6 апреля 2015 г. на заключительном концерте абонемента № 37 сезона 2014/2015 года. Московский камерный хор снова удивит публику, представляя редко звучащие песни.
В Концертном зале им. П. И. Чайковского Хор Минина исполнит Десять поэм на слова революционных поэтов» Дмитрия Шостаковича — хор a’cappella, Бразильскую бахиану № 9 Эйтора Вилла-Лобоса — для хора a’ cappella (премьера в России) и «Креольскую мессу» Ариэля Рамиреса — тенора, хора и инструментального ансамбля.
Эпиграфом к концерту может послужить цитата великого бунтаря Эрнесто Че Гевары:
«Если я проиграю, это не будет значить, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побежден»
В 1948 г. в Постановлении ВКПб Дмитрий дмитриевич Шостакович был обвинен в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Великого композитора признали профнепригодным…, был лишен звания профессора в Москве и Ленинградской консерваторий и изгнан из них.
В тяжелейший для него период, в 1951 г., Шостакович вдруг (!) создает «Десять поэм на слова революционных поэтов». Может быть, это способ, чтобы сохранить возможность услышать свои песни на сцене? Ведь без исполнения не живут…
«Будьте готовы головы! В этот грустный день
Над землею дрогнула долгой ночи тень…
Не на бой с противником, не в раздумье злом —
Шел народ измученный бить царю челом»
Кстати, который написал эти стихи Аркадий Коц был автором перевода стихотворения «Интернационал», который был основой гимна СССР — в 1943 году.
«Когда мне говорят, что историческое постановление было отменено, спрашиваю: «Когда его отменили?» И слышу странный ответ, что исторический приговор был отменен других, не менее исторические, в дороге распоряжения, десять лет спустя, в 1958 году.
Но я глухой или слепой? Мне, правда, трудно играть на фортепиано и писать правой рукой, но, слава Богу, я еще хорошо вижу и слышу. Прочитал новое историческое решение вдоль и поперек: в нем черным по белому написано, что предыдущее решение сыграло положительную роль в развитии нашей культуры и осуждение формализма было правильным. И что-то добавлено в узком кругу гурманов-эстетов. Таким образом, даже стиль сохранен. Все как и раньше. Все в порядке»
— говорил Шостакович (книга Соломона Волкова «Свидетельство. Воспоминания Дмитрия Шостаковича»).
Гордость Бразилии, выдающаяся фигура XX века, Эйтор Вила-Лобос сочетает в себе композитора, дирижера, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкальный критик и писатель..
Неоклассицизм «Бразильских бахиан» не был для Эйтора Вилла-Лобос — один из способов «возвышения» фольклора, сближения его с самых высоких духовных и эстетических идеалов европейской эпохи барокко.
Бахиана № 9, написанный для «оркестра голосов», — последняя пьеса цикла. Это сочинение — «ветеран» Villa-Lobos — будет сделано Хором Минина. Солист — Борислав Молчанов (тенор).
В творчестве аргентинского композитора Ариэля Рамиреса огромное влияние оказал фольклор индейцев, креолы, гаучо. Класть в основу «Креольской мессы» народные мелодии отличаются ярко интонациями и активной ритмикой.
Солист — Сезар Гутьеррес (Колумбия), лауреат многих Международных вокальных конкурсов.
В исполнении «Креольской мессы», примет участие инструментальный ансамбль Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
Дирижер концерта — Владимир Минут:
«Идея всех трех абонементных концертов простое на первый взгляд, но достаточно многослойная и многосложная, это — размышления о жизни и смерти. Знаете, в Кольмар, в Эльзасе, в первый раз я увидел распятие Иисуса Христа художника Грюневальда. Я ошибался! Он стоял перед этой картиной очень долго, и он понял, что картина мне говорит: «В том, что происходит на Земле зло, ты-виновен». А ведь прошло уже пять лет после завершения картины. Да, сила духа, сила эмоций может сказаться позднее, так долго!..
Часто спрашивают: в чем функция искусства? Должна развлекать, учить, воспитывать? Ни одно,ни второе, и третье. Искусство может только потрясать человека и побуждать его к размышлению — о том, зачем он пришел на эту Землю, для чего он живет? Вот, что такое искусство. Это толчок к размышлению»
Олег Корионов
Об авторе