Большой стала «страной глухих» режиссеров

Автор:Аида Воробьёвa

Большой стала «страной глухих» режиссеров

Норина – Венера Гимадиева. Доктор Малатеста – Игорь Головатенко. Эрнесто – Селсо Альбело. Фото – Дамир Юсупов/Большой театр.

Во вторник на Новой сцене Большого театра сыграли премьеру комической оперы «Дон Паскуале» Доницетти.

Я помню, что осенью 2014 года на премьере фильма «Сонеты Шекспира», которые ставил тогда еще мало известный широкой публике Тимофей Кулябин, директор Большого Владимир Урин сказал он мне заговорщицким голосом:

«Он будет у нас ставить «Дон Паскуале»!

Посмотреть «Сонетов», в котором режиссер использовал живое исполнение многих классических хитов, правда, заставил меня задуматься. А стоит ли отдавать не самую выдающуюся комическую оперу на милость новобранцу, который, кроме того, в «Сонетах» продемонстрировал слабое понимание музыки и плохо затыкал ею дыры в своем спектакле. Ему поставить «Дон Паскуале», несмотря на то, что петь «Сулико» на мотив траурного марша Шопена. Но директора Большого театра, это не мешало.

Потом началась громкая история с «Тангейзером» в Новосибирске. Я видел только просмотреть видео версию спектакля, которая сейчас выложена на торрентах. И после просмотра становится ясно, что «Тангейзер» – очень плохой и малоталантливый спектакль. Конечно, все мы против запрета на него и т. д. Но спектакль настолько плох, что он просто должен сказать спасибо церкви за рекламу.

Именно там в полный рост возникает проблема режиссерской глухота Кулябина на музыку вообще, а музыку Вагнера в частности. Правда у шеф-драматург Илья Кухаренко и много руководств и боеприпасов из числа театральных, а не музыкальных критиков. Но все из них, как, видимо, тоже проблемы со слухом. Когда в Тангейзере музыкальная сплошная линия Вагнера прерывается, чтобы все на что-то выкрикнула, это ли не лучшая демонстрация такого глухота?

В его «Тангейзере» важна только одна линия, страдающего режиссера, а он не Тангейзер. Потому что поэт сам должен поехать в плену дьявольской любви и отказаться от нее во имя любви возвышенной.

К сожалению, в спектакле Кулябина нет ничего о любви. Это просто ничего. Есть муки творчества, мельтешение киногруппы (20 минут первых музыки будет пропущен, ничего не происходит, кроме подготовки к псведосъемкам, дальше, правда, тоже ничего не происходит, это вампучное кино и театра, художники машут руками как в каждом плохом спектакле).

Вагнер написал оперу о безумно сложном выборе между раем и адом (пусть даже и стройные). «Тангейзер» о том, что Юнг писал о разделение образа женщины в сознании мужчин на два человека – богиню и дьяволицу. Но Кулябина не волнует любовь, инцестуальное что-то вытекает, когда страстная и поднялась Елизавета превращается в мать с жутким парике и в костюме секретаря райкома партии.

См. также:»Легенда о городе Ельце» дала начало театрально-концертному комплексу

До конца спектакля Кулябин, в конце концов, он запутался в собственных идеях и держался весь Вагнера к тонкой мысли об успехе внешнем и внутреннем, высокое качество всех закомплексованным художников.

Но между скандальным «Тангейзером» и «Дон Паскуале» была еще одна, мне кажется, символично работа режиссера: «Три сестры» Чехова, которую его актеры театра «Красный факел» играют на языке ГЛУХИХ. Они его специально учили несколько лет к этой продукции. И именно на этом спектакле Кулябин проявляется в полной мере, его стихия – глухота.

Что он оказался на премьере в Большом театре. «Дон Паскуале» – практически камерная опера, с минимальным количеством знаков, с небольшим хором, с уютной атмосферой. Музыка этой оперы может настроиться только в тот момент, когда на сцене блестящие вокалисты и художники. В вечер премьеры, к сожалению, мы не увидели и не услышали ни одного, ни другого.

Предоставленные сами себе актеры, с которыми плохо работали, зажаты и отчаянно жестикулируют, хлопочут лицом, искусственный играют легкости, радости, легкости. Режиссеру не до них дела, он сосредоточился на концепции, которая заключается в следующем.

Действие переносится в Римский университет, а Дон Паскуале становится выдающимся археологом, о чем снят весь фильм. Его выступление во время увертюры. В университетском актовом зале снуют актеры: старая секретарша Паскуале, работника, который полтора работы выставляет стулья, некоторые помощники, которые все время сидят на сцене и заполняют пустоту… Пустоту музыки, как считает режиссер.

