Что читать о классической музыке

Автор:Аида Воробьёвa

Что читать о классической музыке

Глеб Анфилов. «Физика и музыка»

Любимые книги и лекции о музыке от лекторов курса «Как слушать классическую музыку».

Подготовили Петр Айду, Константин Дудаков-Кашуро и Григорий Кротенко.

Глеб Анфилов. «Физика и музыка» (1964)

Несмотря на море современных красочных научно-популярных изданий о музыке, эта книга написана для детей старшего возраста писателем-фантастом и популяризатором науки, остается по-прежнему одним из самых познавательных.

Помимо захватывающей навыки об истории музыкальных инструментов, начиная от флейты до синтезатора АНС, из нее можно узнать, чему научил сверчок Гельмгольца, что такое «карась» Страдивари и так далее. И все это с ароматом заголовков в духе времени: «Звуковая резина», «Чудеса звукозаписи», «Мечта доктора Шолпо», «Композитор как художник».

В пандан популярной в те годы теме «физики и лирики» Анфилов легко переходит от одного английского композитора XVIII века, предложившего составить с помощью сапожной щетки, в этой цифровой музыки, от дореволюционных грампластинок, изготовленных из шоколада, в «конкретной музыке» и экспериментов с синтетическим звучанием Авраама и Шолпо, о которых нельзя было вспоминать, только обращаясь к детской аудитории.

Много интересной информации и очень доступный, пусть и традиционная, презентация делают дням бросает в сторону музыкального модернизма, как особенности произведения Джона Кейджа как «трогательный идиотизм».

Mario Corti. «Сальери и Моцарт»
Mario Corti. «Сальери и Моцарт»

Цикл передач итальянского журналиста Марио Корти на «Радио Свобода» он стал позже основой для книги, изданной петербургским издательством «Композитор» (2005).

Человек незаурядного кругозора, Mario Corti интересно анализирует мифы о классической музыке, привлекает авторитетные обзоры и широкий фактический материал.

В передачах «Радио Свобода», помимо ясного, интересной презентации, вы можете слушать тщательно отобраны музыкальные примеры.

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего» (2015)

Композитор, который называл себя фонометрографом, взвешивающим на «фоноскопе си-бемоли средней толщины» (тем же странным образом открывая «материализм» конкретной и электронной музыки), острее, чем в других представил непреодолимый разрыв в классической музыке, сочетая в себе кризис традиции XIX века и новый дух современной музыки.

Эрик Сати. «Заметки млекопитающего»

Тапер и розенкрейцер, основатель Метрополийской Церкви Искусств Иисуса Руководства и «старший дадаист», автор «меблировочной музыки» и многих сочинений, оцененных лишь много лет спустя, он оставил целый том таких остроумных, как и его произведения, заметки и письма.

Направлены на критиков, других композиторов, цвет артистической богемы Парижа, и даже для себя, удивительно музыкальные, с точки зрения художественной речи — как хорошо вы попали в предисловии, «Сати игра с рефренами, репризами, кодами», а любимые Сати точки и «да», создают свой неповторимый ритм.

За ворохом панегирических (Дебюсси, Стравинскому, композиторов «Шестерки») и саркастически-парадоксальное (Вагнера, Сен-Сансу, Равелю, музыкальных критиков) оценок, поездки, размышления попадаются меткие и прозорливые строки, которые стали еще более актуальны сейчас,например:

«нас уже не должно называться «людей искусства»; мы оставляем это гениальное название парикмахерам и педикюршам».

Заметки Сати «Повестка дня «музыка» или «Разум и музыкальность животных» все еще в состоянии взорвать честь обывательское преклонение перед омертвевшим классическом истеблишментом, так же, как и записи на полях клавиров, как будто сошел с плакатов сюрреалистических суаре: «Пианист-уродец», «Веселый Скрипач», «Певец с длинными ногтями», «Самый худой в мире Флейтист».

Сергей Румянцев. «Книга тишины» (2003) и
«Арс Новый, или Дела и приключения безустального казака Арсения Авраамова» (2007)

Сергей Румянцев — музыковед, тем не менее, его тексты очень далеки от советского музыковедческого стиле, трудноперевариваемого даже профессиональных музыкантов. Он, скорее, музыкальный писатель, исследующий музыку и звук как часть объемного культурного пространства.

Сергей Румянцев. «Книга тишины»

«Книга тишины. Звуковой образ города» — посмертное издание, на самом деле фрагменты незавершенной работы. Автор исследует изменения звуковой на протяжении XX века через призму собственной памяти.

