересно – может просто поставить?
20 февраля 2016 в московском сквере имени Майи Плисецкой состоялось открытие памятника великой балерине.

Реакция жителей снова оказалась очень противоречивой, в диапазоне от «этого не было даже при Лужкове» к «, но Родиону Щедрину нравится».

То, что все больше и больше новых памятников, в предположении, призванных объединить людей вокруг общих ценностей, становятся причиной раздора, явно говорит о том, что в отрасли не все в порядке, а входят в моду термин «скульптуробесие», как это предлагает на гиперактивность столичной Комиссии по монументальному искусству.

Все началось на самом деле еще в 1990 году, когда памятники начали появляться, один за другим, а не на окраине, а в центре, который и так полон смыслов и не страдает из-за отсутствия качественной дореволюционной и советской скульптуры.

Если вы помните, на Страстном бульваре постепенно появились скульптуры Высоцкого (1995), Рахманинова (1999) и Твардовского (2013), с интервалом в сто и двести метров.

Памятник Сергею Рахманинову на Страстном бульваре в Москве

Теоретически, между Рахманиновым и Высоцким пустой еще одно резервное место, а если взять 100 метров по стандарту, на Бульварном кольце, можно положить еще более 85 замечательных памятников. При этом Страстной бульвар повезло в том смысле, что все три увековеченных персонажей действительно не чужие ему люди.

Чистопрудному бульвару получила Абай Кунанбаев, о существовании которой до 2006 года, в Москве вообще мало кто знал, но Абая имеет хороший пьедестал с парой казахских идолищ, которое привело нас к памяти о который был здесь на Поганом пруду.

Проблема исторической привязки памятника к месту остается дискуссионной: на то, что князь Владимир никогда не был в Москве, можно утверждать, что Христос не был в Рио-де-Жанейро, символом которого является его памятник.

Но мы наблюдаем полную потерю чувства приличия: сначала скульптор Церетели обитают в сырой Александровский сад, считается памятником военной славы, своими веселыми зверушками, а потом, когда животные и окрестностей фонтаны становятся традиционным местом народных гуляний, над ними вдруг нависла драматический, если не сказать зловещий Гермоген скульптора Щербакова.

И совершенно вопиющий пример — памятник жертвам Беслана, установленный в тихом парке, а не на церковном дворе, а прямо на тротуаре, гуляющей Рассола.

Исчезло даже общее понимание того, что это памятник. Спорят о памятниках Ивана Страшных и маршалу Маннергейму, мой коллега Рахматуллин указываетна то, что, по Далю, памятник-не что иное, как «сооружение в честь и память», а министр Владимир Специалист предлагает вытащить из этой формулы отдание чести, говоря, что «памятник — это от слова «память», а не от слова «хороший» или «плохой».

Отсюда, конечно, на расстоянии вытянутой руки, и для Берии, и для Лжедмитрия, и к памятнику Лиху Одноглазому.

Предположим, что и это тема дискуссионная. Но это аксиома, против которой не попрешь: городской монументальной скульптуры от всех остальных отличает то, что она городская.

Ее цель — не только увековечить ту или иную личность или событие, но и занять соответствующее место в естественной среде обитания. И это уже не абстрактный спор о вкусах, градостроительство — наука довольно точная.

Скажем, что не упомню, чтобы кто-то критиковал памятник Шухову, хорошо замкнувший Сретенский бульвар, ранее упиравшийся в пустоту асфальтированной площади. Это, кстати, тот же отвратительный скульптор Салават Щербаков, но в 2008 году, еще до класса придворного учителя.

С тех пор много воды утекло, и вы не можете даже сказать, что сегодня монументалисты стали хуже справляться с градостроительными задачами — они вообще перестали их перед собой ставить. Я не мог смириться с церетелиевским Петром, но я понимаю логику тех, кто придумал поставить ультравертикальный парусник на стрелке двух рек.

Сейчас у нас до памятника Владимиру, который полностью игнорирует контекст окружающей среды: место выбиралось под памятник, уже изготовленной для совершенно другой ситуации. В результате мне пришлось отказаться от пьедестала, как детали незначительным по сравнению с претензиями инициаторов, возжелавших компенсировать потерю Воробьевых горах, покорение, наиболее близкий к Кремлевской Боровицкой площади.

Спасибо, конечно, что не Красный, но если так пойдет дальше, то они до нее добраться. Потому что комиссия по монументальной культуре, не собирается сбавлять обороты.

Выше я предложил идею равномерное распределение памятников на Бульварном кольце, с интервалом в сто метров и только хотел подключиться к этой аллегории с египетскими аллеи сфинксов, как я прочитал свежий высказывание председателя комиссии Льва Лавренова:

«У меня есть конкретное предложение: в Кремле был создан сквер на месте двух уничтоженных монастырей. Нужно ли их вернуть — вопрос еще открытый. А почему бы не создать там аллею бюстов всех российских великих князей и царей, и водить туда экскурсии?»

Это после недавнего сообщения о создании аллеи «художественных фотографий» всех патриархов церкви Христа и инициативе ростовского отделения «Единой России» в установке памятников Александру Невскому вдоль границ Российской Федерации.

Инициатива создания массовых исторических комплексов представляют Российские военно-историческим обществом, который основал в Кривоколенном улице, так называемый «Сквер генералов», в котором собраны совершенно разные, как будто по сусекам собраны скульптуры героев, бюсты и ростовые фигуры, разного размера, в разных пьедесталах, почему это затесавшимся в цветной компании медведем и овчаркой.