Ему не хватает действия там, где Доницетти все кипит и сверкает, там, где возня добавками становится никому не нужным приема, мало что открытия в музыке.

В результате почти камерная опера и проводится в здании университета, в мрачных и отвратительно выглядящие декорации Олега Головко. Наверное, такой стенку я смотрю на сцене «Красного факела» в Новосибирске, но в Большом театре это все выглядит ужасно провинциально и просто некрасиво. Не было места для творчества, и Гали Солодовниковой, художницы по костюмам.

См. также:В Казани пройдет пятый международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень»

Вообще, налет провинциальности – это самый страшный грех из всех последних премьер Большого театра. Когда Кулябин начинается третий акт дискотекой в розовом тумане, это вызывает восторг только у неискушенной части аудитории. Норина команда, разбалтывающая альцазельцер в ритм колоратурам, «специалист по фандрейзингу» доктор Малатеста…

Все это, кажется, Кулябину революционных методов, и видно, что упивается своими находками. Но проблема в том, что практически все это во второй раз, и не раз встречала на мировой сцене. А может, это плохие советы драматурга, который любит публично комментировать видео и заново их?

«Тангейзер» и «Дон Паскуале» представляют для меня все, что мы ненавидим в этом, когда театральные режиссеры забегают за заработком на оперную территорию. Когда режиссер не ставит музыку, даже не текст, а сюжет, который ранее, в течение долгих раздумий дисков в кажущуюся ему оригинальную концепцию.

Далее начинается кирзовыми сапогами нажать на оперу в рамках своего выдающегося решения, там, где пробуксовывает, меня не волнует, потому что общее важнее. Оказывается, что публика откровенно скучает, все три акта, многие команды, в которых музыка является полный обаяния и юмора, и вовсе проходят при гробовом молчании, даже если доступны субтитры.

Что касается музыкального воплощения, здесь слишком много вопросов в театр. Дирижер из Польши Михал Клауза не показывает ничего такого, за что бы его стоило выписывать в Москву. Под стать ему и двух вокалистов – Джованни Фурланетто (Паскуале) и селсо Альбело (Эрнесто). Таких певцов у нас пруд пруди, Фурланетто давно годится только на роль компримарио. И выглядит это немного даже жлобством: пока Мариинка не жалеет денег на Ферруччо Фурланетто, Большой, бросает вызов своему зрителю, мало кому известного Джованни.

На их фоне выделялся «наши» – Венера Гимадиева (Норина) и Игорь Головатенко (Малатеста), хотя их достойный вокал и пытается заполнить режиссерские пустоты собственным представлением о своих персонажах, тоже нельзя было назвать идеальными. И хотя Дмитрий Вдовин после моей статьи, опубликованной две недели назад, любит поиронизировать по поводу выступления Молодежной оперной программы, на верхней сцене театра, в той же Гимадиевой хорошо видно, как ей нужен толковый режиссер.

См. также:Odessa opera представила старую любовную историю по-новому

Но с толковыми режиссерами в Большом театре в последнее время не имеет значения. Ровно год назад, из «Свадьбы Фигаро» Моцарта в постановке Евгения Писарева начался новый этап в истории Большого театра.

Премьера за премьерой выпускают режиссеры, которые заскакивают в Значительной потому, что не могут отказать директору. «Кармен», «Иоланта», «Екатерина Измайлова», а теперь «Дон Паскуале» – это спектакли, которые ставили режиссеры, которые не хотели слушать музыку. Быть может, потому, что они не собираются больше работать в этом жанре. А впереди еще спектакли штайна и Шапиро.

Но я хочу понять, почему Большой театр испытывает так много случайных людей, хотя и имеющих вес в мире драматического театра? На протяжении многих лет Большой пытается выбраться из творческой ямы, а нынешний процесс напоминает какой-то специальный саботаж. Вы можете приглашать режиссеров и дебюты в опере, хотя бы для эксперимента. Но просто не года подряд, это ясно.

Быть может, в случае Кулябиным был расчет на коммерческий успех, на волне скандала с «Тангейзером», хотя это и цинично. Так вот, в первый раз, мне кажется, билеты распроданы даже на премьерный блок. Их можно купить уже сейчас на сайте театра, хотя максимальная цена 4 000 руб., а мест на Новой сцене – около 850.

Так что обречены смотреть (и наслаждаться) тем выступлений многих театральных критиков, которых набежало раза больше, на премьеру. А им все равно, кто поет и как поет. В ближайшее время в этот театр вообще будут ходить только те, которым наплевать на музыку. Только дискотека в розовом дыму было больше…

Вадим Журавлев

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