В Лондоне окончательно был утвержден новый пост Саймона Рэттла (в 2017 г. он превратится в главного дирижера Лондонского симфонического оркестра, смена на этот пост Валерия Гергиева), и теперь все внимание приковано к Берлинскому филармоническому оркестру и к вопросу о том, кто руководит в качестве главного дирижера.
Настало время передать эстафету. Саймон Рэттл, чтобы стать музыкальным руководителем Лондонского симфонического оркестра, в 2017 г., а в и в то же время, чтобы покинуть свой пост дирижера в Берлинском филармоническом оркестре.
Так как в масштабах классической музыки эти три года — только дуновение ветра, Берлинскому филармоническому оркестру нужно сейчас задуматься о том, как найти нужного человека до 2018 года.
Мужчина? Ответ «Да». Учитывая негативное отношение равенства полов в высших дирижерских круги, можно сделать вывод, что следующий главный дирижер снова будет мужчина, по крайней мере на некоторое время (хотя ничто не мешает обратить внимание на представителей слабого пола, как Симона Янг, Эммануэль Аим и Сусанна Мялкки, которые дирижировали оркестром в предыдущие годы).
11 мая 2015 г. состоится первый раунд закрытого голосования среди 124-х членов Берлинский филармонический оркестр, который будет определять следующий главный дирижер. Так как этот факт был хорошо известен и находится в окружении огромного количества слухов, Берлинские филармоники долго будут обсуждать это назначение. Голосование, скорее всего, будет проходить в несколько этапов, во время которых будет выбран окончательный кандидат, набравший наибольшее число голосов.
Проблема в том, что среди наиболее известных современных дирижеров наблюдается большая разница в возрасте. Есть много молодых кандидатов, не имеют достаточного опыта за спиной, но обладающих необходимой харизмой — это правда, что все они в настоящее время уже занимают солидные должности (см. ниже), а также многоуважаемые и почитаемые представители старшего поколения, чье время и энергия, безусловно, более ограничены.
Тем не менее среднее поколение дирижеров, которые уже в 40 или в 50 лет, имея соответствующий баланс сил, опыта и амбиций, в значительной степени выходит из поля зрения Берлинцев, — а также из поля зрения более широкой оркестровой среде. Энтузиазм молодости или супер-зрелость — это, кажется, единственное состояние, в котором сегодня может быть великий дирижер.
Вот мое видение ситуации, на основе догадок, а также изрядной доли слухи.
1. Кристиан Тилеманн
Возраст: 55
Текущее место работы: главный дирижер Саксонской государственной капеллы
Вероятность назначения: 5/10
Признан великолепие Тилеманна в постромантическом репертуар (в частности, Брукнер, Штраус и Вагнер, но не Малер, к которой он испытывает меньше симпатий), его давняя страсть к немецкой — особенно прусской культуры, исторический символ, который как раз является Берлинский филармонический оркестр, а также сотрудничество с Гербертом фон Караяном невозможно игнорировать.
Но ограничения в свой репертуар, наряду с политическими пристрастиями может оттолкнуть некоторую часть аудитории, особенно международных, чья поддержка так важна для репутации Берлинских филармоников.
2. Андрис Нельсонс
Возраст: 36
Текущее место работы: музыкальный руководитель Бостонского симфонического оркестра
Вероятность назначения: 7/10
Новое пришествие Олимп классической музыки состоится, когда Нельсонс занял пост музыкального руководителя Бостонского симфонического оркестра в этом году. Позже в этом году он уйдет Симфонический оркестр Бирмингема. Он также может рассматриваться как один из фаворитов на пост главного дирижера Метрополитен-опера, когда ты уйдешь, Джеймс Левин (Левин в течение длительного времени, одновременно является главным дирижером Метрополитен-опера и Бостонский симфонический оркестр — прим. ред.).
Уйдет ли он в Бостоне название Берлин? Я думаю, что это маловероятно. Ему интересны оба варианта, но он не захочет, чтобы сделать лучшее, на должность главного дирижера в Бостоне, а в Берлине можно рассматривать уже в качестве следующего места работы, после Бостоне.
3. Янник Незе-Сеген
Возраст: 40
Текущее место работы: музыкальный руководитель Филадельфийского оркестра
Рейтинг симпатий Берлинских филармоников: 5/10
Аналогичная ситуация: Незе-Сеген недавно возобновил свой контракт в Филадельфии до 2022 года и сумел завоевать расположение многих зрителей и критиков везде, где работал, а также любовь оркестров — как, например, Камерный оркестр Европы или Лондонского филармонического оркестра.
Учитывая его преданность Филадельфии, и его успех там, можно сделать вывод, что искушение Берлина не станет настолько сильным, чтобы разорвать его американских обязательств.
4. Густаво Дудамель
Возраст: 33
Текущее место работы: музыкальный руководитель Лос-Анджелесского филармонического оркестра
Вероятность назначения: 5/10
Дуд с часами Rolex и Берлинский оркестр филармонии — это, прежде всего, мечта пиарщика (Густаво Дудамель является рекламным лицом компании Rolex — прим. ред.). Однако Дудамель — серьезная фигура в мире классической музыки: его работы в Лос-Анджелесе, где он расширил свой репертуар, как и объем самого оркестра — это именно то, что ему нужно на ближайшие несколько лет.
