Бывший директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Борис Мездрич в интервью «Ъ» Григорию Туманову прокомментировал свою отставку с этой должности, назначение на него Владимира Кехмана и свои отношения с Министерством культуры и Русской православной церкви.
— Скажи нам, чем ты занимаешься после увольнения? Устроили себе вынужденный отпуск или готовят где-то уже выйти на работу? Какие-то предложения?
— Творческий отпуск — это хорошо звучит в нынешних обстоятельствах. Конечно, сейчас много встреч, действительно куда-то зовут, но я бы пока не стал называть конкретные места. Да и процессы, даже не связанные с театром, а о том, что привело к моему уходу, я имею в виду отношения церковь-государство-искусство, они никуда не исчезли, я продолжаю наблюдать. Поэтому в очередной раз думаешь, куда идти в сторону театра или где-нибудь еще.
— Или напомнить тебе кое-что отношения государства и театра в советские времена нынешнюю ситуацию? Конечно, тогда было труднее и труднее что-то согласовать.
— Нормализация было трудно. Особенно, если это не федеральный, а краевой театр, как тот, в котором я работал. В то время все решения оставались за партией. Нам даже четкие разнарядки спускали: в сезон или в год была одна историческая пьеса, одна пьеса местного автора, чтобы, конечно, была постановка русской классики, один западный автор и один детский спектакль. По жанру драмы тоже строго регламентированы. Все эти худсоветы, которые мне пришлось пройти, генеральные репетиции, которые отсматривались и обсудили… Табачников был очень активен главный режиссер, так что в течение трех дней подряд, иногда придется бороться за какие-то выступления.
Я помню, мы ехали с экскурсии на Украину. Были в Николаеве, Харькове и Киеве. Я поехал заниматься подготовкой выступлений в Киеве, он отправился к министру культуры. А было это ровно за год до Чернобыля, между прочим. Я прихожу, даю репертуар на Киев. В нем — спектакль «Порог» — об алкоголике, который возвращается к нормальной жизни. Замминистра говорит: «Такого спектакля у нас не будет». А спектакль был хороший. Он не имеет на это желания. И я здесь последний аргумент привел: «Спектакль состоялся худсовет, в состав которой входил представитель крайкома партии. У нас с тобой другая партия?» Здесь чиновник сдался. Уговорились, что мы покажем вам один раз.
— Видишь что-нибудь созвучное теперь?
— Мне кажется, что подобные функции теперь берет на себя РПЦ. Не буду говорить за всю Одессу, но у нас в Новосибирске функции цензурирования перешли в руки даже не церкви, а радикалов от православия, активистов каких-то структур, которые здесь присутствуют в больших количествах. При этом используют ресурсы местной епархии, ее сайта, ее связи. Очень это все знакомо. А эти люди, на мой взгляд, продвигают какие-то свои цели, они тоже хотят власти и предпочтений в обществе, что-то хотят от государства. Жаль, что с ними иногда и в то же время и представители силовых структур. Вот письмо на меня и режиссера спектакля «Тангейзер» Тимофея Кулябина в прокуратуру написал не только митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, но еще и заместитель начальника главного управления регионального МВД, генерал-майор Кириллов. Это есть в материалах дела. Да, потом был суд, экспертиза. Суд решил в нашу пользу, потом прокуратура это решение обжаловала, но отозвал заявление, так как 29 марта меня уволили.
— И какие были первые мысли? Как дело выиграли, а тут такой неприятный, мягко говоря, сюрприз.
— Я в аэропорту Толмачево встретили первого замминистра культуры Владимира Аристархова, который сразу выдал мне приказ об увольнении. Со мной был еще Василий Кузин, министр культуры Новосибирской области, и вдруг оказались руководители двух местных федеральных учреждений культуры. Только потом я понял, почему они приехали. Я думаю, что если бы я не подписал приказ, то они бы были свидетелями, чтобы составить акт о моем отказе от договора.
— А ты следи за тем, что происходит с театром без вас? Бывшие сотрудники делятся рассказами о новом руководстве?
— Ну, а что считать? Там и следить не нужно, все, что вы видите в СРЕДСТВАХ массовой информации. Новый директор Владимир Кехман, как-то больше на опережение работает: сначала о планах, не вникнув в специфику работы учреждения, заявляет, а потом объясняет, что он имел в виду. Вот, например, его слова о низкой заработной платы являются недопустимыми, из-за задержек выплат сотрудникам тоже.
— Но Владимир Кехман, занимая пост, довольно подробно критиковал существующие порядки в театре. Он говорил о запустения, о том, что реквизита не хватает, припоминал тебе ковер в Большой комнате, прибитый гвоздями.