Собирая осколки и фрагменты впечатлений и исторической информации, пытаясь исправить отношения между звуком города и процессами, происходящими в жизни и в сознании людей, одновременно проводя много интересных, но мало известных фактов и наблюдений.

«Арс Новый» — лучшая и единственная до сих пор работа, посвященная жизни и деятельности Арсения Авраамова. Главный герой выбран не случайно — круг идей Авраама включает в себя практически все, что новое, что появилось в музыке XX века: электронную музыку, микротоновые системы, performance, — все, что есть на сегодняшний день в несколько размыто понятие «sound art».

См. также:Главные изобретения в классической музыке

При этом, конечно, Авраама остается человеком своего поколения, романтик-революционер, соединенным дореволюционную российскую научную и музыкальная идея с новый путь мышления.

Помимо интересных историй о жизни Авраама в книге опубликованы его основные статьи, посвященные различным музыкальным новациям.

Николаус Арнонкур. «Музыка языком звуков. Путь к новому пониманию музыки» (2005) и «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди» (2005)
Николаус Арнонкур. «Мои современники Бах, Моцарт, Монтеверди»

Трудно найти более подходящую литературу на русском языке, в которой излагались бы правила, или даже, скорее, философия исторической эффективности. Ведь Николай Арнонкур стоит на одном из первых мест в ряду тех, кто создал это направление и является не только теоретиком, но и практиком — признанный во всем мире концертирующим музыкантом.

Подлинные, исторически информированное исполнительство (название, как это часто бывает, не могут отразить сути явления) — одно из самых интересных явлений музыки XX века. По мнению автора, для музыки прошлого и ее существование в наше время позволяет оторваться от позднеромантических мифов, которые все еще доминируют в сознании широких масс, вовлеченных в шоу-бизнес академической музыки.

Арнольд Цуккер. «Пять лет Персимфанса» (1927)

Эта книга не стоит в ряду новинок на современной музыкально-полке, а, наоборот, является историческим «окаменелость» — была выпущена специально к 1927 году и никогда не переиздавалась.

Арнольд Цуккер. «Пять лет Персимфанса»

Творческий отчет Первого симфонического ансамбля без дирижера (о котором я уже в общих чертах сказал в одной из лекций) опубликовано здесь в виде различных статей, отзывов, пресс-релизов.

Это удивительно, но до сих пор в среде музыкантов распространены ложные мифы о Персимфансе, на основе первых двух негативных пресс-релизах, которые появились в начале существования оркестра.

Огромное количество последующих восторженных отзывов, и многие другие доказательства успеха Персимфанса, как будто кануло в лету.

Сегодня биография первой пятилетки легендарного оркестра интересна не столько необычным погружением в музыкальную реальность послереволюционных лет, сколько пришедшим из прошлого новым пониманием того, что может быть симфонический оркестр, исполнение классической музыки, какие задачи может ставить перед собой музыкант, и почему его искусство будет служить.

Такое понимание может в будущем сильно изменить всю структуру и образ мира «академической» музыки.

Михаил Сапонов. «Менестрели» (2004)
Михаил Сапонов. «Менестрели»

Главная книга о музыкальной культуре европейского Средневековья в русском языке.

Михаил Александрович Сапонов, один из самых интересных музыковедов сегодня, кропотливо восстанавливает краски миру жонглеров и менестрелей, как реставратор, оттирающий сажа из старых картин и фресок.

Вопреки устоявшемуся идеи средневековой музыке как о григорианских хоралах, звучащих в отсветах костров инквизиции, нам открывает, радостный и разнообразный образ гениальной творчества бардов, поэтика которого мысли Сапонова, и определяло на самом деле музыкально-историческое своеобразие эпохи.

Из «Бардов», может быть, следовало бы начать учиться музыке.

Алекс Росс. «Дальше — шум. Слушая XX век» (2012)
Алекс Росс. «Дальше – шум. Слушая XX век»

Книга показывает огромное влияние политики на серьезные музыки в XX веке.

Перевод не без ошибок в стиле «французский уголок» (french horn — валторна), полный интересных фактов и сопоставлений: ЦРУ и летние композиторские курсы в Дармштадте, построения «Рабочих песен» New York муниципалитета композиторов, любимые диски Гитлера, отношения, арт-рока и минимализма.

Достойная попытка доступно рассказать о проблемах современной академической музыки с деталями и обобщениями.

Петр Айду, Константин Дудаков-Кашуро и Григорий Кротенко, Арзамасе.академия

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