Большой ребенок с гобоем

Автор:Аида Воробьёвa

Большой ребенок с гобоем

Хайнц Холлигер. Фото Getty Images/Fotobank.pl

Илья Овчинников о музыкальном фестивале «Окно в Швейцарию» и его звезды — легендарной гобоисте, «последний из могикан» Хайнце Холлигере.

Год назад прошло 200 лет с момента установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. Этот день был посвящен целый ряд музыкальных событий: московский ансамбль «Студия новой музыки» провел серию из пяти концертов AlpenFest, где была только академическая музыка Швейцарии. Московский ансамбль современной музыки под руководством швейцарского дирижера Оливье Кюанде представил в четырех городах России цикл миниатюр, принадлежащих, в первую очередь, швейцарских авторов.

Еще ближе познакомиться композиторов и исполнителей из страны самых точных часов и самых надежных банков, можно было на III Московском Международном фестивале камерной музыки «Окно в Швейцарию». Сегодня открывается четвертый раз; самой яркой звездой будет известный во всем мире музыкант, Хайнц Холлигер, своего рода «Ростропович оба». Его авторский концерт, который состоится 8 апреля в Большом зале Московского дома композиторов до 19:00.

Гобоист, дирижер и композитор Хайнц Холлигер, год назад отметивший 75-летие, — живая легенда современной музыки. Учиться играть на гобое и сочинять Холлигер начал одновременно, позже начал вести свои собственные произведения, а затем расширил репертуар и сегодня известен как музыкант-универсал моцартовского типа.

«Такое сочетание является более чем естественным. И Бах, Моцарт, Мендельсон были такими же выдающимися исполнителями, так и композиторами, — хотя, конечно, я себя с ними не сравниваю»,

— считает маэстро.

Холлигер — гобоист-виртуоз, который открывает целый ряд новых приемов игры на гобое. Для него писали практически все крупные композиторы второй половины ХХ века — Шнитке, Денисов, Лютославский, Штокхаузен, Берио, Хенце, Картер и многие другие; Холлигеру было посвящено более ста работ.

Произведения композитора Холлигера, написанные сложным, изысканным языком, на фоне которого могут показаться довольно «понятные» даже трудно почерк его учителя Пьера Булеза (Холлигер очень горжусь тем, что был одним из немногих официальных учеников Булеза в классе композиции). Но как дирижер и солист Холлигер всеяден: в его репертуаре-музыка нескольких веков — от Вивальди, Альбинони и Баха до Шенберга, мессиана и Лигети. Иногда Холлигера можно увидеть и фортепиано, и за клавесином. В 75 лет маэстро похоже, скорее, на большого ребенка, чем на легендарного «музыка»: очень дружелюбный и разговаривает с тобой так, будто для него в этом мире нет ничего интереснее этого разговора.

На вечере в Доме композиторов прозвучат композиции самого Холлигера («Музыкальные предложение для Аврелия» для двух флейт, двух скрипок и валторны, «(t)air(e)» для флейты соло «Panrei» для флейты соло и оркестра, Дуэты для двух скрипок), а также посвященные ему произведения: «Соло на гобой, и «Романтическая музыка» для гобоя, арфы, скрипки, альта, виолончели Эдисона Денисова, «Микроструктуры» для гобоя соло Леонида Грабовского, «Ночи умопостигаемого света» для гобоя и клавесина санта-Клауса Хубера.

В концерте примут участие известные московские солисты Владислав Песин, Илья Рубинштейн, Михаил Дубов, Ольга Ивушейкова и другие, а также швейцарский флейтист Феликс Ренггли, много лет работающий с Холлигером. 11 апреля в Москве в средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных Ренггли даст мастер-классы.

Хайнц Холлигер — не первый исполнитель подобного калибра, на долю которого украшает «Окно в Швейцарию». Фестиваль впервые состоялся в 2012 году, его художественный руководитель — флейтист Валерий Прошутинский, руководитель ансамбля Телеман-Консорт. В предыдущие годы звездами фестиваля были валторнист Аркадий Шилклопер, виолончелист Иван Монигетти, блокфлейтист-Морис Штегер, альтист Флориан Мор — солист оркестра Цюрихской оперы, Фрайбургского барочного оркестра и ансамбля La компонент scintilla.

Исторически сложилось, что фестиваль «Окно в Швейцарию» представляет широкую палитру жанров, не только академической музыкой. Когда в Доме композиторов будут звучать утонченные, эстетские писания Холлигера и его современников, и в то же время в Прокофьевском зале Музея имени Глинки можно будет услышать традиционные альпийские мелодии и джаз в исполнении фолк-джаз-группы «Трио Альбина Бруно». Сам Брун не только будет играть на саксофонах и швейцарском аккордеоне, но и выступит в роли аранжировщика, представляя свои версии швейцарских народных мелодий. Украшение вечера — певица Иза Висс (сопрано, йодль). Днем позже, 9 апреля, эта же программа будет представлена в зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга; первый выход фестиваля «Окно в Швейцарию», кроме концертных залах Москвы.

Заключительный концерт фестиваля — 10 апреля, также в Прокофьевском зале Музея имени Глинки, где, в конце концов, выйдет из тени, организатор и инициатор «Окно в Швейцарию» Валерий Прошутинский. Во главе своего ансамбля Телеман-Консорт», Москва он предложит аудитории смешанные программы, где европейского барокко встретится с современной швейцарской музыки: с одной стороны, концерты, кантаты, трио-сонаты Телемана, Альбинони, Глетле, Альбикастро, с другой — сольные куски и дуэты наших современников Альберта Мешингера, Альфреда Циммерлина, Макса Келлера и снова Хайнца Холлигера.

Сам Холлигер в этот вечер выступит в Большом зале консерватории в качестве дирижера и солиста. За пультом Государственного академического камерного оркестра России, ведущего родословную от знаменитого оркестра Рудольфа Баршая, маэстро представит «Траурную» симфонии Гайдна и искусство «Musica Concertante» для струнных, Шандора Вереша, классика швейцарской музыки XX века. В качестве солиста Холлигер исполнит один из концертов Иоганна Себастьяна Баха и Вариации Рудольфа Кельтерборна, а на закуску предложит одно из его последних произведений «Мета Arca» для скрипки и струнных (солистка Екатерина Назарова).

Холлигера можно назвать «последний из могикан», в которой лица, нас разделяет одно рукопожатие от нескольких десятков выдающихся композиторов последних десятилетий. В течение многих лет не выступал в России и одна из немногих возможностей, чтобы увидеть и услышать легендарного музыканта — концерт в Большом зале консерватории, пестрый, как сама швейцарская музыка, и универсальный, как тот же Хайнц Холлигер.

Илья Овчинников, Colta.ru

Об авторе

Аида Воробьёвa administrator

Оставить ответ