См. также:Сергей Рахманинов. Десять характерных признаков прекрасной фортепианной игры

Монументальная скульптура, ранее доступная только избранным, равнявшая портретируемого из мрамора и бронзы героев древности, вышла в тираж. После памятники сырку «Дружба», киногерою Доценту и кошку Матроскину, жанр все более и более клонится к свободному раздолью сувениров, магазины, независимо от масштаба и пафоса самих памятников.

На мой взгляд, русскую монументальную скульптуру окончательно похоронил знаменитый в девяностые годы тандем архитектора Посохина и скульптора Церетели, реюньон, который был отмечен в 2015 году — уже при Собянине — монтажом на площади Разгуляй памятника милиции Бауманского района. Если не видели — посмотрите, сильная вещь.

Сразу же возникает вопрос: что это? Если памятник событий 1941 года, то почему такие странные наряды, почему крест на груди, вместо того, чтобы более предсказуемой комсомольского значка?

Установители объяснили, что среди женщин района и в эти годы мы встречались глубоко верующие, не пряча крест под рубашку, и что в целом памятник следует интерпретировать в духе глубокой символики, присущей творчеству Церетели. Платок на голове — знак траура, восторженная улыбка девушки — вид на купола противоположные Елоховского храма и так далее.

Однако сама поза, которая вызывает, хамство барельефного солдатского портрета в руках женщины указывали на то, что первоначально здесь было запланировано значок. И точно: этот памятник является точным повторением одного из 11 фигур жен декабристов, презентованных в Галерее Церетели в 2008 году, а девушка, соответственно, дочь декабриста.

Чтобы втюхать фигуры Советом ветеранов, нужно было только удалить значок и обрезать берег изначально длинного детского платья.

Знали ли ветераны, «долго обсуждавшие эскизы памятника, что принимают декабристский second-hand, — неизвестно, но история указывает общую тенденцию: тираж, сувенирка.

Кстати, версия жены декабристов с иконой был в 2010 году передан муниципалитете Мучкапскому тамбове — изменив грудь и голову, стала фигурой «поклонись своей матери», а голова второй жены декабристов, локи и капюшоном, в скором времени станет частью другого памятника матери в Иркутске, который изначально подходит для спокойного жен декабристов.

А теперь давайте вернемся к новоявленному памятника Плисецкой, которая уже успела завоевать множество поклонников и противников, и смотреть на него не точки зрения бессмысленного спора о вкусах, а в свете перечисленных выше требований.

Памятник балерине Майе Плисецкой в стиле Кармен открыт в Москве

Во-первых, откуда на Дмитровке взял внезапный сквер имени балерины? Десять лет назад на этом месте стоял дом № 14, в котором провел свое детство поэт Владислав Ходасевич. Потом было получено разрешение на реконструкцию здания расселили, потом включили в список забытых домов, представляющих «террористические угрозы», и тихо снесли с видом на последующее «восстановление».

Никто не знает, почему власти отказались от строительства собственного дома, может быть причиной проблем с грунтами (в 1998-м и 2000 м на улице случились сбои), может что-то еще, но на самом деле-сквер Плисецкой — это случайный пустырь, отчеканенные в линии застройки проспекта. С двух сторон окружают пустые стены, украшенные разноцветными граффити.

А само пространство сквера, являющаяся фоном для памятника, в окружении задниками соседних домов, не рассчитанные на просмотр с улицы. И если да, то почему город-постановил я никогда ничего здесь не строить, следует подумать о решении архитектурном пустыря, на корпусе, которая поможет сопоставить очевидные пробелы в линии улицы.

Вместо этого предполагается, что проблему должен решить памятник, острый и вертикальные, как гвоздь, прижимающий к земле зияющую пустоту места. Диагональ динамика формы и цилиндр пьедестала, вызывающие сравнения с штопором в пробке, тоже подчеркивают это впечатление.

Из-за того, что памятник поднят очень высоко, она воспринимается на фоне неба в X-образном образом, который, кажется, «растрепанным» мелкой пластики рук и прическа прически.

Критики-театралы цинк логичную мысль: запечатленный статуей танец плохо смотреть из оркестра, отсюда и бросающаяся в глаза странной фигуры.

На фотографиях памятника, выполненных из окон соседнего дома, памятник выглядит лучше. Автор памятника Виктор Митрошин рассказал, что начинал работу над самим Плисецкой из статуэтки конкурсного приза. Эту же аналогию подсказывает разница в фактуре тела и платья, характерная для небольших сувенирных статуэток, особенно азиатского производства.

Уральский мастер сделал скульптуру, в которой Майя Плисецкая прочла судьба

Претензии нынешней московской скульптуры явно превышает ее возможности. Это только время: стиль приходит, а потом уходит, и даже лучшие профессионалы вдруг оказываются беспомощны, как это было с мастерами советской эстрады и архитектуры ближе к середине 1980-х годов.

Наши источники сообщают, что многие современные монументалисты работают не для получения прибыли, а, чтобы, пользуясь случаем, введите их имена в истории русского искусства. Но мне кажется, происходят и в истории искусства в моменты, которые над переждать в провинции у моря.

Александр Можаев, Афиша.daily

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