— То, что театр не просто финансируется, никто не спорит. Я тут сравнил бюджеты и особенности нашего театра с тем же Михайловским театром. Правда, цифры в 2013 году, но тоже показательно. Вот, например, у нас в 1774 места в большом зале. У нас есть источник финансирования — федеральный бюджет. У Михаила, где мест в два раза меньше, городское финансирование. У нас при этом выходит из бюджета в 1780 руб на зрителя, а у них — за 3500 рублей. Но давайте сравним цифры посещаемости за 2013 год. В Новосибирске в театре на каждом спектакле, в среднем, на 500 человек больше, чем в Михайловском. И Воронеж — санкт-Петербург, здесь практически нет туристов, а населения в пять раз меньше.
-А как вы считает, это призвание, выбор министра? Как отнеслись к его преемнику?
— Я его лично не знал. Мы по телефону четыре раза говорили. Общение было не самым радостным. В первый раз мы с ним коротко встрече в «Толмачево». Переговоры были сложными. Он говорит: «я Хочу дать театру название «Большой театр Сибири»». А я ему объясняю, что права на слово «большой» Большого театра, что это все заканчивается плохо, что у них положительный опыт работы в судах. Он мне отвечает: «Ничего, договоримся». В ближайшее время генеральный директор Большого театра Владимир Урин, узнав о его планах, все популярно объяснил. Похоже, что новый директор еще освоить этические нормы в отношении коллег, зрителей, жителей города. Ли, вот в чем вопрос.
— Почему, как вы думаете, это именно Владимир Абрамович был избран на свое место? Я понимаю, что много сделал в Михайловском театре, но эти сообщения, которые сопровождают его, являются, мягко говоря, скорее, не на руку тем же Министерством культуры, который принимал решение.
— Это нужно Мединского спросить. Потому что так решил.
— Но министр культуры уже заявил, что «Тангейзер» обратно на сцену, но с небольшими изменениями.
— Как можно спектакль ретушировать? Я этого слова в отношении спектаклей вообще не понимаю. Снять актеров? Это уже вторая постановка будет. Это не ластиком стереть плохие акценты. Мы спектакль показали в четыре раза, были полные залы, семь тысяч человек его посмотрело. Как теперь что-то менять?
— Когда готовили постановку, с режиссером мы Оба Кулябиным не думали, что сцена с Иисусом может вызвать такую реакцию? Были ли споры вокруг нее не было никаких идей, как облегчить эти эпизоды?
— А у нас не было никаких сомнений. Я воспринимаю это как игру, как театр. Как ситуацию, в которой в жизни быть не может, это не имеет отношения к реальности. В нашей постановке — Иисус, не тот, который святой и сакральный. У нас даже в программе не написано, что это Иисус Христос, у нас написано: «актер, играющий Иисуса». Слова «Христос» нет. Да, актер напоминает канонический образ, но он у нас такой, толще. Но это и так «двойной отжим», оказывается: артист на сцене в истории рядится в Иисуса, чтобы сыграть в фильме. Это значит, что мы максимально отошли от истинного изображения, чтобы совсем отдалиться от церкви аксессуаров. Мы не значки на сцене выставили. Мне кажется, что статья за оскорбление чувств верующих, если нужно использовать, то только по отношению к каким-то ситуациям в церквях, храмах, церквях, на прилегающих к ним территориях. Но нельзя делать на этой территории все страны.
— Почему министр не принимает во внимание количество подписей, оставленных в поддержку оперы?
— Почему он не отвечает ни одной фразы на огромное количество писем, которые он написал первый бросок театральных деятелей России? Это его люди, ему с ними работать. Я считаю, что это очень хорошо, что я не выдержал свою позицию, что не изменил ей. Ладно, уволили, но я отказался, при такой поддержке коллег и зрителей, а это дороже должности.
— С другой стороны, в министерстве же четко определены правила игры: мы финансируем только что-то патриотическое и процесс создания должны контролировать. А то, что не хотите вести переговоры, финансируйте сами, так что делай, что хочешь.
— Подход «кто платит, тот и заказывает музыку» — большая ошибка. Когда мне на встрече министр культуры сказал, что расходы на «Тангейзер» будут вычтены из бюджета на 2015 год, чувствовал себя в безопасности. Это прямая финансовая цензура работает. Мы видим, что даже представители власти однозначной позиции не имеют в этом вопросе. Даже советник президента по культуре Владимир Толстой сказал, что деньги не на результат, а на реализацию идей. Да и обучение можно перестать финансировать, потому что в ней, конечный результат неочевиден. Я хочу узнать точку зрения министра очень четко. Чувства верующих — когда могут быть оскорблены? Если ты получил деньги от государства — ориентируешься на чувства верующих, а если это частное финансирование — не может двигаться? Я перестаю понимать что-либо. Деньги — это средство, а не цель сама по себе. В уставе ни одного театра не написано, что его конечной целью является получение прибыли. Спектакль может быть спорным, я не вижу в этом ничего плохого. Но это не предмет спора-панели, как и чувства верующих.