Поездка в Берлин на данном этапе может изменить все планы. Но он, как и Нельсонс, всегда будет иметь в виду, когда берлинцам нужно новое лицо во главе.
5. Марис Янсонс
Возраст: 72
Текущее место работы: Главный дирижер симфонического оркестра Баварского радио
Вероятность назначения: 7/10
Янсонс был достаточно популярен, но его назначение было не столь долгосрочные (если, конечно, не последовал примеру Пьер Монте, что в возрасте 86 лет подписал контракт с Лондонским симфоническим оркестром на двадцать пять лет, с возможностью его продления).
Янсонс, вероятно, самый почитаемый из всех мастеров своего поколения, работающих в наше время, и это может превратиться в «космического» чудо, все, с чем имеет дело (это его собственный термин для тех редких случаев, когда во время концерта все сливается вместе). Может быть, он не влечет за собой берлинцев в новую эпоху, в смысле набор или инновационных выступления, но я уверен, что он будет в состоянии наблюдать и укрепления музыкальных ценностей в команде. Кстати, его текущий контракт с баварцами как раз заканчивается в 2018 году.
6. Даниэль Баренбойм
Возраст: 72
Текущее место работы: музыкальный руководитель Берлинской государственной оперы/капелла
Вероятность назначения: 7/10
Кандидат Баренбойма рассматривать как альтернативу Рэттлу еще в 1999 году. Может быть, наконец, настало время? Его берлинское влияние уже распространилось в Берлинской государственной оперы и в Академии.
С ним ситуация такая же, как и с Янсонсом — можно взять на короткий период, хотя и не известно, захочет ли он покинуть свой оперный театр имени Филармонии, и сколько времени сможет он сдать оркестру. Они могут поразительно музицировать вместе, что оказалось концерт в кельне в 2010 году.
7. Рикардо Шайи
Возраст: 62
Текущее место работы: Главный дирижер театра «Ла Скала» в Милане, музыкальный руководитель Лейпцигского оркестра Гевандхауза
Вероятность назначения: 4/10
Этой встрече было бы равнозначно музыкальной роль для возрождения итальянской оперной культуры своей родины, также как и продление контракта в Лейпциге до 2020 года. В этом городе он получил признание за изменение консервативных устоев оркестра своим смелым радикализмом, который слышал в записи Бетховена, Брамса, Шайи, недавно отзвучавших в Ла Скала (где в 2017 г. он вступит в должность музыкального руководителя). По сравнению с оперы театра, Берлинцы, скорее всего, перейти на второй план.
8. Рикардо Мути
Возраст: 73
Текущее место работы: музыкальный руководитель Чикагского симфонического оркестра
Вероятность назначения: 4/10
Мути мог бы быть еще один достойный кандидат, но может случиться так, что он останется за Янсонса и Баренбойма.
9. Кирилл Петренко
Возраст: 42
Текущее место работы: музыкальный руководитель Баварской государственной оперы
Вероятность назначения: 4/10
Название Петренко, мало известно в англии, но в Германии он является одним из самых известных дирижеров. Теперь он укрепляет свою репутацию в Государственной оперы в Мюнхене, и, хотя он был в состоянии привести в трепет слушателей в Байрейте своей интерпретации вагнеровского «Кольца Нибелунга», еще слишком рано, чтобы сделать прыжок из оркестровой ямы на сцену Берлинской филармонии.
10. Некоторые другие…
Есть еще несколько дирижеров, которые тесно связаны с Берлинской филармонии и на кого следует обратить внимание: Даниэль Хардинг (еще один очень серьезный будущий кандидат), Пааво Ярви, Спермы Быков и Владимир Юровский.
11. Никто из выше. Это, как правило, никто.
Есть такая мысль: почему Берлинской филармонии нужен главный дирижер? Они уже имеют налаженные связи со всеми выше провода, как и многие другие, так что они легко могут планировать сезоны их выступления с Янсонсом и Хардингом, с Нельсонсом и Баренбоймом, с Харви и Петренко, просто привлечь нужного человека в нужное время. С таких опытных музыкантов, которые имеют большие возможности и влияние, Берлинцы, как, вероятно, ни один оркестр в мире, может вести себя, не теряя своей внутренней музыкальной индивидуальности.
Как мне сказали некоторые из музыкантов, они уже чувствуют, что в значительной степени обойти их дирижеров. Это была бы прекрасная возможность для них, чтобы доказать это. Оркестр, который привлекает различных звездных маэстро для знакомства, может стать самым популярным в оркестровой музыки в любом месте, где играть, а музыканты имели больше свободы, и, таким образом, судьба коллектива была в его руках. Единственная проблема может быть в том, что внутреннего трения в оркестре могут выйти из-под контроля, а без управления творчески мыслящего главного дирижера, как Рэттл, консерватизм может сместить творчества. Но лучше, чтобы управлять оркестром самих, чем о снижении уровня игры, благодаря назначению на дирижера, который не был полностью готов к управлению такой банды.
В принципе, я думаю, что лучший выбор — это Янсонс или Баренбойм. Они могли бы превратиться в своего рода «бабьим летом», в ходе которой более молодой маэстро наберутся опыта для такой должности. При всем этом они, вероятно, выберут кого-то, когда я даже не упомянул. Поживем-увидим.
Это Сервис, «The Guardian». Перевод — Андрей В.
Об авторе