«Юный Моцарт играет на органе». Картина художника Генриха Лоссова, 1864
Ученый провел несколько дней, пытаясь рассмотреть, прицелиться даты в рукописях ранних симфониях Моцарта. Оказалось, что пять симфоний великого композитора датированы неправильно.
Английский ученый Джон Артур считает, что он сделал, возможно, самые важные открытия, связанные с Моцартом, в течение последних 30 лет: общепринятые даты создания пяти симфоний, написанных Моцарта в 17 и 18 лет (в 1773 и 1774 году), являются неверными.
«Я был совершенно ошеломлен, абсолютно!»
– говорит Артур.
«Это открытие полностью меняет наше понимание произведений, которые Моцарт написал в этот период».
Симфонии, о которых идет речь, являются частью коллекции рукописей девяти симфоний, собранных в один том отца Моцарта-Леопольдом, который включает в себя некоторые из самых известных ранних произведений композитора, такие, как симфония № 25 (К. 183 («малая соль минор»). Эту музыку можно услышать, например, в начале фильма Милоша Формана «Амадей».
Некоторые ошибки в датировании составляют всего несколько дней, другие-несколько месяцев. Как утверждает Джон Артур, до сих пор ошибочно были датированы 5 симфонии:
- Симфония № 24 K182 си-бемоль мажор, написанная в день 1 октября 1773 года, а не 3 октября;
- Симфония № 26 K184 ми-бемоль мажор, написанная в октябре 1773 года, а не в марте;
- Симфония № 27 K199 G-dur, написанная в январе 1774 г., а не в апреле 1773;
- Симфония № 28 K200 C-dur, написанная в феврале 1774, а не в ноябре 1774;
- Симфония № 30 K202 in D-dur, написанная 16 мая 1774, а не 5 мая 1774.
На первый взгляд, такие расхождения могут показаться незначительными, однако в действительности они имеют важное значение, учитывая молодость и фертильность Моцарта – даже одна неделя может изменить очень многое в жизни и творчестве молодого гения.
«Это было время, когда он превращался в того Моцарта, которого мы знаем, время, когда Моцарт был Моцартом»,
– рассказывает Артур.
«Моцарт в этот период попал под различные последствия в каждом месяце, и это открытие в значительной степени изменяет подход к этому времени в его биографии».
Ученый приводит пример:
«Мы знаем, что летом 1773 года Моцарт жил в Вене, а ранее считалось, что две из перечисленных симфонии были написаны для этой поездки. Но теперь ясно, что они были написаны после Вены, в ноябре и январе. И если ты, зная об этом, посмотрите на партитуры этих симфоний, то сразу же будут видны последствия, и эти вещи, которых Моцарт научился за эту поездку».
Открытие позволит ученым заполнить некоторые «белые пятна» в биографии Моцарта. Например, до сих пор не было известно ни об одном мои композитора, написанный в течение первых трех месяцев 1774 года.
«Совершенно ничего не было известно»,
— жалуется Артур. И продолжает:
«Но теперь мы знаем, что Моцарт делал в начале 1774 года. Это потрясающе!»
Не все девять симфоний из упомянутого тома датированы неправильно, но Джон Артур считает, что открытие правильных дат написания для пяти из них это очень важно:
«В симфониях К. 183, К. 201, которые датированы правильно, есть настоящие чудеса, которые могут быть объяснены и поняты гораздо лучше, если мы знаем, что правильные даты написания окружающих их симфонии. Учитывая их в нужном контексте, можно понять, каким образом Моцарт пришел в тех или других решений».
Тайна времени на написание этих симфонии возникла из-за того, что кто-то грубо ударила даты с оригинальной партитуры. Быть может, это было сделано для того, чтобы появилась возможность выдать их за более зрелые произведения, а не писания подростка.
«Датировка этих симфоний Моцарта всегда было проблемой»,
— объясняет Артур.
«Кто – мы не знаем, кто разрушил знакомств в правах рукописей, поэтому в течение последних 200 лет это было загадкой и задачей».
В течение XIX и большей части XX века, рукописи находились в руках частных лиц и ученые не имели к ним доступа. Единственным, кому удалось получить рукописи для исследования, был швейцарский музыковед Франц Гиглинг – это произошло в конце 1950-х-начале 1960-х годов. Его неверные выводы относительно датировок вошли в издание каталога Кехеля в 1964 году.
Каталог Кехеля – это полный список произведений Вольфганга Амадея Моцарта в хронологическом порядке. Обычно обозначается аббревиатурой K или KV. До сих пор было выпущено восемь редакцию каталога. Основные изменения и новшества были введены в третьей и шестой версии.
Первая редакция списка всех произведений Моцарта, составленный Людвигом фон Кехелем, вышла в 1862 году под названием «Chronologisch-thematisches Verzeichnis sämtlicher Tonwerke Wolfgang Amadé Дом» («Хронологический и тематический каталог полных музыкальных композиций Вольфганга Амадея Моцарта»). В каталоге указаны все известные Кехелю произведения Моцарта с номера 1 (фрагмент на клавесине, написанных Моцарта в детстве) 626 (Реквием).
Шестое издание каталога, подготовленное Франца Гиглингом, Гердом Сиверсом и Александром Вайнманом, была выпущена в 1964 году. В этой версии была продолжена традиция приписывания к номерам малых букв для вставки новых произведений. Чтобы добавить дорожку между двумя другими, уже пронумерованными маленькими буквами, до номера дополнительно приписывалась большая буква.
Седьмая и восьмая редакция каталога представляют собой перепечатку шестой, без каких-либо изменений.
Джон Артур говорит об этом:
«А ведь люди считают, что если это Кехель, это значит, что там все в порядке».
В настоящее время рукопись этих симфонии являются «жемчужиной в короне» Библиотеки Моргана в Нью-Йорке. Она передана коллекционером Робертом Овеном Леманом на длительное хранение.
Джон Артур, исследователь наследия Моцарта-консультант отдела книг и рукописей аукционного дома Сотбис в Лондоне, неожиданно для себя обнаружил, что его старший коллега, Франц Гиглинг, указал даты возникновения симфонии Моцарта неправильно. Это заняло три дня.
«Он читает эти даты, это очень трудно, а у меня в распоряжении было только увеличительное стекло. Но если смотреть долго, то можно рассмотреть. Поэтому для меня довольно удивительно, что кто-то читает, скажем, апрель 73, в то время, как там написано ноябрь 74».
Марк Браун, «The Guardian»
Об авторе