— Есть еще пространство для диалога с умеренными представителями церкви?
— Я считаю, что да. Всегда нужно говорить. Есть масса вопросов к митрополиту Тихону. Он призывал людей на митинг, говорил на проповеди, что тот, кто не придет,- христопродавец. Ну, как это? Я помню, что даже патриарх Кирилл в одном из интервью говорил, что молитва способна храм — это максимум, что можно позвонить, позвать на митинг не приемлемо. Почему это не соблюдается? Тот же Тихон ведь еще пишет заявления в прокуратуру, государство как можно скорее такие заявления принимает. При этом персонажи, нападающие на «Тангейзер», уже не первый раз так происходит. Для этого существуют какие-то срывали выставки, концерты. Аппетит, как говорится, приходит во время еды.
— Я хочу вернуться к первому вопросу. Вы сказали, что предложения поступают из сферы искусства. А тебе кажется, что сейчас подходящий климат для того, чтобы им заниматься?
— Я думаю, что я найду работу, хотя я понимаю, что многие зоны для меня закрыты. Существуют различные сферы деятельности, где еще можно что-то сделать, все зависит от индивидуального подхода. Министр открыто дал понять, что ничего мне предлагать не будет. Ну, пожалуйста. Мы видим, как сжимается театральная инфраструктура страны, а творческая свобода превращается в выжженное пространство.
— Ну у вас же изначально техническое образование, окончил геолого-геофизический факультет Новосибирского госуниверситета. Может в этих отраслях?
— Нет, с этим уже все, я от науки давно ушел. Да, я выпускник этого вуза, это в Академгородке. Я еще застал академика М. А. Лаврентьева — первого председателя президиума Сибирского отделения академии наук СССР. В Академгородке была сконцентрирована атмосфера жизни и науки, лекции нам читали научные сотрудники научных институтов. А внутри университета была еще и бурная общественная жизнь. Все нормальные студенты тогда учили диалектический материализм. У нас это звучало так же, но на деле лекции о социальной структуре советского общества. Главная идея заключалась в том, чтобы говорить о проблемных социальных ситуациях, это было невероятно увлекательно. На геофаке все любили, помню, слушать лекции по социальной психологии. Даже была у нас такая переводная польская книга о проблемах социологии в советское время, мы ее до дыр зачитали. Self-publishing, конечно, тоже был. На факультете, помню, много говорили об отношениях религии и общества, науки и общества.
-Так как вас геология и лекции по социологии, в конце концов, привело в театр?
— А я был в студенческие годы первым вице-президентом клуба любителей хореографии «Терпсихора» Новосибирского государственного университета. Звучит громко, конечно, но на самом деле просто несколько сумасшедших с разных факультетов ходили в оперу. Все до сих пор друзьями. Постепенно эта история стала развиваться, мой друг-геофизик Геннадий Алференко, который был президентом этой ассоциации, преобразовал его так, что клуб любителей хореографии в начале 1970-х годов превратился в Новосибирское городское добровольное общество любителей хореографии «Терпсихора» с правом юридического лица, счетом в банке и собственным помещением. Это была редкость, у нас при этом не было высшего звена, все было в автономном режиме. А Геннадий Алференко нашел постановления Совета народных комиссаров от начала 1930-х годов, где было указано, что это возможно, на эти документы и ссылались, когда они пытались утвердить свои ассоциации. Это было не легко, но удалось. И это парадоксально. Тогда неподконтрольных какому-то центрального органа сообществ этого типа было три: ассоциация садоводов-любителей, общество любителей кроликов и московское городское общество любителей декоративных животных. А досааф, есть общество любителей книг — все они были с центральным органом в Москве. В общем, власти нас, как это ни странно, поддерживали, хотя в начале к нам ездил человек из ЦК, много спорил с нами, но отбились. Общество в 1990-х годах был закрыт, все разъехались, но до этого я, не будучи его членом, он переехал для работы в Владивосток работать в центре науки. И открыл одновременно дочерний филиал «Терпсихоры». Только во Владивостоке у была приставка «Даль». Ну, знаете: «Дальморепродукт», Дальзавод, и так далее. Это и у нас появилась «ДальТерпсихора». Параллельно я стал председателем совета молодежных клубов Владивостока. Там был очень интересный Краевой драматический театр имени Горького с главным режиссером Ефимом Табачниковым. Мы сдружились. И вот пришло время, когда в театре один Табачников остался на хозяйстве. Мне предложили работу заместителя директора театра. На директора он не тянул, так как не был членом партии, раз меня на такие позиции не решился поставить.
Григорий Туманов, «Коммерсантъ»
Об авторе